Познание мира

Теперь разберемся с познанием мира. Что малыш должен к 3 годам хорошо знать? Я буду вам просто комментарии делать. Во-первых, мы должны знать домашних животных – как они называются. Давайте я вам покажу, как должна быть организована книжка для ребенка этого возраста. Нам надо, чтобы на картинке было изображено одно то, про что мы рассказываем: вот корова, у коровы теленок, корова говорит «му». Нам не надо, чтобы другие объекты нас отвлекали. Это коза, у козы козленок, коза говорит «ме». Мы должны знать, как домашние животные выглядят на картинке и как они выглядят в жизни. Нужно позаботиться о том, чтобы ребенок все-таки увидел корову, козу, овцу, свинью живьем. Пару раз точно нужно показать. Но если вы лето проведете рядом с коровой, этого будет достаточно.

Теперь птицы. Мы должны знать про самых распространенных домашних птиц, как они выглядят, как кричат и как пищат их дети. Помимо домашних птиц, у нас есть городские птицы. Среди городских птиц – голуби, вороны, воробьи, скворцов даже можно найти, стрижей и ласточек. С грачами сейчас напряженно. Из лесных птиц кого бы хорошо увидеть? Кстати говоря, в наших лесопарках много птиц. Соловья вы не увидите, но хотя бы услышите и увидите на картинке. Сойку можно увидеть, сороку, дятла, синицу, трясогузку, чайку. Каких-то птиц можно увидеть в зоопарке.

Вот с лесными зверями у нас напряженно. Лесных зверей только в зоопарке или на картинке можно увидеть. Здесь у нас дается список, кого хорошо было бы, чтобы ребенок знал, как выглядит. Кого можно показать живьем? Белка, крот, землеройка, ежик. Кстати, мы в Битцевском парке видели зайца и даже успели его рассмотреть.

Земноводные пресмыкающиеся и улитки. У детей это относится к одной категории – мокрые звери. К ним относятся змея, уж, лягушка, земляная жаба. Вы знаете, что есть разница между лягушкой и земляной жабой? Лягушка гладкая, а жаба пупырчатая, у нее бородавки на коже, размером она побольше и квакает попротивнее. Ящерок можно увидеть, они на дачах бегают и хвосты роняют. Тритонов, черепах можно увидеть в зоомагазинах. Это даже лучшее место, чем зоопарк; и на Птичий рынок можно съездить. Улитка, слизняк – можно посмотреть на прогулке. Он замечательно прячет рожки, потом их высовывает. Правда, ребенок в конце почему-то очень хочет его затоптать, но его можно увести. Слизняк – без раковины. Моллюск – в раковине. Моллюсков можно посмотреть в зоомагазинах и в супермаркетах, где продается живая рыба, живые раки. Черепаху тоже хорошо бы посмотреть в зоомагазине – сухопутных и плавучих.

Следующий момент – рыбы. Аквариумные и речные. Аквариумные рыбки у ребенка относятся к одной категории, он их не различает. Он знает, что это что-то такое пестрое плавает. Из речных рыб у нас перечислены щуки, окуни – это хорошо посмотреть в обычном магазине. Еще у нас отличаются раки и крабы.

Теперь что касается бабочек и насекомых. Ребенок вполне может выучить бабочек и насекомых средней полосы России, которые наиболее распространены. У вас дается список, кого он может выучить. Бабочек они очень хорошо различают по видам и требуют сказать, как они называются. Если вы сами ориентируетесь, кто у нас лимонница, кто голубянка, а кто адмирал, и можете их показать ребенку, то мы их выучиваем сразу. Еще среди бабочек выделяются мотыльки. Знаете, чем бабочка отличается от мотылька? Мотылек отличается от бабочки быстротой взмахов крыльев. А бражник знаете, как выглядит? Это толстая бабочка, которая быстро-быстро двигает крыльями и пьет нектар из цветов, вися в воздухе. Это как раз мотылек.

Если вы знаете, как выглядят жуки, вы их можете показывать. Майского жука можно найти в Москве. Я один раз видела лёт майских жуков. Они почему-то решили все летать перед въездом на мост. Их было так много, что на мост было нельзя ни въехать, ни наступить. И это все шевелилось, жужжало, летало. Они очень долго тусовались на земле, а потом все вместе полетели. Вот когда они полетели, стало можно туда заезжать, потому что до этого машины просто останавливались и не решались туда ехать. Потому что они же крупные, это такая масса огромная, и очень неприятно. Это какие-то бессознательные страхи, вы просто не показывайте ему, спасайте его от этого безобразия. У вас еще есть возможность показывать насекомых в магазинах, где они продаются сушеные, за стеклышком. У меня ребенок так заинтересовался, говорит: «Мама, смотри!» Я как посмотрела, чуть в обморок не упала: там всякие многоножки, мокрицы, скорпионы. Но скорпион – это еще благородный зверь по сравнению с тем, что там демонстрируют и продают. И покупают же!

Муравьи – это отдельная категория, они все одинаковые для ребенка пока еще. Мухи. А вот пчелы, шмели и осы среди них выделяются. Из пауков выделяются только косиножка и паук-крестовик.

Паук-крестовик – за характерную окраску: у него на спине крест. Черви – они просто черви, а гусеницы – они гусеницы. Есть выдающиеся хвостатые, пестрые гусеницы – они выделяются. Сюда же относятся кузнечики, сверчки. Знаете, чем отличается кузнечик от сверчка? Сверчок ползает, у него нет крылышек. Он черный. Он похож на кузнечиков, у него такие же лапки, согнутые в коленях. Он очень красиво поет. Живет в земле в норках. Цикады тоже стрекочут. Они живут в траве – такой полужучок, полукузнечик.

Теперь разберемся с тем, кто такой светлячок. Это насекомое, которое светится. А светиться могут жуки и червяки. Вот как раз червяк, который наелся гнилушек и светится, – это светлячок. Вы можете гулять вечером по лесу и увидеть пень. От пня свечение идет зеленоватое. Потом утром просыпаетесь, подходите к тому же пеньку и видите там здоровых белых опарышей. А жуки сами по себе светятся – у них брюшко светится, и только ночью.

Сейчас мы переходим к растениям. Я вам рекомендую приобрести определители растений. Была такая замечательная энциклопедия «Флора и фауна Средней полосы». В этой энциклопедии даются различные виды растений и описания всех животных и насекомых. Вы можете этим определителем пользоваться. А то ребенок пока молчит, а потом через 2 года будет спрашивать, и вам на прогулке нужно будет обозначать, что вы видите. А у нас мама, когда выходит на прогулку, знает два растения – береза и елка. Те, кто знают побольше, – это уже очень интеллектуальные мамы. У меня регулярно вопрос возникал на занятиях, чем отличается елка от лиственницы? Она сбрасывает хвою. Мама же должна называть не только деревья, но и кустарники. Причем должна уметь отличить кустарник от дерева. А еще она должна знать различные виды трав. Когда она видит полынь, она не должна перепутать ее с чертополохом. Давайте запишем, что ребенок в 3 года может знать примерно 100 видов растений. А к 5 годам он может знать 1000 видов растений, если их знает мама.

Смотрите, какой колоссальный объем информации ребенок должен знать. Причем, он это и хочет знать, просто вы его ограничиваете. Здесь хочется взять определитель и определиться, о чем рассказывать ребенку. Потому что его интересует именно это. Это вы ему и должны давать. Вы должны и сами это знать, хотя бы прочитайте об этом. Лучше на прогулке замять этот вопрос, дома посмотреть, а на следующей прогулке выдать себя за умную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: