Протокол наблюдения на занятии

ФИО_______________________________________________________________________

Минуты занятия Вид деятельности (занятости) Эмоциональная, поведенческая реакция Взаимодействие с участниками процесса
       
       
       
     

В качестве важнейших форм протоколирования наблюдения различают следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга.

Признаковые (знаковые) системы фиксации поведения основываются на том, что конкретные виды поведения симптоматичны для целой поведенческой сферы. Эти специфические проявления поведения описывают заранее и затем с помощью наблюдения фиксируют, какие из них (и как часто) появляются в тот или иной период наблюдения.

Наблюдая за каким-либо явлением, можно выделить степень проявления в количественном и качественном отношении. Система категорий определяет количественное отношение. Она состоит из нескольких классов. Например, нужно пронаблюдать уровень дисциплинированности учащихся. Можно выделить два класса: дисциплинированность – недисциплинированность. Всех учеников можно разделить по этому признаку. Можно выделить не два класса, а больше, однако при этом необходимо четко выделить признаки, по которым их следует выделять.

Оценочные шкалы регистрируют качество дисциплинированности – недисциплинированности, степень выраженности: очень сильно, средне, слабо выражено.

Опрос. Опросные методы, к числу которых относятся беседа, интервью и анкетирование, используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). Беседа, интервью – устный опрос, а анкетирование – письменный. При проведении опросов предварительного решения требуют три проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки, для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность).

Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

В практике психолого-педагогических исследований выработаны определенные правила применения метода беседы:

1) беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;

2) формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

3) подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;

4) избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;

5) вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

6) не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

7) выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволят ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол или дневник как форму регистрации результатов исследования лучше всего заполнять после окончания беседы.

Метод тестирования – выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения.

Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства у объекта исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

По направленности тесты делятся на тесты достижения, тесты способностей и тесты личности.

Тесты достижений в основном дидактические, определяющие уровень овладения учебным материалом, сформированность у обучающихся знаний, навыков и умений. Дидактический тест следует понимать как систему заданий специфической формы и определенного содержания, расположенных в порядке возрастающей трудности, создаваемой с целью объективной оценки структуры и измерения уровня подготовленности обучающихся.

Тесты способностей чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются интеллектуальными (например, тест Равена, тест Амтхауэра, субтесты Векслера и др._.

Тесты личности дают возможность по реакции на задания теста судить об особенностях свойств личности — направленности, темпераменте, чертах характера (например, рисуночные тесты, незаконченные предложения и др.).

Тесты должны применяться в совокупности со всеми другими методами. Целесообразно применять не отдельный тест, а их совокупность, т.е. батарею тестов, добиваться их высокой надежности и валидности, повышать квалификацию исследователей.

Социометрический метод (метод социометрии) позволяет выявить межличностные отношения в группе людей с помощью их предварительного опроса.

Узнать неофициальные взаимоотношения людей, структуру их взаимоотношений, симпатий и антипатий можно с помощью простых вопросов типа: «С кем бы вы желали провести свободное время?», «С кем бы вы желали работать?» и т. п. Эти вопросы и есть критерии социометрического выбора. Они могут быть самыми разнообразными.

Для исследования структуры взаимоотношений в группе применяется социометрия в двух вариантах: параметрическая и непараметрическая. Параметрическая социометрия состоит в том, что испытуемым предлагается сделать строго определенное количество выборов по заданному критерию. Например, назвать пять товарищей, с которыми он хотел бы вместе проводить свободное время. Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что испытуемые положительно относятся к исследованию. В противном случае могут быть ответы: «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают результаты обследования.

Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.

При изучении психолого-педагогического опыта исследователь имеет дело с содержанием, процессами, условиями, качеством и результатами работы конкретных людей. Во внимание принимаются следующие основные компоненты психолого-педагогического опыта: конкретные задачи работы, которые успешно решаются авторами опыта; реальная деятельность, действия, операции психологов, педагогов, учащихся и других участников педагогического процесса – авторов психолого-педагогического опыта; новизна, преимущество их работы перед работой других; основные идеи опыта и условия его реализации; обусловленность опыта личностными качествами авторов, условиями, созданными в образовательных учреждениях; пути и средства передачи, освоения и внедрения данного опыта.

Эксперимент – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще,психолого-педагогического исследования в частности. Специфика его заключается в активном вмешательстве в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего целенаправленные изменения педагогических условий. Он предоставляет возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях. Досконально продуманный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях.

В зависимости от исследовательского назначения педагогического эксперимента различают следующие его виды: констатирующий, формирующий и контрольный.

Этапы проведения эксперимента:

1) определение цели и задач эксперимента;

2) подготовка к проведению эксперимента. На этом этапе исследователь определяет следующее: место проведения эксперимента; лица, проводящие эксперимент; контрольная и экспериментальная группы; календарные сроки проведения эксперимента; условия, обеспечивающие сходство и неизменность протекания эксперимента в контрольной и экспериментальной группах (наполняемость, социальный состав, уровень обученности, воспитанности, развития детей, квалификация учителей, содержание обучения и др.); экспериментальные материалы (тесты, анкеты, планы семинаров, тренингов, занятийи др.);

3) проведение эксперимента. В ходе проведения эксперимента исследователь фиксирует и обрабатывает полученные результаты, обобщает их и анализирует, вносит необходимые коррективы в содержание экспериментальных материалов и ход эксперимента.

4) выводы по эксперименту. На основе всестороннего анализа собранных данных исследователь определяет подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: