Положение рук сестры

Выбранный способ удерживания при перемещении зависит от наличия болезненных участков у пациента и того, какая помощь при перемещении будет ему оказываться.

Необходимо максимально контролировать положение тела и движения пациента.

Положение пациента. Прежде, чем поднимать (перемещать), нужно помочь ему лечь или предать удобное положение, учитывая биомеханику тела при последующем перемещении.

Положение спины и позвоночника сестры во время перемещения должны быть прямыми. Плечи, насколько это возможно, должны находиться в одной плоскости с тазом. При поднятии пациента одной рукой другая, свободная, поддерживает равновесие туловища и, следовательно, положение спины, являясь опорой для снятия нагрузки с позвоночника.

Некоторые пациенты могут оказать себе помощь в поднятии, если при участии сестры сделает несколько раскачивающих движений, для создания движущей силы. В этом случае реальная сила, затрачиваемая сестрой для подъема пациента в положении «стоя» может быть минимальной.

Имея дело даже с беспомощным пациентом, осторожное раскачивание его и сестры может дать толчок движению и облегчить процесс поднятия. Этим навыкам можно научиться, но для этого необходимо чувство ритма, согласованности движений, а также понимания и сотрудничества со стороны пациента.

Работа в бригаде. Передвижение пациента может быть успешно только при согласованности движений. К примеру, одна сестра выполняет роль лидера, отдает распоряжения, убеждается, что все участвующие в процессе и пациент готовы к движению. Она оценивает безопасность окружающей обстановки, наблюдает за выражением лица пациента при его перемещении. Самая сильная физически сестра в бригаде (независимо от должности) должна принимать на себя наиболее тяжелую часть тела – бедра и туловище пациента.

Манипуляция № 13

Размещение пациента в постели и придание ему удобного положения..

Правильное размещение пациента в постели не только улучшает его самочувствие, но и при некоторых заболеваниях предупреждает необратимые изменения, приводящие его к инвалидности. Когда пациент неподвижен частично или полностью, он не может самостоятельно занять удобное и необходимое положение. Более того, положение неподвижного человека надо менять каждые 2 часа.

Размещение пациента в положении Фаулера. (выполняет одна сестра)

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедитесь что он ее понимает, и получить его согласие.

2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

3. Подготовить подушки, валики из одеяла, упор для ног.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

4. Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится м/с.

5. Убедитесь, что пациент лежит на спине посредине кровати.

6. Поднять изголовье кровати под углом 45-60 градусов (90 градусов – высокое, 30 градусов – низкое положение Фаулера) или положить три подушки: человек прямо сидящий на кровати, находится в высоком положении Фаулера.

7. Подложить подушку или одеяло под голени пациента.

8. Положить небольшую подушку под голову (в том случае, если поднимается только изголовье)

9. Подложить подушку под предплечья и кисти (если пациент не может самостоятельно двигать руками). Предплечья и запястья должны быть приподняты и расположены ладонями вниз.

10. Подложить пациенту подушку под поясницу.

11. Подложить небольшую подушку или валик под колени.

12. Подложить небольшую подушку под пятки.

13. Обеспечить упор для поддержания стоп под углом 90 градусов (если необходимо)

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ.

14. Убедиться, что пациент лежит удобно. Поднять боковые поручни. Вымыть руки

Размещение пациента в положение Симса (промежуточное между положением «на животе» и «на боку»; пациент может помочь лишь частично или не может помочь вообще)

Выполняется как на функциональной, так и на обычной кровати при вынужденном, пассивном положении; риске развития пролежней, смене положения при пролежнях.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

1. Объяснит пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что пациент понимает, и получить его согласие.

2. Оценить его состояние и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

3. Подготовить дополнительную подушку, валики, упор для ног, ½ резинового мяча.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

4. Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится м/с.

5. Перевести изголовье кровати в горизонтальное положение (или убрать подушки).

6. Переместить пациента на спину.

7. Переместить его к раю кровати.

8. Переместить в положение «лежа на боку» и частично «на животе».

9. Подложить подушку пациенту под голову.

10. Под согнутую, находящуюся сверху, руку поместить подушку на уровне плеча. Другу – положить на простыню. Расслабленную кисть поместить на ½ резинового мячика.

11. Под согнутую «верхнюю» ногу подложить подушку, чтобы нога оказалась на уровне бедра.

12. У подошвы ноги положить мешок с песком или другой упор для ног.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

13. Убедиться, что пациент лежит удобно. Расправить простыню и подкладную пеленку Поднять поручни.

14. Вымыть руки.

Размещение пациента в положении «на спине» (выполняет одна сестра)

Выполняется как на функциональной, так и на обычной кровати, при вынужденном или пассивном положении. Риски развития пролежней, гигиеническая процедура в посте, смене постельного белья.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он понимает, и получить его согласие.

Оценить состояние пациента и окружающей обстановки. Закрепить тормоза кровати.

Подготовить подушки, валики из одеял, упор для ног.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Опустить боковые поручни(если они есть) с той стороны, где находится сестра.

Опустить изголовье кровати (убрать лишние подушки), придав постели горизонтальное положение. Убедиться, что пациент лежит по середине кровати.

Придать пациенту правильное положение

- положить подушку под голову или поправить оставшуюся.

- Расположите руки вдоль туловища ладонями вниз

- Расположить нижние конечности на одной линии с тазобедренными суставами

Подложить небольшую подушку под верхнюю часть плеч и шеи.

8. Подложить под поясницу небольшое, свернутое валиком полотенце.

Подложите валики из скатанной в рулон простыни вдоль бедер, с наружной стороны от области большого вертела бедренной кости.

Подложить небольшую подушку или валик под голень в нижней части.

Обеспечить уход для поддерживания стоп под углом 90 градусов.

Подложить под предплечья небольшие подушки.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

Убедиться, что пациент лежит удобно. Поднять боковые поручни.

Вымыть руки.

Перемещение и размещение пациента с гемиплегией в положении на животе (выполняет одна или две сестры по назначению врача; пациент не может помочь)

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он понимает, и получить его согласие.

2. Оценить состояние пациента и окружающей обстановки. Закрепить тормоза кровати.

3. Подготовить подушки, валики, упор для ног, ½ резинового мячика, вымыть руки.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

4. Опустить боковые поручни (если они есть) с обеих сторон.

5. Перевести изголовье кровати в горизонтальное положение.

6. Передвинуть пациента к краю кровати в направлении не парализованной стороны тела.

7. Перейти на другую сторону. Встать коленом на край кровати и повернуть пациента на бок.

8. Поместить подушку под живот пациента.

9. Выпрямить локоть парализованной руки, прижать его к туловищу и подсунуть кисть под бедро, или поднять руки вверх.

10. Осторожно перевернуть пациента набок (в сторону парализованной стороны тела).

11. Согнуть в локте руку отвести в сторону (кисть к изголовью кровати); пальцы руки по возможности разогнуть (можно использовать ½ мячика).

12. Слегка согнуть оба колена и положить подушку (от колен до лодыжек).

13. С помощью высокой подушки приподнять пальцы стоп на матраце, чтобы угол между стопой и голенью был 90 градусов.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

14. Убедиться, что пациент лежит удобно. Поднять боковые поручни.

15. Вымыть руки.

МАНИПУЛЯЦИЯ № 14

Транспортировка и перемещение пациента.

Способ доставки в отделение определяет врач в зависимости от тяжести состояния пациента: на носилках (вручную или на каталке), на кресле-каталке, на руках, пешком.

Транспортировка пациента на каталке:

- Переместите пациента на каталку (носилки), укройте его;

- Попросите его положить руки на грудь или живот, чтобы при транспортировке не травмировать;

- Сообщите в отделение о том, что к ним направлен пациент в тяжелом состоянии;

- Отправьте пациента с его «Медицинской картой» в отделение в сопровождении медицинского работника.

Наиболее удобный, надежный и щадящий способ транспортировки тяжелобольных – на каталке. Пациент должен находиться на каталке в удобном положении. Тяжелобольного или находящегося в бессознательном состоянии надежно фиксируют с помощью специальных ремней или поручней. Если они отсутствуют, пациента придерживает при передвижении кто-нибудь из персонала.

Прибыв в отделение, головной конец каталки (носилок) подведите к ножному концу кровати, втроем поднимите пациента и, повернувшись на 900, положите его на кровать.

Расположение кровати по отношению к каталке (носилкам) может быть:

 
 


Параллельно

       
 
 
 
   


Последовательно

 
 


Вплотную

       
   
 
 


Под прямым углом

 
 


Если каталки нет, то 2-4 человека переносят носилки вручную. Нести пациента на носилках следует без спешки и тряски. Вниз по лестнице пациента несут ногами вперед, причем передний конец носилок слегка приподнят, а задний несколько опущен. Таким образом достигается горизонтальное положение носилок. Вверх по лестнице пациента несут головой вперед также в горизонтальном положении.

ЗАПОМНИТЕ! При транспортировке пациента на носилках надо идти не в ногу, короткими шагами, слегка сгибая ноги в коленях и удерживая носилки на одном горизонтальном уровне.

Если кто-либо при переноске почувствовал усталость, ему следует немедленно сообщить об этом, так как уставшие пальцы могут непроизвольно расслабиться. Во время транспортировки время от времени справляйтесь у пациента о его самочувствии.

Последовательность действий медсестры при транспортировке пациента на кресле каталке.

Наклоните кресло-каталку вперед, наступив на подставку для ног;

Попросите пациента встать на подставку для ног, затем, поддерживая, усадить его в кресло;

Опустите кресло-каталку в исходное положение;

Следите, чтобы при транспортировке руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки;

ЗАПОМНИТЕ! При любом способе транспортировки пациента в отделение сопровождающий обязан передать пациента и его медицинскую карту палатной медицинской сестре. Сделать запись о выполненной манипуляции и реакции пациента, провести мероприятия по инфекционной безопасности.

Перемещение пациента в постели.

Известно около тридцати различных технических приемов, которые позволят медсестре избежать травмы при выполнении перемещения. Познакомимся с некоторыми из них.

ВЫПОЛНЯЯ ЛЮБОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ МЕДСЕСТРЕ СЛЕДУЕТ:

Убедиться в наличии необходимого инвентаря.

Вымыть руки, надеть перчатки.

Объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения, обсудить с ним план совместных действия. Если необходимо, воспользоваться помощью коллег.

Опустить кровать в горизонтальное положение, отрегулировать ее удобный уровень: когда лежащий пациент находится на уровне середины ее бедра. (Это позволит медсестре затратить меньше силы для выполнения манипуляции). Встать как можно ближе к пациенту.

Убрать одеяло, переложить подушку в изголовье кровати (это предотвратит вероятность удара пациента головой в спинку кровати при неудачно выполняемой манипуляции).

Уложить пациента на спину.

Пользуясь правилами биомеханики, переместить пациента в необходимое положение.

В одиночку Вдвоем
Манипуляция выполняется путем неоднократного повторения следующих действий: I – й способ: a) Встать у нужного конца кровати. Приподняв, переместить ноги к головному концу, слегка согнув их в коленях. b) Встать на уровне ягодиц. Просунув одну руку под спину, а другую - под бедра пациента, приподнять и немного переместить в сторону головного конца кровати (по диагонали!) или к краю кровати. c) Подведя одну руку под шею, снизу обхватить е. противоположное от себя плечо пациента. Другую руку поместить под верхнюю часть спины. Приподняв, переместить верхнюю часть тела к изголовью или краю кровати. Действия повторять, пока не будет достигнут необходимый результат. I – й способ a) Одна медсестра встает у головного конца кровати. Руку находящуюся ближе к изголовью, подводит под шею, и поддерживает противоположное плечо пациента. Другой рукой поддерживает его сложенные на груди руки. b) Другая медсестра встает с той же стороны кровати на уровне ягодиц пациента. Подводит руки под его поясницу и бедра. c) На счет «три» - медсестры одновременно приподнимают и перемещают пациента к изголовью или краю кровати. Если необходимо действие повторить.
II – й способ Используется, если пациент в состоянии Вам помочь. Встать лицом к пациенту у головного конца кровати. Объяснить и обсудить с пациентом план совместных действий. Подведя одну руку под шею, снизу обхватить ею противоположное от себя плечо пациента. Другой рукой снизу обхватить ближайшее плечо. Ни счет «три» - приподнять и переместить пациента в то время, как он, сделав выдох, оттолкнется пятками от постели. II – й способ Используется, если пациент в состоянии Вам помочь. b) Медсестры встают лицом к изголовью по разные стороны кровати. Каждая подводит руку под плечо, другую – под бедро пациента со своей стороны. c) Просят пациента согнуть шею, прижав подбородок к груди. d) На счет «три» - приподнять пациента одновременно с тем, как он, сделав вдох, оттолкнется пятками от постели, и переместить к изголовью.

Не забудьте учесть правила биомеханики и предотвратить эффект Вальсальвы, чтобы избежать травм и нарушений в работе сердца и сосудов.

Уложить пациента в одно из физиологических положений в постели, воспользовавшись для этого подушками, валиками и прокладками нужных размеров, подставками для стоп. Они необходимы для того, чтобы:

суставы находились в наиболее физиологичном положении для предотвращения растяжений и контрактур (шея, поясницу, суставы конечностей);

предотвратить сдавление мягких тканей под костными выступами;

обеспечить опору для стоп с целью предупредить их провисание.

Уложить пациента, убедиться, что он чувствует себя хорошо.

Снять перчатки, вымыть руки.

Перемещение пациента из положения «сидя на кровати с опущенными ногами» на стул (функциональное кресло-каталку, имеющую съемную подставку для ног) – выполняется одной сестрой; пациент может помочь.

Может использоваться при перемещении с функциональной кровати на функциональное кресло- каталку, имеющее подвижную (съемную) подставку для ног, и на стул

Показания: 1. Смена положения;

2. Транспортировка

Этапы Обоснование
1. Объяснить пациенту ход процедуры, получить его согласие. Соблюдается право пациента на информацию.
2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати. Поставить стул (кресло-каталку) рядом с кроватью. По возможности, опустить кровать до уровня стула. У кресла-каталки отодвинуть подставку для ног, закрепить тормоза. Обеспечивается безопасность пациента.
3. Использовать один из способов удерживания пациента.  
4. Держать свою голову с той стороны головы пациента, где находится кресло-каталка (стул). Не давить пациенту подмышки. Обеспечивается безопасность пациента и правильная биомеханика тела сестры.
5. Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать. На каждый счет слегка раскачивайтесь вперед-назад, создавая инерцию. Поставив на счет «три» пациента на ноги, поворачиваться одновременно с ним до тех пор, пока он не займет положение спиной к креслу-каталке (стулу). Обеспечивается безопасность пациента и сестры. Благодаря инерции уменьшается нагрузка на сестру.
6. Попросить пациента предупредить вас, когда он почувствует край кресла-каталки (стула) задней поверхностью бедер. Обеспечивается безопасность пациента.
7. Опустить пациента в кресло-каталку (стул). Для этого: согнуть колени и придерживать ими колени пациента; держать спину прямо; пациент может помочь, если положит руки на ручки кресла-каталки (на край стула), чтобы опуститься в него. Обеспечивается безопасность пациента и правильная биомеханика тела сестры.
8. Усадить пациента в кресле (на стуле), комфортно. Обеспечивается возможность комфортного размещения пациента.
9. Снять тормоз и транспортировать пациента.  
10. Вымыть и осушить руки. Обеспечивается инфекционная безопасность.

Перемещение пациента с обычной кровати на каталку (и наоборот) (выполняется тремя лицами)

Дополнительная информация:

Пациент после хирургической операции может оставаться какое-то время в состоянии наркоза или, будучи в сознании, испытывать боль. Начиная перемещение на каталку (кровать), нужно знать, в какой области тела ему была произведена операция, а также о других ограничениях, которые следует учитывать при перемещении (капельница, катетеры, т.д.). Во время перемещения попросите посетителей, если они пришли навестить пациента, временно выйти из палаты. При необходимости придерживать капельницу, дренажные трубки и другие приспособления попросите еще кого-нибудь помочь вам.

Этапы Обоснование
1. Объяснить ход процедуры (если это возможно). Обеспечивается право пациента на информацию.
2. Расположить каталку по углом не менее 600 к ножному концу кровати. Обеспечивается оптимальный доступ к каталке.
3. Закрепить тормоза кровати. Обеспечивается безопасность пациента.
4. Встать лицом к пациенту вдоль кровати: самая сильная (в физическом смысле) сестра становится в центре. Обеспечивается более равномерное распределение нагрузки и безопасность пациента.
5. Выставить одну ногу вперед, согнуть ее в колене. Другую ногу отставить назад. Обеспечивается правильная биомеханика тела. Поддерживается равновесие.
6. Подложить руки до локтя под пациента: - сестра, стоящая у его изголовья, поднимает его голову и поддерживает за плечи и верхний отдел спины; - сестра, стоящая в центре, поддерживает нижний отдел спины и ягодицы; - сестра, стоящая у ножного конца кровати, поддерживает бедра и голени. Примечание: Если пациент очень тяжелый, может понадобиться больше людей и придется перераспределять нагрузку. Обеспечивается безопасность пациента и правильная биомеханика медсестры.
7. Начать поднятие пациента: - по команде лидера на счет «три» перенести массу своего тела с ноги, выставленной вперед, на ногу, отставленную назад, плавно подтянуть пациента на край кровати; - сделать паузу; - на счет «три» перекатить пациента на себя, прижать его к себе и поднять, разогнув ноги в коленях и выпрямив спину (не держать пациента на вытянутых руках!) Обеспечивается правильная биомеханика тела. Уменьшается физическая нагрузка на сестер.
8. Двигаться назад, чтобы развернуться лицом к каталке: - сестра, удерживающая ноги пациента, делает более широкие шаги, чтобы оказаться у ножного конца каталки; - сестра, удерживающая голову, плечи и спину пациента, делает неширокие шаги, разворачиваясь лицом к каталке. Обеспечивается удобный доступ к каталке.
9. Двигаться вперед (к каталке): - сестра, удерживающая голову, плечи и спину пациента, делает более широкие шаги; - сестра, удерживающая ноги делает неширокие шаги Обеспечивается одновременный доступ к пациенту.
10. На счет «три» согнуть колени и осторожно опустить пациента на каталку. Обеспечивается безопасность пациента и правильная биомеханика тела.
11. Вымыть и осушить руки по окончании процедуры. Обеспечивается инфекционная безопасность

Перемещение пациента из положения «сидя на стуле» в положение лежа на кровати (выполняется одной медсестры)

Показания: перемещение пациента в том случае, если пациент может помочь.

Этапы Обоснование
1. Объяснить ход процедуры, получить согласие пациента. Соблюдается право пациента на информацию.
2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати. Обеспечивается безопасность пациента.
3. Провести удерживание пациента одним из способов. Обеспечивается безопасность пациента.
4. Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать. На каждый счет слегка раскачиваясь вперед-назад, создавая инерцию. Поставив на счет «три» пациента на ноги, поворачиваться одновременно с ним, нога к ноге, пока он не почувствует края кровати задней поверхностью бедер. Обеспечивается безопасность пациента и сестры. За счет инерции уменьшается нагрузка.
5. Посадить пациента на кровать. Встать лицом к пациенту, сбоку от него, ближе к изголовью. Расставить ноги на ширину 30 см. Нога, расположенная ближе к изголовью развернута кнаружи. Согнуть ноги в коленях. Держать спину прямо! Обеспечивается безопасность пациента и правильная биомеханика тела медсестры.
6. Подвести одну рук под колени, охватывая их сверху, другой рукой – охватит плечи пациента. Обеспечивается правильная биомеханика тела и безопасность пациента.
7. Поднять ноги пациента на кровать, поворачивая его туловище при этом на кровати вокруг оси на 900 и опуская его голову на подушку. Обеспечивается безопасность пациента и правильная биомеханика тела сестры.
8. Укрыть пациента, убедиться, что он лежит комфортно. Обеспечивается комфорт.
9. Вымыть и осушить руки. Обеспечивается инфекционная безопасность.

Перемещение пациента из положения «лежа на боку» в положение «сидя с опущенными ногами» (выполняется одной сестрой)

Может выполняться как на функциональной, так и на обычной кровати.

Используется при вынужденном и пассивном положении.

1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение.

2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

3. Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится сестра.

4. Встать напротив пациента: левую руку подвести под плечи, правую – под колени, охватывая их сверху. Согнуть ноги в коленях. Не наклоняться!

5. Поднять пациента, опуская его ноги вниз и одновременно поворачивая его на постели в горизонтальной плоскости под углом 900.

6. Усадить пациента, придерживая одной рукой за плечо, а другой – за корпус.

7. Убедиться, что пациент сидит устойчиво и уверенно. Подложить упор для спины.

8. Надеть пациенту тапочки, если его ноги касаются пола, или подставить под ноги скамейку, если они не касаются пола.

Перемещение пациента из положения «сидя на стуле» в положение «лежа на кровати»

1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение.

2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

3. Провести удерживание пациента одним из известных вам способов.

4. Предупредить пациента, что на счет «три» вы поможете ему встать. Считая до «трех», раскачивайтесь. На счет «три» поставить пациента, затем поворачиваться с ним, нога к ноге, пока он бедрами не коснется края кровати.

5. Посадить пациента на кровать. Встать сбоку к нему лицом. Расставить ноги на ширину 30 см. Согнуть колени. Держать спину прямо!

6. Подвести руку под колени, охватить их сверху, другой рукой охватить плечи пациента.

7. Поднять ноги пациента на кровать, разворачивая его туловище на 900, опустить голову на подушку.

Сделать запись о выполненной манипуляции и реакции пациента. Провести мероприятия по инфекционной безопасности.

Манипуляция № 15

Смена нательного и постельного белья.

ЦЕЛЬ. 1. Создание постельного комфорта, входящего в комплекс

лечебно-охранительного режима.

2. Профилактика пролежней.

3. Соблюдение личной гигиены больного.

ОСНАЩЕНИЕ: ПЕРЧАТКИ, ЧИСТАЯ ПРОСТЫНЯ, НЕПРОМОКАЕМЫЙ МЕШОК ДЛЯ ГРЯЗНОГО БЕЛЬЯ

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

I. ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ.

1. Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает.

2. Надеть перчатки если белье загрязнено биологическими жидкостями.

II. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

3. Чистую прочтынь скатать в поперечном направлении и повесить на спинку кровати.

4. Встать с двух сторон кровати пациента. Опустить изголовье. Переместить пациента в положение «на спине». Вынуть одеяло из пододеяльника.

5. Грязный пододеяльник сбросить в мешок для грязного белья.

6. Одна м/с берет чистый пододеяльник по длине и держит на весу. Другая одевает одеяло в пододеяльник. Одеяло положить на стул.

7. Одна сестра (физически более сильная) приподнимает голову и плечи пациента, другая – убирает подушку на тумбочку, скатывает грязную простынь к середине кровати и расстилает чистую, взбивает и укладывает на место подушку.

8. Опустить голову и плечи пациента на подушку.

9. Одна сестра приподнимает таз пациента, другая – скатывает грязную и раскатывает чистую простыню. (пациент сгибает ноги в коленном и тазобедренном суставе)

10. Опустить таз пациента на простыню.

11. Одна сестра поднимает ноги пациента, другая скатывает грязную простынь и сбрасывает ее в мешок, затем раскатывает чистую простынь.

12. Опустить ноги пациента на простыню.

13. Убрать грязный пододеяльник. Накрыть пациента одеялом.

14. Поднять изголовье кровати.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:

15. Поправить одеяло, сделать складку для пальцев ног.

16. Убедиться, что пациент лежит комфортно.

17. Снять перчатки, вымыть руки.

18. Провести дез. мероприятия.

Смена нательного белья (рубашка).

ЦЕЛЬ: 1. Соблюдение личной гигиены больного.

2. Поддержание санитарно-противоэпидемического режима отделения.

ПОКАЗАНИЯ: Постельный режим больного.

ОСНАЩЕНИЕ: Чистая рубашка по размеру больше размера одежды больного, мешок для грязного белья.

I. ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:

Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и убедиться, что он ее понял.

II. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Слегка приподнять голову больного и убрать подушки.

2. Осторожно приподнять больного, собрать рубашку по спине к шее.

3. Сложить руки больного на груди.

4. Правой рукой поддерживать голову больного за затылок, а левой рукой, захватив сразу всю собранную на спине рубашку, снять аккуратно, не касаясь грязной рубашкой лица больного.

5. Затем освободить от рукавов руки: сначала здоровую, потом больную.

6. Надеть чистую рубашку на тяжелобольного можно, выполняя последовательно все действия в обратной последовательности, то есть собрать рубашку по спинке, надеть рукав на больную руку, затем на здоровую, сложить руки больного на груди, надеть отверстие горловины на голову, расправить рубашку донизу.

7. Чистое белье храниться у сестры-хозяйки от отделения.

8. Грязное белье собирается в палате в клеенчатые мешки с маркировкой «Для грязного белья» и отправляется в специальную комнату.

9. При смене белья нельзя ни чистое, ни грязное белье класть на тумбочки больных или на сидение кровати.

10. Смена белья производится регулярно не реже 1 раза в 7 дней после гигиенической ванны, а при необходимости чаще, по мере загрязнения.

11. Сделать запись о выполненной манипуляции и реакции пациента.

12. Провести мероприятия по инфекционной безопасности.

МАНИПУЛЯЦИЯ № 16.

Утренний туалет пациента.

Пациентам, находящимся на постельном режиме, медсестра оказывает помощь, при утреннем туалете.

ОСНАЩЕНИЕ: таз с водой (35-37 градусов), махровая рукавичка или полотенце, мыло, клеенка, пеленка, кувшин с водой.

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ 1. Объяснить ход предстоящей процедуры и получить согласие пациента на нее.   Мотивация пациента к сотрудничеству и соблюдению прав пациента
2. Подготовить необходимое оснащение, налить в таз теплую воду. Подготовка к проведению процедуры.
3. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности
4. Покрыть грудь пациента клеенкой с пеленкой. Предотвращение намокания белья и обеспечение комфортного положения во время процедуры
5. Взять рукавички или полотенце.  
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ. 6. Смочить рукавички или полотенце в воде, отжать излишки воды.   Предупреждение дискомфорта от проводимой процедуры.
7. Протереть влажной рукавичкой или полотенцем: лоб, щеки, нос, подбородок, ушные раковины, шею. Обеспечение гигиенического комфорта
8. Легкими промокательными движениями осушить кожу лица пациента: полотенцем в той же последовательности См п. 7) Обеспечение гигиенического комфорта.
9. На край кровати постелить клеенку и пеленку и поставить емкость с водой, добавить мыло. .
10. Опустить кисть в емкость.  
11. Вымыть и ополоснуть кисть.  
12. Убрать емкость, кисть положить на пеленку с клеенкой и осушить полотенцем. Убрать под одеяло. Вымыть и другую руку пациента. Помочь пациенту принять удобное положение Обеспечение безопасной среды.
ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ 13. использованные предметы ухода погрузить в раствор дезинфектанта. Обеспечение инфекционной безопасности.
14. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности

Манипуляция № 17.

Уход за полостью рта.

ОБОСНОВАНИЕ: У ослабленных и лихорадящих пациентов на слизистой оболочке рта, на зубах появляется налет, который состоит из слизи, слущенных клеток

Эпителия, разлагающихся и загнивающих остатков пищи, бактерий. Это способствует возникновению в полости рта воспалительных и гнилостных процессов, сопровождающихся неприятным запахом. Связанный с этим дискомфорт приводит к снижению аппетита, уменьшению количества принимаемой жидкости, ухудшению общего самочувствия. Сахар и крахмал питательная среда для бактерий.

Образующие во рту бактерии разрушают зубы, способствуя развитию кариеса. Кроме того, образующийся налет вызывает воспаление десен, парадонтит, который способствует разрушению шейки зубов, их расшатыванию и выпадению.

Если пациент в сознании, но беспомощен уход за полостью рта заключается в:

- полоскании рта после каждого приема пищи, после каждого приступа рвоты;

- чистке зубов (зубных протезов) вечером и утром;

- очищении промежутков между зубами 1 раз в день (лучше вечером)

Для чистки зубов лучше использовать зубную пасту, содержащую фтор, укрепляющий эмаль зубов и препятствующий развитию кариеса. Зубная щетка должна быть мягкой, не травмировать десны. Щетку следует менять по мере изнашивания, но не реже 1 раза в шесть месяцев. Изношенная щетка не обеспечивает тщательного очищения зубов.

Нитью для очищения промежутков между зубами нужно пользоваться, не прилагая значительных усилий, поскольку это может привести к повреждению десен и кровоточивости.

Завершая уход за полостью рта, обязательно очистить щеткой язык, снимая с него налет, содержащий бактерии.

Если пациент без сознания, он не только не в состоянии чистить зубы, но и глотать слюну, открывать и закрывать рот. У таких пациентов уход за полостью рта нужно осуществлять каждые 2 часа, днем и ночью.

ЗАПОМНИТЕ! При уходе за полостью рта, чистке зубов, зубных протезов соблюдайте универсальные меры предосторожности: надевайте латексные перчатки.

Чистка зубов пациента. (пациент в сознании).

ОСНАЩЕНИЕ: перчатки – 2 пары, лоток, стакан с водой, зубная паста, зубная щетка с мягкими щетинками, специальная нить (флосс), вазелин (губная гигиеническая помада), полотенце, лоток, мешок для мусора.

I. Подготовка к процедуре.

1. Объяснить ход предстоящей процедуры и получить согласие пациента на ее выполнение.

2. Помочь повернуть пациенту голову в сторону сестры.

3. Положить полотенце на грудь пациента.

4. Вымыть руки, надеть перчатки и другие защитные приспособления (если пациент кашляет – очки или щиток).

5. Поставить на полотенце почкообразный лоток под подбородком пациента. Попросите его придерживать лоток рукой.

II. Выполнение процедуры.

6. Попросить пациента набрать полный рот воды и прополаскать рот, придерживая лоток у подбородка, чтобы вода не проливалась. При необходимости насухо вытереть подбородок пациента.

7. Смочить зубную щетку водой и нанести на нее зубную пасту.

8. Вычистить верхние зубы пациента:

- условно разделить зубы на верхней и нижней челюсти на 4 сегмента (на каждой челюсти). Лучше начинать чистить зубы с верхней челюсти;

- расположить зубную щетку на щечной поверхности верхних зубов приблизительно под углом 450. «Выметающими движениями сверху вниз провести по каждому сегменту не менее 10 раз;

- почистить жевательные поверхности верхних зубов;

- расположить щетку перпендикулярно верхним зубам, почистить их небную поверхность осторожными «выметающими» движениями сверху – вниз (все четыре сегмента);

- аналогично почистить верхние зубы (щечную, язычную и жевательную поверхности), а затем и язык пациента.

9. Помочь ему прополаскать рот водой. Держать лоток у подбородка пациента. При необходимости вытереть подбородок.

III. Завершение процедуры.

10. Снять перчатки и положить их в емкость для мусора.

11. Вымыть руки.

12. Надеть чистые перчатки.

13. Нанести на губы вазелин или гигиеническую помаду (в этом случае перчатки не нужны).

Уход за вставными зубами протезами и полостью рта (пациент в сознании).

ОСНАЩЕНИЕ: махровая варежка, полотенце, перчатки – 2 пары, лоток, стакан с водой, зубная паста, зубная щетка, крем для губ, марлевые салфетки, чашка для протезов, бумажные салфетки, мешок для мусора.

I. Подготовка к процедуре.

1. Объяснить ход предстоящей процедуры и получить согласие пациента на ее выполнение.

2. Попросить пациента повернуть голову в вашу сторону.

3. Развернуть полотенце, прикрыть им грудь пациента до подбородка..

4. Вымыть руки, надеть перчатки и другие защитные приспособления (если пациент кашляет – очки или щиток).

5. Поставить на полотенце почкообразный лоток под подбородком пациента.

6. Попросите его придерживать лоток рукой.

7. Попросить пациента набрать полный рот воды и прополаскать рот, придерживая лоток у подбородка, чтобы вода не проливалась. При необходимости насухо вытереть подбородок пациента.

8. Попросить пациента снять зубные протезы и положить их в специальную чашку. Если пациент не может самостоятельно снять протезы, то:

- используя салфетку, большим и указательным пальцем, крепко взяться за зубной протез;

- колебательными движениями осторожно снять протезы и положить их в чашку для зубных протезов.

II. Выполнение процедуры.

9.Попросить пациента набрать полный рот воды и прополаскать рот, придерживая лоток у подбородка, чтобы вода не проливалась. При необходимости насухо вытереть подбородок пациента.

Помочь пациенту почистить полость рта с помощью влажной салфетки:

- если у него есть собственные зубы, помочь ему их почистить, используя зубную пасту и щетку;

- помочь пациенту почистить небе, язык, внутренние поверхности щек, десны, область под языком;

- менять салфетку каждый раз, как только она покрывается слизью или липкой слюной;

- сбрасывать использованные салфетки в непромокаемый мешок.

Попросите пациента прополаскать рот водой. Держать лоток у подбородка пациента. При необходимости насухо вытереть подбородок пациента.

Поднести к раковине чашку с зубными протезами, зубную щетку, пасту, махровую варежку и полотенце.

Положить махровую варежку на дно раковины.

Открыть водопроводный кран, отрегулировать температуру воды (она должна быть прохладной).

Смочить зубную щетку, нанести на нее пасту, почистить все поверхности зубных протезов щеткой, держа их в руках над раковиной.

Ш. Завершение процедуры.

Прополаскать зубные протезы под холодной проточной водой:

- другой рукой ополоснуть чашку для зубных протезов;

- положить протезы в чашку для хранения в ночное время;

- закрыть водопроводный кран бумажной салфеткой.

помочь пациенту вновь надеть протезы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Если он предпочитает их не надевать, оставить протезы в чашке и добавить в нее столько воды, чтобы она покрывала протезы.

Снять перчатки, сбросить их в мешок для мусора.

Вымыть руки.

Уход за полостью рта пациента в бессознательном состоянии.

ОСНАЩЕНИЕ: полотенце 2, перчатки –2 пары, лоток, стакан с раствором для полоскания, марлевые салфетки, лейкопластырь, ножницы, шпатель, помазок, лоток, мягкая зубная щетка, вазелин, чашка, мешок для белья, мешок для мусора.

I. Подготовка к процедуре.

1. Вымыть руки.

2. Намотать на шпатель салфетку и закрепить ее лейкопластырем.

3. Налить в чашку антисептический раствор для обработки полости рта.

4. Разместить пациента на боку так, чтобы его лицо находилось на краю подушки или повернуть лицо пациента к себе так, чтобы оно находилось на краю подушки.

5. Развернуть полотенце, бережно подняв голову, расстелить его под головой.

6. Развернуть второе полотенце и покрыть им грудную клетку.

7. Подставить лоток под подбородок пациента.

8. Надеть перчатки.

II. Выполнение процедуры.

9. Открыть рот пациента, бережно, не применяя силы, ввести между верхними и нижними зубами 1-3 пальцы одной руки и бережно нажать этими пальцами на верхние и нижние зубы, раскрывая рот пациента шире.

10. Открыв рот пациента, поставить между зубами подготовленный шпатель, чтобы рот оставался открытым.

11. Намотать на указательный палец салфетку, смочить ее в подготовленном растворе и, придерживая большим пальцем, обработать: небе, внутреннюю поверхность щек, зубы, десны, язык и пространство под языком, губы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Менять салфетки по мере загрязнения слизью, налетом и липкой слюной.

12. Сбрасывать использованные салфетки в мешок для мусора или лоток.

13. Почистить зубы, используя мягкую щетку (без пасты!). (Не смачивать ее обильно, так как есть риск аспирации жидкости).

14. Нанести на губы, используя помазок, вазелин или крем для губ.

Ш. Завершение процедуры.

15. Убрать лоток. Полотенца.

16. Сбросить полотенце в мешок для белья. Снять перчатки и сбросить их в мешок для мусора.

17. Разместить пациента в удобном положении.

18. Вымыть руки

МАНИПУЛЯЦИЯ № 18.

Уход за кожей.

ОСНАЩЕНИЕ: емкость с теплой водой, кувшин для полоскания, полотенце, махровая «мочалка», простыня, мылр, клеенка, пеленка, мешок для мусора, мешок для грязного белья.

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ: 1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие на процедуру (если это возможно) Обеспечивается право пациента на информацию.
2. Опустить изголовье кровати до горизонтального уровня (или до максимально низкого уровня, если пациент не может лежать горизонтально) Обеспечивается правильная биомеханика тела пациента при его перемещении на бок.
3. Снять одеяло с пациента, свернуть его и поместить на спинку кровати, укрыть пациента простыней. Уменьшается риск переохлаждения пациента во время мытья и обеспечивается его укрывание.
4. Подготовить емкость с теплой водой. Убедиться, что вода не горячая и не холодная, проверить температуру воды запястьем. Обеспечивается безопасность пациента. Исключается опасность ожога и переохлаждения.
5. Смочить махровую ткань и приготовить из нее «рукавичку» для мытья: - взять мочалку в руку так, чтобы одна ее часть обертывала кисть, а другая – натягивалась второй рукой; - Обернуть остальную часть махровой ткани вокруг своей кисти и придерживать ее большим пальцем; - Сложить полученную полоску махровой ткани вдвое на уровне кисти и заправить ее под складку на ладони. Исключается травмирование кожи пациента жесткими краями мочалки.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: 6. Вымыть с мылом, ополоснуть и вытереть насухо шею и ушные раковины пациента. Убедиться, что кожа за ушами вытерта насухо. Мылом пользоваться умеренно.   Исключается опасность образования опрелостей за ушами.
7. Откинуть простыню, которой укрыт пациент с руки, наиболее удаленной от вас. Положите клеенку и пеленку под руку, вдоль нее. Вымыть ополоснуть и вытереть насухо плечо, предплечье и подмышечную впадину пациента. Для вытирания использовать полотенце. Во время мытья и втирания поддерживайте руку в области сустава. Если начать мытье с дальней руки, исключается капанье вода на вымытую руку во время мытья ближней.
8. Вымыть, ополоснуть и вытереть кисть пациента. Если возможно, опустить кисть в емкость с водой, положить клеенку, впитывающую пеленку) на постель, поставить на нее емкость с водой и опустить в нее кисть. Убрать полотенце из - под руки пациента. Укрыть руку простыней. Обеспечивается более тщательное мыте рук.
9. Выполнить в этой же последовательности мытье и второй руки.  
10. Откинуть простыню, чтобы обнажить ту сторону грудной клетки, которая наиболее удалена от вас. Вымыть ополоснуть и вытереть насухо часть грудной клетки пациента. У женщин: осмотреть складки кожи под грудью. Тщательно вытереть кожу под грудью. Укрыть эту часть грудной клетки.   Уменьшается опасность образования опрелостей под грудью.
11. Откинуть полотенце так, чтобы обнажить ту сторону грудной клетки, которая ближе к вам. Вымыть ополоснуть и вытереть насухо грудную клетку пациента. Укрыть эту часть грудной клетки.  
12. Вымыть, ополоснуть и вытереть насухо живот пациента так, как вы это делали при мытье грудной клетки. Прикрыть грудную клетку и живот пациента простыней. Уменьшается опасность переохлаждения пациента. Он не лежит обнаженным.
13. Проверить температуру воды и то насколько она мыльная. Если появилась необходимость сменить воду: - понять боковой поручень (если он есть) - вылить воду и ополоснуть емкость для воды - наполнить емкость с водой - проверить температуру воды - вернуться к кровати и опустить боковой поручень Обеспечивается безопасность пациента и возможность его тщательного мытья.
14. Откинуть простынь с той ноги пациента, которая наиболее удалена от вас. Положить клеенку, пеленку под ногу, вдоль нее. Вымыть ногу и стопу. Если возможно опустить стопу пациента в емкость с водой: - вымыть и ополоснуть ногу, помочь пациенту извлечь ее из воды и поставить ее на полотенце - отставить в сторону емкость с водой - вытереть стопу насухо, убедиться что кожа между пальцами сухая Накрыть вымытую ногу простыней, убрать из под нее полотенце. Мытье стопы в емкости с водой обеспечивает более тщательное отмывание стоп и удалению грязи из-под ногтей. Исключается опасность образования опрелостей между пальцами.
15. Откинуть простыню с той ноги, которая ближе к вам. Положить под нее клеенку с пеленкой. Вымыть, ополоснуть, вытереть насухо ногу и стопу пациента. Накрыть ногу простыней, убрать из-под нее клеенку и пеленку. Исключается переохлаждение пациента
16. Помочь пациенту повернуться на бок так, чтобы он был спиной к вам. Обеспечивается возможность мытья спины
17. Вымыть, ополоснуть и вытереть насухо шею, спину, ягодицы пациента. Осмотреть кожу пациента. Сделать легкий массаж спины круговыми движениями пальцев по направлению от талии к плечам, затем от плеч к ягодицам. Продолжительность массажа 3-5 минут. Убрать клеенку и пеленку. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, способствует расслаблению.
18. Положить пациента в исходное положение. Укрыть пациента одеялом.  
19. Сделать отметку о выполненной процедуре. Провести дез. мероприятия.. Обеспечение инфекционной безопасности.

МАНИПУЛЯЦИЯ № 19

Уход за ногами.

Ноги тяжелобольному пациенту моют 1 раз в неделю.

ОСНАЩЕНИЕ: перчатки, клеенка, таз, кувшин с теплой водой, полотенце, водный термометр, жидкое мыло.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:

1. Объяснить ход процедуры и получить информированное согласие. Вымойте руки.

2. Постелите клеенку, пеленку на ножном конце кровати.

3. Поставьте на клеенку таз (емкость).

4. Поместите в таз ноги пациента (ноги при этом слегка согнуты в коленях).

5. Измерьте температуру воды и налейте ее в таз, добавьте жидкое мыло.

6. Поставить стопу в воду.

7. Вымыть и ополоснуть ногу, помочь пациенту извлечь ее из воды и поставить на пеленку.

8. Накройте ноги пациента одеялом.

9. Отставить в сторону емкость с водой

10. Вытереть стопы насухо, убедиться, что кожа между пальцами сухая.

11. Накрыть вымытые ноги простыней, убрать полотенце, клеенку, пеленку, таз

12. Вымойте руки

13. Сделайте запись о выполненной процедуре и реакции пациента.

14. Проведите дез. мероприятия.

Стрижка ногтей.

ОСНАЩЕНИЕ: ножницы, щипчики – кусачки, пилочка для ногтей, полотенце, клеенка, тазик с горячим мыльным раствором, питательный крем.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:

1. Получить информированное согласие пациента.

2. Подстелить клеенку под руку или ногу пациента (в зависимости от того, где Вы будете стричь ногти).

3. Поставьте на клеенку тазик с горячим мыльным раствором.

4. Опустите пальцы в горячий мыльный раствор на 5-10 минут для размягчения ногтей.

5. Затем пальцы поочередно вытрите насухо полотенцем и укоротите ногти до требуемой длины, используя для этого ножницы или щипчики-кусачки.

6. При помощи пилочки свободному краю ногтей придайте необходимую форму (прямую – на ногах, округлую – на руках). Опиливать ногти глубоко с боков не следует, так как можно травмировать кожу боковых валиков и тем самым вызвать трещины и усиленное ороговение кожи.

7. Повторите то же действие с другой конечностью. Смажьте кожу конечностей питательным кремом.

8. Сделайте запись о выполненной манипуляции и реакции пациента.

9. Проведите мероприятия по инфекционной безопасности.

ВНИМАНИЕ!

Места случайных порезов пациента необходимо обработать 3% раствором перекиси водорода или йодом.

Уход за волосами.

Волосы следует ежедневно причесывать, а один раз в неделю обязательно проводить осмотр на педикулез и мыть голову.

ОСНАЩЕНИЕ: тазик, клеенка, перчатки, валик, шампунь (или жидкое мыло), полотенце, кувшин, расческа, вода Т – 37-380С, водный термометр, косынка.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:

1. Получите информированное согласие пациента.

2. Вымойте руки. Приготовьте оснащение.

3. Тазик разместить у головного конца кровати.

4. Под плечи пациента подложите валик, а сверху – клеенку, пеленку.

5. Голову пациента немного приподнимите и слегка запрокиньте. Измерьте температуру воды. На лаза пациента положите небольшую пеленку (полотенце).

6. Сверху на волосы полейте теплой воды из кувшина, намыльте волосы и аккуратно вымойте.

7. Потом ополосните волосы, вытрите их полотенцем и расчешите: короткие волосы – от корней; длинные – сначала конец, а затем корни. Оденьте на голову пациента косынку.

8. Уберите оснащение. Уложите пациента в исходное положение. Вымойте руки.

9. Сделайте запись о выполненной манипуляции и реакции пациента.

10. Проведите мероприятия по инфекционной безопасности.

ПРИМЕЧАНИЕ: для мытья головы тяжелобольному пациенту в постели можно использовать специальные подголовники.

МАНИПУЛЯЦИЯ № 21.

Подача судна и мочеприемника.

ОСНАЩЕНИЕ: судно, клеенка, ширма, перчатки, вода теплая, кружка.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:

1. Получить информированное согласие пациента.

2. Отгородите пациента ширмой, надеть перчатки.

3. Ополосните судно теплой водой, оставив в нем немного воды.

4. Помочь согнуть ноги пациенту в коленном и тазобедренном суставах. Левую руку подведите под крестец сбоку, помогая пациенту приподнять таз. При этом ноги у пациента должны быть согнуты в коленях.

5. Подложите под таз пациента клеенку пеленку.

6. Правой рукой подведите судно под ягодицы пациента, чтобы промежность оказалась над отверстием судна.

7. Прикройте пациента одеялом и оставьте на некоторое время одного.

8. По окончании дефекации правой рукой извлеките судно, помогая при этом левой рукой пациенту приподнять таз.

9. Осмотрев содержимое судна, накройте судно клеенкой (пеленку сбросить в мешок для грязного белья) вылейте его в унитаз, проведите дез. мероприятия. При наличии патологических примесей (слизи, крови и так далее), оставьте содержимое судна до осмотра врачом.

10. Уберите ширму.

11. Снимите перчатки, вымойте руки.

12. Сделайте запись о выполненной манипуляции и реакции пациента.

ПРИМЕНЕНИЕ МОЧЕПРИЕМНИКА.

Для опорожнения мочевого пузыря пациентам подают мочеприемники. Мочеприемники для мужчин и женщин различаются по устройству воронки. У мужского мочеприемника имеется направленная кверху труба, у женского в конце трубы воронка с отогнутыми краями, расположенная более горизонтально. Но женщины при мочеиспускании чаще пользуются судном.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ:

1. Получить информированное согласие пациента.

2. Отгородить пациента ширмой.

3. Ополосните мочеприенк теплой водой, оставив в нем немного воды.

4. Помочь согнуть ноги пациенту в коленном и тазобедренном суставах. Левую руку подведите под крестец сбоку, помогая пациенту приподнять таз. При этом ноги у пациента должны быть разведены в стороны.

5. Подложите под таз пациента клеенку пеленку.

6. Мужчине: ввести половой член в трубу мочеприемника; женщине – подвести воронку мочеприемника как можно ближе к уретре.

7. Накрыть пациента одеялом и оставить на некоторое время.

8. После мочеиспускания убрать мочеприемник.

9. Подвести левую руку под крестец и приподнять пациента.

10. Правой рукой убрать клеенку с пеленкой снять перчатки, вымыть руки.

11. Сделать запись о проделанной процедуре.

12. Провести дезинфекционные мероприятия.

ЗАПОМНИТЕ!

Пациентам, находящимся на постельном, строгом постельном и палатном режимах, выделяют индивидуальные судна и мочеприемники.

МАНИПУЛЯЦИЯ № 22.

Уход за наружными половыми органами и промежностью.

ОСНАЩЕНИЕ: емкость с теплой (37-380С) водой, почкообразный лоток – 3 шт., перчатки, ширма, клеенка, пеленка, судно, марлевые салфетки, или ватно-марлевые тампоны, кувшин или кружка Эсмарха, корнцанг, мешок для грязных клеенок, пеленок.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре  
1. Объяснить ход предстоящей процедуры и получить согласие пациента на процедуру. Мотивация пациентки к сотрудничеству
2. Подготовить необходимое оснащение. Подготовка к процедуре
3. Отгородить пациента ширмой. Обеспечение уединения пациентки.
4. Налить в кувшин (кружку Эсмарха) теплую воду (35-370С). Подготовка к проведению процедуры.
5. Надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Выполнение процедуры  
6. Опустить изголовье кровати, приподнять пациента под таз. Подстелить клеенку пеленку под пациента. Предупреждение попадания воды на постельное белье пациентки.
7. Подать пациенту судно и помочь занять оптимально удобное положение для проведения процедуры (положение Фаулера, ноги слегка согнутые в коленях и разведены) Обеспечение проведения процедуры: уменьшается физическая нагрузка на позвоночник и мышцы спины пациентки.
8. Встать справа от пациентки (если сестра «правша»). Наиболее удобное расположение сестры при проведении этой процедуры; обеспечение правильной биомеханики тела.
Держать кувшин (кружку Эсмарха) в левой руке, а корнцанг с салфеткой (ватно-марлевыми тампонами) в правой. Лить воду на гениталии женщины, а салфетками (меняя их) проводить движения сверху вниз (от паховых складок к гениталиям), затем к анусу, обмывая: одной салфеткой – паховую область справа второй салфеткой – паховую область слева третьей салфеткой – правую большую половую губу справа четвертой салфеткой – левую большую половую губу слева область анального отверстия. Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.
Сухой салфеткой промокательными движениями осушить гениталии пациентки в той же последовательности и в том же направлении, что и при подмывании. Обеспечение гигиенического комфорта.
Окончание процедуры  
11. Убрать судно, клеенку пеленку приподнимая пациента под таз. Обеспечение инфекционной безопасности.
Положить клеенку с пеленкой в непромокаемый мешок.  
12. помочь пациентке занять необходимое положение. Обеспечение безопасности больничной среды
13. Снять перчатки и положить их контейнер Обеспечение инфекционной безопасности.
14. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
15. Сделать отметку о выполненной процедуре.  

МАНИПУЛЯЦИЯ № 23

Кормление тяжелобольного пациента из поильника и ложки

ПОКАЗАНИЯ: невозможность самостоятельно принимать пищу.

ОСНАЩЕНИЕ: клеенка, пеленка, посуда с пищей на подносе, поильник с водой, лоток.

Этапы Обоснование
1. Уточнить у пациента любимые блюда и согласовать меню с лечащим врачом или диетологом. Обеспечивается возможность адекватного и диетического питания
2. Предупредить пациента за 15 минут о том, что предстоит прием пищи, и получить его согласие. Увеличивается вероятность получения пациентом необходимого количества пищи и жидкости.
3. Проветрить помещение, освободить место на тумбочке или придвинуть прикроватный столик. Психологическая подготовке к приему пищи и обеспечение условия для приема пищи.
4. Помочь пациенту занять высокое положение Фаулера (если не позволяет режим двигательной активности). Уменьшается опасность асфиксии.
5. Помочь пациенту вымыть руки и прикрыть его грудь клеенкой и пеленкой. Обеспечивается инфекционная безопасность.
6. Вымыть и осушить руки. Обеспечивается инфекционная безопасность.
7. Принести пищу и жидкость, предназначенные для еды и питья: горячие блюда должны быть горячими (60 градусов), холодные – холодными (16-18 градусов) Обеспечивается улучшение аппетита и вкусовых ощущений.
8. Спросить пациента, в какой последовательности он предпочитает принимать пищу. Обеспечивается поддержание чувства собственного достоинства пациента
9. Проверить температуру горячей пищи, капнув несколько капель себе на тыльную поверхность кисти. Обеспечивается безопасность пациента.
10. Предложить выпить несколько глотков жидкости. Уменьшается сухость во рту, облегчается пережевывание твердой пищи.
11.Кормить медленно: - называть каждое блюдо предлагаемое пациенту; - наполнить ложку на 2/3 твердой (мягкой) пищей; - коснуться ложкой нижней губы, чтобы пациент открыл рот; - прикоснуться ложкой к языку и извлечь пустую ложку; - дать время прожевать и проглотить пищу; - предлагать питье после нескольких ложек твердой (мягкой) пищи Обеспечивается адекватное питание и питье.
12. Вытирать (при необходимости) губы салфеткой. Обеспечивается чувство собственного достоинства пациента.
13. Предложить пациенту прополоскать рот водой после еды, сплюнуть в лоток. Уменьшается скорость роста бактерий во рту.
14. убрать после еды посуду и остатки пищи. Обеспечивается инфекционная безопасность.
15.Вымыть и осушить руки. Обеспечивается инфекционная безопасность

Кормление с помощью поильника.

ОСНАЩЕНИЕ: поильник, салфетка, клеенка, жидкая пища, поильник в воде, лоток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Этапы Обоснование
Подготовка к кормлению 1. Протереть прикроватный столик.   Обеспечивается инфекционная безопасность.
2. Рассказать пациенту, какое блюдо будет приготовлено для него. Обеспечивается право пациента на выбор. Возбуждается аппетит.
3. Вымыть и осушить руки (будет лучше если пациент будет это видеть) Обеспечивается инфекционная безопасность.
4. Поставить на прикроватный столик приготовленную пищу. Возбуждается аппетит.
Кормление. 5. Разместить пациента в зависимости от режима двигательной активности.   Обеспечивается прием пищи.
6. Прикрыть шею и грудь пациента салфеткой с клеенкой. Исключается загрязнение одежды.
Кормите пациента из поильника небольшими порциями (глотками) Примечание: в Течение всей процедуры кормления пища должна быть теплой и выглядеть аппетитно. Исключается поперхивание.
Окончание кормления. 8. Дать прополоскать рот водой после кормления.   Уменьшается рост бактерий во рту.
9. Убрать салфетку, покрывающую грудь и шею пациента. Исключается попадание остатков пищ

double arrow