double arrow

Чтение и рассказывание сказок


Теперь разберемся с чтением и рассказыванием сказок. Мы говорили, в каком возрасте у детей появляется стремление и возможность воспринимать сказки на слух. Хочу отметить, что дети в любом возрасте очень любят короткие песенки-потешки. Когда вы что-то делаете и сопровождаете это стишками. Давайте разберемся с систематизацией этого материала, потому что короткие песенки-потешки, которые можно выучить и благополучно рассказывать ребенку, – их достаточно много. Фольклорный материал продается в магазинах в больших количествах, но дается там совершенно без систематизации. Это просто такой хаотичный разрозненный материал, который незнамо как использовать. На самом деле, он всегда использовался прицельно и делится на некие категории, которые и дают вам возможность потом это использовать в быту. Давайте мы их опишем. А какие-то авторские придумки еще не прошли многолетнюю апробацию опытом. Вы, конечно, можете пихать ребенку всякую шелупонь и что-то оставлять или отбрасывать в зависимости от его реакции. Но вам все равно ее придется систематизировать по каким-то категориям.

Во-первых, существуют наборные сказки и песенки. Это то, что набирается. Классический пример наборной сказки – это «Теремок»: когда у нас появилась муха-горюха, потом комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка. Персонажи набираются и приходят к какому-то числу. Туда же относится «Колобок», «Репка». Вот пример наборной сказки:

– Кисонька-мурлысонька, где была?

– Коней пасла.

– Где кони?

– За ворота ушли.

– Где ворота?

– Огонь сжег.

Тоже набирается определенное количество действий. Дети очень любят наборные песни. Такая песня была: «Ах ты дружка, моя подружка, на чем играешь – не понимаю. А я играю, все понимаю, на барабане я играю. Бум барабан!» Там куплет все время повторяется один и тот же: «Ах ты дружка, моя подружка, на чем играешь – не понимаю. А я играю, все понимаю, а я на скрипочке играю. Тили-тили, моя скрипка! Бум барабан мой!» И дальше: «Тирли-ти, моя гармошка, ду-ду-ду, моя дудка, фьюти-фьюти, моя флейта», и в конце всегда «бум, барабан мой». Дети в восторге, а взрослые не понимают смысл этой песни.

Существуют познавательные песенки-потешки. Это те, которые что-то описывают. Они могут сочетаться с наборными. Вот, например:

– Есть ли у тебя твой добрый конь?

– Есть у меня мой добрый конь.

– Есть ли на коне тесьмяная узда?

– Есть на коне тесьмяная узда.

И дальше мы перечисляем. У нас есть седло, стремена и, в конце концов, всю сбрую перечислили. Она и познавательная, и наборная в то же время. Другой пример познавательной песенки: «Как у нашего кота шубка очень хороша. Как у котика усы удивительной красы. Глаза смелые, зубки белые. Выйдет котя в огород – всполошится весь народ». Туда же: «Уж как я мою коровушку люблю». Там описывается, что мы с этой коровой делаем: чем мы ее кормим, как мы ее доим, когда мы ее выгоняем – описаны практически все действия с коровой. Обратите внимание, если не обращали раньше. И вот тоже: «Раным-рано по утру пастушок туру-руру. А коровки в лад ему закричали му-му-му! Ты, буренушка, ступай, в чисто поле погуляй. А вернешься вечерком, нас напоишь молоком». Вот видите – описание бытовой части жизни. Доят корову-то вечером, выходит!

Кроме этого, существуют хвалебные песенки. Это для того, чтобы дитя подбодрить, поддержать, похвалить. Знаете такие: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька, опушка бобровая, Маша чернобровая». «Наша доченька в дому – что оладушек в меду. Что оладушек в меду, сладко яблочко в саду».

Следующий момент – это воспитательные песенки. В частности, пример воспитательной песенки – это «Петушок, петушок, золотой гребешок! Что ты рано встаешь, громко песни орешь, Ване спать не даешь?» Не ори, когда другие спят – очень простой смысл. «Киска, брысь, киска, брысь, на дорожку не ложись! Наша деточка пойдет, через киску упадет». То есть нечего валяться на дороге, когда люди ходят. «Пошел котик на Торжок, купил котик пирожок. Самому ли съесть или Боре снесть? Я и сам откушу, я и Бореньке снесу» – значит, делиться нужно. Таких примеров достаточно много.

Существуют песенки-приговорки, которые сопровождают какое-то действие, событие. Вот, например: «Дождик, дождик, полно лить, наших детушек мочить. Радуга-дуга, не давай дождика, давай солнышка-колоколнышка». Тоже знаете, наверняка, про божью коровку: «Божья коровка, полети на небо, как там твои детки кушают конфетки. Всем собакам раздают, а тебе не дают».

И существует такой разряд песенок, как прибаутки. Прибаутки – это такое «тра-ля-ля», когда просто «тра-ля-ля» и так занимательно и, в общем-то, ни про что. «Как на нашем на лугу стоит кринка творогу. Две тетери прилетели, поклевали, улетели». «Чики-чики-кички, березовые лычки. Летели две птички ростом невелички. Как они летели, все люди глядели, как они садились, все люди дивились». И вроде бы и язык работает, и ни про что. И ребенок доволен до упаду. У меня дедушка знал таких песенок огромное множество. Я помню, когда он начинал со мной заниматься в 10 утра, у него рот не закрывался до часу дня, но я так и не помню смысла наших собеседований. Тоже, кстати говоря, очень известная: «Тень-тень-потетень, выше города плетень. Сели звери на плетень, похвалялися весь день». Это тоже прибаутка, там информации очень мало. «Похвалялася лиса: всему свету я краса». Никакого описания нет, но очень весело. «Скок-поскок, молодой дроздок. По водичку пошел, молодичку нашел». Смысла никакого, но так хорошо! И попрыгать можно.

Еще существуют сказочки. Сказочки отличаются от сказок тем, что они даются в стихотворной форме. Пример такой сказочки – это сказка про козла бабушки Варварушки. Я вам немножечко расскажу.

«У бабушки козел, у Варварушки седой. Он под печкой живал, всё сухарики едал. Отпросился козелок у бабушки на часок погулять во лесок». Короче говоря, он просился, просился, бабушка его сначала не пускала, говорила: «Волки тебя съедят». Потом-таки согласилась. Он пошел в лесок и встречает зайца. И говорит зайцу: «Ах ты зверь, ты зверина, ты скажи свое имя. Ты не смерть ли моя, ты не съешь ли меня?» А заяц ему отвечает: «Бог с тобой, и не смерть я твоя, и не съем я тебя. Я заинька уже серенький, зимой беленький. Я по лесу хожу, себе корму ищу». И пошел он дальше, встретил лису, медведя, а потом на него напали семеро волков, он каким-то чудом спасся, пришел к бабушке Варварушке, и всё у них стало очень хорошо. Но у каждого зверя он так и спрашивает всю сказочку: «Ах ты зверь, ты зверина, ты скажи свое имя. Ты не смерть ли моя, ты не съешь ли меня?» И все говорят, что сильно это нам надо.

И еще существуют приговоры. Они отличаются тем, что сопровождают действия по отношению к ребенку. Когда умывали, приговаривали. Дитя если сопротивляется, когда его умывают, ему зубы заговорили, оно расслабилось и умылось. Вот ему говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб глазоньки блестели, чтоб щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса». Они в основном служили, чтобы отвлечь ребенка. Мы говорили, что он умываться и расчесываться не любит, а если надо? Заговорили ему зубы и расчесали его под эту лавочку. Вот и весь мистический смысл.

Теперь – колыбельные. Те колыбельные, которые пишут в книжках, например: «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай, белолапа, не скули, мою Таню не буди». Очень ее часто печатают. Эта песенка предназначена не для того, чтобы баюкать ребенка: не та здесь стихотворная форма, которую поют. Эти песенки не поют, их рассказывают, когда готовят ребенка ко сну. Мы с вами говорили о ритуале укладывания. Это как раз используется в ритуале, когда мы готовим ребенка ко сну. Вот она начинает проговаривать эти песенки. А потом, когда совсем уже засыпают, начинают колыбельную петь. Но поют другую колыбельную, у которой совершенно другая форма стиха и которую можно петь. Урок пения в нашу программу не входит. Давайте я вам скажу опознавательные знаки. Настоящая колыбельная песня – это та песня, под которую взрослый засыпает в течение 5 минут. А ребенок – в течение 3 минут. Все остальное – это ерунда. Ставили эксперименты фольклористы: действительно, целый зал заснул за 5 минут. Это все есть, но его надо уметь искать и различать – это большая программа. Я уже давно закончила заниматься фольклором, и у меня связи утрачены, к сожалению. Их можно восстановить, но мы еще не дошли до этого места нашей программы, чтобы включить вокал в воспитание детей. Думаю, у нас все впереди.


Сейчас читают про: