Продолжительность защиты одной ВКР не должна превышать 30 минут на студента, причем, на доклад выпускника отводится не более 10 минут

Основная часть итоговой квалификационной работы обычно состоит из двух глав: теоретической и опытно-экспериментальной (наблюдения, опыт, эксперимент).

В первой главе дается теоретический анализ проблемы. Не допускается простой реферативный обзор в виде пересказа выводов по тому или иному источнику без попытки увидеть преемственность, взаимосвязь, развитие научных идей. Возможны следующие виды анализа изученной литературы:

1) реферативный анализ с элементами сопоставления точек зрения, с целью выявления, какая из них более полно, разносторонне раскрывает исследуемую проблему;

2) теоретико-конструирующий анализ: теоретический анализ развития научного знания;

3) теоретико-методологический анализ: оценка имеющихся знаний по проблеме с точки зрения полноты, реализации в нем определенных методологических идей. Это самый высокий уровень теоретического анализа проблемы.

Схема анализа теоретических источников должна выстраиваться в следующей логике: выявление состояния проблемы - определение нерешенных вопросов - методологическая характеристика изучаемого педагогического/психологического явления (его структура, функции и пр.), обобщение психолого-педагогического опыта практиков современного образования. В целом теоретическая глава должна представлять обоснование необходимости опытной или экспериментальной работы.

Вторая глава посвящается описанию и анализу разработанной и проверенной опытным и экспериментальным путем системы работы. Материал этой главы может быть представлен в следующей логике:

1) определение исходного состояния изучаемого явления (комплекс надежных диагностик, системы критериев, признаков, показателей, способов замера);

2) постановка цели опытной или экспериментальной работы;

3) определение ее этапов (программы действий);

4) описание средств, с помощью которых будут достигнуты цели;

5) описание фрагментов опытной или экспериментальной работы;

6) результаты итоговых «срезов» (комплекс диагностик);

7) математическая обработка данных;

8) анализ данных и формулирование на его основе убедительных выводов.

Для проведения экспериментальной работы может быть использована база средних, средних профессиональных и высших учебных заведений.

Для получения достоверных результатов опытно-экспериментальной работы рекомендуется следующее:

1) общее количество респондентов (участников) примерно 20-40 человек (1-2 класса, группы и т.д.) и более; объем выборки может быть уменьшен до 10-15 испытуемых в случае проведения эксперимента в специальных коррекционных учреждениях;

2) база эксперимента определяется по согласованию с руководителями научного исследования и с учетом темы квалификационной работы, а также прохождения педагогической, психолого-педагогической практики (в том числе традиционные общеобразовательные школы, альтернативные учебные заведения, учебные заведения профессионального образования, высшая школа);

3) план опытно-экспериментальной работы должен быть составлен до выхода на преддипломную практику.

Составленная студентом психолого-педагогическая программа и т.д. обязательно должна быть рассмотрена на заседании кафедры в начале учебного года и утверждена психологом, директором базы практики (общеобразовательной школы, средне-специального или высшего учебного заведений и др.).

Условно итоговые выпускные квалификационные работы можно разделить на три вида:

1) выполнение исследования на теоретическом уровне, без ссылок на эмпирический материал, получаемый обычно в результате наблюдений, опытным или экспериментальным путем. Однако содержание работы не должно быть плагиатом уже наработанного психолого-педагогического материала и представлять собой его компиляцию, но должно содержать глубокий научный анализ вопросов в области педагогики/психологии, с использованием общеметодологических, философских идей, с созданием теоретических моделей и схем, что позволит внести некоторые конструктивные положения в решение поставленных задач. При этом необходим анализ накопленного практического психолого-педагогического и методического опыта в исследуемом аспекте с целью систематизации и разработки предложений по его распространению.

В случае написания данного вида квалификационной работы структура может быть следующей: в первой главе приводится глубокий объективный анализ научно-практической и научно-методической литературы по теме исследования; во второй главе – систематизируется и обобщается опыт практической работы по теме исследования на примере анализа педагогической деятельности учителей начальных классов, психологов, педагогов-психологов и др. города, района, республики (возможно, страны, зарубежья).

НАПРИМЕР:

ТЕМА: «Психолого-педагогическое сопровождение психического развития ребенка детей раннего возраста в семье»

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

2) Теоретико-практическая. Рекомендуемая структура работы данного вида предполагает в первой главе глубокий объективный анализ научно-практической и научно-методической литературы по теме исследования; во второй главе – разработку, апробацию, анализ и интерпретацию данных, полученных в ходе программы психолого-педагогической диагностики.

НАПРИМЕР:

ТЕМА: «Психолого-педагогический аспект работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста»

1. ФЕНОМЕН ГИПЕРАКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1. Психологические особенности гиперактивности младших школьников

1.2. Особенности проведения гиперактивного поведения младших школьников

1.3. Формы и методы работы с детьми с гиперактивным поведением

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика гиперактивного поведения младшего школьника

2.2. Программа формирующего эксперимента по снижению показателя гиперактивности детей младшего школьного возраста

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по снижению гиперактивности детей младшего школьного возраста

3) Методическая. Данный вид квалификационной работы является самым сложным, поскольку имеет ярко выраженную практическую направленность.

