Основная часть итоговой квалификационной работы обычно состоит из двух глав: теоретической и опытно-экспериментальной (наблюдения, опыт, эксперимент).
В первой главе дается теоретический анализ проблемы. Не допускается простой реферативный обзор в виде пересказа выводов по тому или иному источнику без попытки увидеть преемственность, взаимосвязь, развитие научных идей. Возможны следующие виды анализа изученной литературы:
1) реферативный анализ с элементами сопоставления точек зрения, с целью выявления, какая из них более полно, разносторонне раскрывает исследуемую проблему;
2) теоретико-конструирующий анализ: теоретический анализ развития научного знания;
3) теоретико-методологический анализ: оценка имеющихся знаний по проблеме с точки зрения полноты, реализации в нем определенных методологических идей. Это самый высокий уровень теоретического анализа проблемы.
Схема анализа теоретических источников должна выстраиваться в следующей логике: выявление состояния проблемы - определение нерешенных вопросов - методологическая характеристика изучаемого педагогического/психологического явления (его структура, функции и пр.), обобщение психолого-педагогического опыта практиков современного образования. В целом теоретическая глава должна представлять обоснование необходимости опытной или экспериментальной работы.
|
|
Вторая глава посвящается описанию и анализу разработанной и проверенной опытным и экспериментальным путем системы работы. Материал этой главы может быть представлен в следующей логике:
1) определение исходного состояния изучаемого явления (комплекс надежных диагностик, системы критериев, признаков, показателей, способов замера);
2) постановка цели опытной или экспериментальной работы;
3) определение ее этапов (программы действий);
4) описание средств, с помощью которых будут достигнуты цели;
5) описание фрагментов опытной или экспериментальной работы;
6) результаты итоговых «срезов» (комплекс диагностик);
7) математическая обработка данных;
8) анализ данных и формулирование на его основе убедительных выводов.
Для проведения экспериментальной работы может быть использована база средних, средних профессиональных и высших учебных заведений.
Для получения достоверных результатов опытно-экспериментальной работы рекомендуется следующее:
1) общее количество респондентов (участников) примерно 20-40 человек (1-2 класса, группы и т.д.) и более; объем выборки может быть уменьшен до 10-15 испытуемых в случае проведения эксперимента в специальных коррекционных учреждениях;
2) база эксперимента определяется по согласованию с руководителями научного исследования и с учетом темы квалификационной работы, а также прохождения педагогической, психолого-педагогической практики (в том числе традиционные общеобразовательные школы, альтернативные учебные заведения, учебные заведения профессионального образования, высшая школа);
|
|
3) план опытно-экспериментальной работы должен быть составлен до выхода на преддипломную практику.
Составленная студентом психолого-педагогическая программа и т.д. обязательно должна быть рассмотрена на заседании кафедры в начале учебного года и утверждена психологом, директором базы практики (общеобразовательной школы, средне-специального или высшего учебного заведений и др.).
Условно итоговые выпускные квалификационные работы можно разделить на три вида:
1) выполнение исследования на теоретическом уровне, без ссылок на эмпирический материал, получаемый обычно в результате наблюдений, опытным или экспериментальным путем. Однако содержание работы не должно быть плагиатом уже наработанного психолого-педагогического материала и представлять собой его компиляцию, но должно содержать глубокий научный анализ вопросов в области педагогики/психологии, с использованием общеметодологических, философских идей, с созданием теоретических моделей и схем, что позволит внести некоторые конструктивные положения в решение поставленных задач. При этом необходим анализ накопленного практического психолого-педагогического и методического опыта в исследуемом аспекте с целью систематизации и разработки предложений по его распространению.
В случае написания данного вида квалификационной работы структура может быть следующей: в первой главе приводится глубокий объективный анализ научно-практической и научно-методической литературы по теме исследования; во второй главе – систематизируется и обобщается опыт практической работы по теме исследования на примере анализа педагогической деятельности учителей начальных классов, психологов, педагогов-психологов и др. города, района, республики (возможно, страны, зарубежья).
НАПРИМЕР:
ТЕМА: «Психолого-педагогическое сопровождение психического развития ребенка детей раннего возраста в семье»
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
2) Теоретико-практическая. Рекомендуемая структура работы данного вида предполагает в первой главе глубокий объективный анализ научно-практической и научно-методической литературы по теме исследования; во второй главе – разработку, апробацию, анализ и интерпретацию данных, полученных в ходе программы психолого-педагогической диагностики.
НАПРИМЕР:
ТЕМА: «Психолого-педагогический аспект работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста»
1. ФЕНОМЕН ГИПЕРАКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Психологические особенности гиперактивности младших школьников
1.2. Особенности проведения гиперактивного поведения младших школьников
1.3. Формы и методы работы с детьми с гиперактивным поведением
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика гиперактивного поведения младшего школьника
2.2. Программа формирующего эксперимента по снижению показателя гиперактивности детей младшего школьного возраста
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по снижению гиперактивности детей младшего школьного возраста
3) Методическая. Данный вид квалификационной работы является самым сложным, поскольку имеет ярко выраженную практическую направленность.
|
|
В первой главе квалификационной работы данного уровня должен содержаться объективный многоаспектный анализ ключевых слов исследования. Ключевыми словами являются слова или словосочетания из текста работы, которые несут существенную смысловую нагрузку, с точки зрения информационного поиска (п.1.1). В п.2.2. необходимо провести анализ используемых в практике специалистов (города, района, республики, региона, страны, зарубежья) методов, форм и приемов в русле исследуемого направления.
