Особенности научного исследования в педагогике и психологии

Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т.е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Основой разработки каждого научного исследования является методология, т.е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на тесной взаимосвязи психолого-педагогической теории с практикой. Важную роль здесь играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют теоретические и эмпирические.

Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.

Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов (например, при помощи наблюдения и эксперимента). Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные.

Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.

Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывают новые методики психолого-педагогической практики (например, программы диагностик, программы психолого-педагогического сопровождения, факультативов, занятий дополнительного образования и др.).

Исследовательскую работу выполняют в следующей последовательности:

1) формулирование темы, актуальности, проблемы исследования, объекта и предмета;

2) формулирование цели и задач исследования;

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) внедрение и подтверждение в психолого-педагогической практике эффективности научных исследований.

Научные исследования классифицируют по различным признакам:

1) по видам связи с общественным производством:

а) научные исследования, направленные на создание новых методик, образовательных программ, психологических программ и т.д.;

б) теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и др.;

2) по степени важности для производства:

а) работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств;

б) исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;

3) в зависимости от источников финансирования:

а) госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;

б) хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;

4) по длительности разработки:

а) долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет;

б) краткосрочные, выполняемые обычно за один год.

Исследовательская работа будущего специалиста, ученого, выполняемая в ходе подготовки в вузе, является важнейшим шагом к профессиональной деятельности. Подготовка докладов, эссе, рефератов, написание курсовых работ, участие в конференциях, подготовка выпускной квалификационной работы, – все это способствует дальнейшему формированию методологической культуры и знаний будущего специалиста, развитию профессионально значимых умений, качеств личности.

В ходе написания научно-исследовательских работ преследуются следующие цели:

1) систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний;

2) развитие навыков применения знаний для разрешения конкретных исследовательских задач;

3) формирование и развитие методики научно-исследовательской работы;

4) формирование навыков самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности;

5) оценка степени подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности.

К написанию научно-исследовательской работы предъявляются весьма высокие требования:

1) актуальность темы, соответствие ее современному уровню развития науки;

2) анализ монографической и периодической литературы по теме исследования, состояния изучаемой проблемы;

3) использование современных методов исследования, описание и анализ проведенных автором экспериментов;

4) наличие обоснованных выводов и практических рекомендаций; внедрение результатов в практику и возможность их дальнейшего использования.

Итак, рассмотрим последовательность этапов, которая должна присутствовать при написании научно-исследовательской работы.

1) Выбор темы исследования из числа актуальных в психолого-педагогической области научных направлений.

2) Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Выявление проблемы и анализ ее состояния в науке и практике (на основе анализа научно-методического и психолого-педагогического опыта специалистов РФ, РС(Я), а также приветствуется анализ и зарубежного психолого-педагогического, методического опыта. Необходимо отразить историю исследуемой проблемы (этапы развития, основные идеи, вопросы); общенаучные положения, характеризующие объект исследования; психологические положения; педагогические положения (общепедагогические, дидактические, методические).

3) Обоснование актуальности темы (выделение круга нерешенных проблем на основе анализа научно-методической литературы и периодической печати по теме исследования).

4) Анализ базовых понятий по теме исследования.

5) Составление плана научно-исследовательской работы.

6) Разработка различных способов решения психолого-педагогической проблемы (анализ различных подходов к решению проблемы в науке и практике, анализ психолого-педагогических дефиниций). Определение оптимального пути разрешения проблемы.

7) Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных мероприятий, планов психологических занятий и т.д.).

8) Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.

9) Анализ результатов эксперимента (составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов).

10) Подготовка к осуществлению формирующего эксперимента с целью проверки научного предположения (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т.д.).

11) Проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.).

12) Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., математическая обработка данных, формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным формирующего эксперимента.

13) Повторное проведение формирующего эксперимента (если возникает необходимость).

14) Компоновка подготовленных материалов и оформление «чернового» варианта текста научного исследования.

15) Написание выводов по итогам проведенного исследования.

16) Составление заключения. Заключение должно «зеркально» отражать введение: в нем должны быть сделаны обобщающие выводы по достижению цели, решению задач, проверке гипотезы. Можно обозначить круг проблем, которые в силу объективных и субъективных причин не были решены в исследовании.

17) Составление списка литературы в соответствии с библиографическими требованиями (ГОСТ Р 7.0.5. - 2008 «Оформление библиографии. Общие требования и правила составления).

18) Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций и т.д.).

19) Формирование структуры научной работы.

20) Оформление «чистового» варианта работы и его предоставление научному руководителю для написания отзыва (для дипломной и бакалаврской работы).

21) Предоставление научной работы рецензенту для написания рецензии (для дипломной и бакалаврской работы).

22) Предоставление научной работы зав. кафедрой для нормоконтроля.

23) Представление комиссии квалификационной работы с пакетом соответствующих документов (для дипломной и бакалаврской работы).

24) Подготовка и защита научной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: