Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т.е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.
Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.
Основой разработки каждого научного исследования является методология, т.е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на тесной взаимосвязи психолого-педагогической теории с практикой. Важную роль здесь играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют теоретические и эмпирические.
|
|
Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.
Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов (например, при помощи наблюдения и эксперимента). Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.
По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные.
Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.
Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывают новые методики психолого-педагогической практики (например, программы диагностик, программы психолого-педагогического сопровождения, факультативов, занятий дополнительного образования и др.).
|
|
Исследовательскую работу выполняют в следующей последовательности:
1) формулирование темы, актуальности, проблемы исследования, объекта и предмета;
2) формулирование цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и подтверждение в психолого-педагогической практике эффективности научных исследований.
Научные исследования классифицируют по различным признакам:
1) по видам связи с общественным производством:
а) научные исследования, направленные на создание новых методик, образовательных программ, психологических программ и т.д.;
б) теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и др.;
2) по степени важности для производства:
а) работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств;
б) исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;
3) в зависимости от источников финансирования:
а) госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;
б) хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;
4) по длительности разработки:
а) долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет;
б) краткосрочные, выполняемые обычно за один год.
Исследовательская работа будущего специалиста, ученого, выполняемая в ходе подготовки в вузе, является важнейшим шагом к профессиональной деятельности. Подготовка докладов, эссе, рефератов, написание курсовых работ, участие в конференциях, подготовка выпускной квалификационной работы, – все это способствует дальнейшему формированию методологической культуры и знаний будущего специалиста, развитию профессионально значимых умений, качеств личности.
В ходе написания научно-исследовательских работ преследуются следующие цели:
1) систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний;
2) развитие навыков применения знаний для разрешения конкретных исследовательских задач;
3) формирование и развитие методики научно-исследовательской работы;
4) формирование навыков самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности;
5) оценка степени подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности.
К написанию научно-исследовательской работы предъявляются весьма высокие требования:
1) актуальность темы, соответствие ее современному уровню развития науки;
2) анализ монографической и периодической литературы по теме исследования, состояния изучаемой проблемы;
3) использование современных методов исследования, описание и анализ проведенных автором экспериментов;
4) наличие обоснованных выводов и практических рекомендаций; внедрение результатов в практику и возможность их дальнейшего использования.
Итак, рассмотрим последовательность этапов, которая должна присутствовать при написании научно-исследовательской работы.
1) Выбор темы исследования из числа актуальных в психолого-педагогической области научных направлений.
2) Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Выявление проблемы и анализ ее состояния в науке и практике (на основе анализа научно-методического и психолого-педагогического опыта специалистов РФ, РС(Я), а также приветствуется анализ и зарубежного психолого-педагогического, методического опыта. Необходимо отразить историю исследуемой проблемы (этапы развития, основные идеи, вопросы); общенаучные положения, характеризующие объект исследования; психологические положения; педагогические положения (общепедагогические, дидактические, методические).
|
|
3) Обоснование актуальности темы (выделение круга нерешенных проблем на основе анализа научно-методической литературы и периодической печати по теме исследования).
4) Анализ базовых понятий по теме исследования.
5) Составление плана научно-исследовательской работы.
6) Разработка различных способов решения психолого-педагогической проблемы (анализ различных подходов к решению проблемы в науке и практике, анализ психолого-педагогических дефиниций). Определение оптимального пути разрешения проблемы.
7) Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных мероприятий, планов психологических занятий и т.д.).
8) Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.
9) Анализ результатов эксперимента (составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов).
10) Подготовка к осуществлению формирующего эксперимента с целью проверки научного предположения (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т.д.).
11) Проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.).
12) Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., математическая обработка данных, формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным формирующего эксперимента.
13) Повторное проведение формирующего эксперимента (если возникает необходимость).
|
|
14) Компоновка подготовленных материалов и оформление «чернового» варианта текста научного исследования.
15) Написание выводов по итогам проведенного исследования.
16) Составление заключения. Заключение должно «зеркально» отражать введение: в нем должны быть сделаны обобщающие выводы по достижению цели, решению задач, проверке гипотезы. Можно обозначить круг проблем, которые в силу объективных и субъективных причин не были решены в исследовании.
17) Составление списка литературы в соответствии с библиографическими требованиями (ГОСТ Р 7.0.5. - 2008 «Оформление библиографии. Общие требования и правила составления).
18) Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций и т.д.).
19) Формирование структуры научной работы.
20) Оформление «чистового» варианта работы и его предоставление научному руководителю для написания отзыва (для дипломной и бакалаврской работы).
21) Предоставление научной работы рецензенту для написания рецензии (для дипломной и бакалаврской работы).
22) Предоставление научной работы зав. кафедрой для нормоконтроля.
23) Представление комиссии квалификационной работы с пакетом соответствующих документов (для дипломной и бакалаврской работы).
24) Подготовка и защита научной работы.