Следует отметить, что вторая глава наряду с программой психолого-педагогической диагностики по теме исследования, в которой приводится анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов (п.2.1), должна содержать описание структуры составленной и апробированной психолого-педагогической программы, факультатива, кружка, системы тренингов, семинаров и т.п. (п.2.2.). В случае представлении цикла методических приемов указываются вариации их использования на протяжении всего периода проведения эксперимента (не менее 8 месяцев). П.2.3. должен содержать анализ проведения опытно-экспериментальной работы по теме исследования.
НАПРИМЕР:
ТЕМА: «Развитие творческих способностей детей с ДЦП 5-7 лет средствами арт-терапии»
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ
1.1. Особенности развития творческих способностей детей с ДЦП
1.2. Возможности использования средств арт-терапии в развитии творческих способностей у детей с ДЦП
1.3. Обобщение психолого-педагогического опыта по развитию творческих способностей детей
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП 5-7 ЛЕТ
2.1. Констатирующий эксперимент психолого-педагогической работы по развитию творческих способностей детей с ДЦП 5-7 лет
2.2. Результаты формирующего эксперимента психолого-педагогической работы по развитию творческих способностей у детей с ДЦП 5-7 лет
2.3. Методические рекомендации по развитию творческих способностей у детей с ДЦП 5-7 лет средствами арт-терапии
|
|
Необходимо отметить важность соотнесения творческого потенциала и научно-исследовательского интереса квалификационной работы с возможностями автора. Не следует забывать и о том, что итоговая квалификационная работа – это результат планомерного исследования трех и более лет обучения в высшей школе.
Дипломная/бакалаврская работа, в отличие от курсовой работы, выполняется более глубоко и всесторонне. Она должна быть посвящена самостоятельному раскрытию одной из актуальных проблем педагогики, психологии на основе использования психолого-педагогической литературы с привлечением, в случае необходимости, архивных материалов, статистических данных и результатов обобщения практической работы; она должна носить творческий характер, содержать выводы и рекомендации для совершенствования практики.
На основе изучения различных методических пособий по выполнению курсовых и дипломных/бакалаврских работ нами были выделены следующие количественные и качественные их сходства и различия (таблица 1).
Таблица 1
Сходства и различия курсовых и дипломных работ
Наименование параметра | Виды письменных работ | ||
курсовая | дипломный проект | ||
План | простой | сложный | |
Объем | 1 п.л. (24 страницы машинописного текста) | 2-3 п.л.(50-60 страниц машинописного текста) | |
Оглавление | Выделение глав, пунктов | ||
Опытно-экспериментальная часть | без эксперимента или констатирующий эксперимент | констатирующий или формирующий эксперимент | |
Анализ источников по теме работы | не менее 30 | не менее 50 | |
Метод изучения проблемы | определение общих подходов к ее разрешению | обоснование одного из путей как оптимального | |
Уровень обобщения | эмпирический, основанный на отдельных примерах | теоретический, основанный на обобщениях и наблюдениях | |
Степень разработки | начальная | средняя | |
Введение Основной текст | обязателен обязателен | ||
Заключение | общие выводы | общие выводы и предложения | |
Приложения | не обязательны не обязательны | обязательны | |
Перечень принятых сокращений | не обязателен | ||
Перечень принятых терминов | не обязателен | ||
Список литературы | обязателен | ||
Сроки подготовки | до 2 –5 месяцев | до 6 – 8 месяцев | |
При работе с источниками необходимо следовать следующим требованиям:
1) конспектировать на одной стороне листа, не делать сокращений слов. Оставлять поля, на которых можно делать различные пометки: к какому параграфу той или иной главы может быть отнесен материал, высказывать свое оценочное отношение и др.;
2) обязательно указывать автора, полное название книги, выходные данные и номер страницы, которая конспектируется;
3) отдельно на карточках выписывать определения, составляющие понятийный аппарат работы (на обороте карточки также указывать точное наименование источника);
4) материал, относящийся к отдельным главам, пунктам, сразу группировать и складывать в соответствующие пронумерованные папки (например, глава 1, пункт 1.1.).
Все это поможет легко и быстро обработать изученное и представить в связном тексте.
В процессе выполнения курсовой и дипломной/бакалаврской работы студент обязан обнаружить достаточную теоретическую подготовку в области педагогики, психологии, умение использовать основные методы психолого-педагогического исследования, а также показать:
1) умение правильно раскрывать актуальные педагогические и психологические вопросы с учетом современных достижений педагогической, психологической науки, психолого-педагогического опыта специалистов;
2) всесторонние знания физиологических, психических и индивидуальных особенностей детей и подростков, взрослых людей при решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием, консультированием, диагностированием и т.д.;
3) умение творчески подойти к отбору, систематизации и анализу изучаемых педагогических и психологических фактов и явлений, выражать свое отношение к важнейшим вопросам практики, сформулировать выводы и предложения по их возможному практическому использованию;
4) самостоятельность работы с педагогической и психологической литературой, справочниками, статистическими и другими материалами;
5) умения и навыки правильного построения научного аппарата, литературного оформления результатов исследования.