В первой главе квалификационной работы данного уровня должен содержаться объективный многоаспектный анализ ключевых слов исследования. Ключевыми словами являются слова или словосочетания из текста работы, которые несут существенную смысловую нагрузку, с точки зрения информационного поиска (п.1.1). В п.2.2. необходимо провести анализ используемых в практике специалистов (города, района, республики, региона, страны, зарубежья) методов, форм и приемов в русле исследуемого направления.

Следует отметить, что вторая глава наряду с программой психолого-педагогической диагностики по теме исследования, в которой приводится анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов (п.2.1), должна содержать описание структуры составленной и апробированной психолого-педагогической программы, факультатива, кружка, системы тренингов, семинаров и т.п. (п.2.2.). В случае представлении цикла методических приемов указываются вариации их использования на протяжении всего периода проведения эксперимента (не менее 8 месяцев). П.2.3. должен содержать анализ проведения опытно-экспериментальной работы по теме исследования.

НАПРИМЕР:

ТЕМА: «Развитие творческих способностей детей с ДЦП 5-7 лет средствами арт-терапии»

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

1.1. Особенности развития творческих способностей детей с ДЦП

1.2. Возможности использования средств арт-терапии в развитии творческих способностей у детей с ДЦП

1.3. Обобщение психолого-педагогического опыта по развитию творческих способностей детей

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП 5-7 ЛЕТ

2.1. Констатирующий эксперимент психолого-педагогической работы по развитию творческих способностей детей с ДЦП 5-7 лет

2.2. Результаты формирующего эксперимента психолого-педагогической работы по развитию творческих способностей у детей с ДЦП 5-7 лет

2.3. Методические рекомендации по развитию творческих способностей у детей с ДЦП 5-7 лет средствами арт-терапии

Необходимо отметить важность соотнесения творческого потенциала и научно-исследовательского интереса квалификационной работы с возможностями автора. Не следует забывать и о том, что итоговая квалификационная работа – это результат планомерного исследования трех и более лет обучения в высшей школе.

Дипломная/бакалаврская работа, в отличие от курсовой работы, выполняется более глубоко и всесторонне. Она должна быть посвящена самостоятельному раскрытию одной из актуальных проблем педагогики, психологии на основе использования психолого-педагогической литературы с привлечением, в случае необходимости, архивных материалов, статистических данных и результатов обобщения практической работы; она должна носить творческий характер, содержать выводы и рекомендации для совершенствования практики.

На основе изучения различных методических пособий по выполнению курсовых и дипломных/бакалаврских работ нами были выделены следующие количественные и качественные их сходства и различия (таблица 1).

Таблица 1

Сходства и различия курсовых и дипломных работ

Наименование параметра Виды письменных работ
курсовая дипломный проект
План простой сложный
Объем 1 п.л. (24 страницы машинописного текста) 2-3 п.л.(50-60 страниц машинописного текста)
Оглавление Выделение глав, пунктов
Опытно-экспериментальная часть без эксперимента или констатирующий эксперимент констатирующий или формирующий эксперимент
Анализ источников по теме работы не менее 30 не менее 50
Метод изучения проблемы определение общих подходов к ее разрешению обоснование одного из путей как оптимального
Уровень обобщения эмпирический, основанный на отдельных примерах теоретический, основанный на обобщениях и наблюдениях
Степень разработки начальная средняя
Введение Основной текст обязателен обязателен
Заключение общие выводы общие выводы и предложения
Приложения не обязательны не обязательны обязательны
Перечень принятых сокращений не обязателен
Перечень принятых терминов не обязателен
Список литературы обязателен
Сроки подготовки до 2 –5 месяцев до 6 – 8 месяцев
       

При работе с источниками необходимо следовать следующим требованиям:

1) конспектировать на одной стороне листа, не делать сокращений слов. Оставлять поля, на которых можно делать различные пометки: к какому параграфу той или иной главы может быть отнесен материал, высказывать свое оценочное отношение и др.;

2) обязательно указывать автора, полное название книги, выходные данные и номер страницы, которая конспектируется;

3) отдельно на карточках выписывать определения, составляющие понятийный аппарат работы (на обороте карточки также указывать точное наименование источника);

4) материал, относящийся к отдельным главам, пунктам, сразу группировать и складывать в соответствующие пронумерованные папки (например, глава 1, пункт 1.1.).

Все это поможет легко и быстро обработать изученное и представить в связном тексте.

В процессе выполнения курсовой и дипломной/бакалаврской работы студент обязан обнаружить достаточную теоретическую подготовку в области педагогики, психологии, умение использовать основные методы психолого-педагогического исследования, а также показать:

1) умение правильно раскрывать актуальные педагогические и психологические вопросы с учетом современных достижений педагогической, психологической науки, психолого-педагогического опыта специалистов;

2) всесторонние знания физиологических, психических и индивидуальных особенностей детей и подростков, взрослых людей при решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием, консультированием, диагностированием и т.д.;

3) умение творчески подойти к отбору, систематизации и анализу изучаемых педагогических и психологических фактов и явлений, выражать свое отношение к важнейшим вопросам практики, сформулировать выводы и предложения по их возможному практическому использованию;

4) самостоятельность работы с педагогической и психологической литературой, справочниками, статистическими и другими материалами;

5) умения и навыки правильного построения научного аппарата, литературного оформления результатов исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: