double arrow

Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила


Источник МП – способ выражения воли субъектов МП (в нем выражаются результаты процесса создания норм МП).

Пути придания официального характера источникам МП:

1) правотворчество (субъекты МП одобряют договоры, содержание нормы права или рекомендации межправительственных организаций);

2) санкционирование (субъекты МП одобряют обычные нормы, придают им юридическую силу).

Источники МП согласно ст.38 Статута МС ООН (международные конвенции; международный обычай; общие принципы права; судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм).

Группы источников МП:

1) основные (договоры, международно-правовые обычаи, общие принципы права);

2) производные (резолюции и решения межправительственных организаций);

3) вспомогательные (принятые в соответствии с МП судебные решения, доктрина, односторонние заявления государств).

Основные источники МП:

1) Международный договор (международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое МП независимо от количества документов, в которых он содержится, и от его наименования).




Источник МП – только правообразующие договоры (предусматривают новые нормы МП, подтверждают, определяют или отменяют существующие обычные или конвенционные нормы общего характера).

Согласие государства на обязательность для него договора выражается путем его подписания представителем государства, если:

а) договор предусматривает, что подписание имеет такую силу;

б) иным образом установлена договоренность государств, что подписание должно иметь такую силу;

в) намерение государств придать такую силу подписанию вытекает из полномочий представителей.

2) Международный обычай (правила и порядки, устанавливаемые в МО на основании постоянного и однообразного применения их к одинаковым по существу случаям).

Признаки международного обычая (продолжительное существование практики; единообразие, постоянность практики; всеобщий характер практики; убежденность в правомерности и необходимости соответствующего действия).

Доказательства существования обычая (дипломатическая переписка, политические заявления, сообщения для прессы, заключения официальных юридических советников, правительственные комментарии, международные и национальные судебные решения, декларативные положения договоров и других международных документов).

3) Общие принципы права (только те, которые являются общими для национальных правовых систем и для МП) (принцип справедливости, принцип законности, принцип соблюдения договоров, принцип доверия, принцип защиты прав человека, принцип суверенитета над природными ресурсами и др.).



Производные источники МП (резолюции и решения международных организаций):

1) решения СБ ОНН (в МП отсутствуют положения, препятствующие государствам, предоставлять международным организациям право издавать обязательные для них постановления);

2) организации, одобряющие технические правила и стандарты, которые становятся при определенных условиях обязательными для государств (Международная организация гражданской авиации (ИКАО); Международная морская организация (ИМО); Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др.);

3) резолюции ГА ООН (не перечислены в ст.38 Статута МС ООН; согласно ст.11 Устава ООН носят рекомендательный характер; однако, ряд резолюций конкретизируют нормы МП и даже содержат новые нормы) (пример: Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 квалифицирована МС ООН как важная часть обычного права).

Вспомогательные источники МП:

1) Судебные решения (решения МС ООН; решения иных международных и региональных судов (МУС ООН, Европейского суда по правам человека), а также в известном смысле решения национальных судов).

2) Доктрина наиболее квалифицированных специалистов (использование доктрины допускается только в качестве доказательства наличия права, а не как правотворческий фактор).

3) Односторонние акты государств (заявление о признании государств или правительств, информация (нотификация) соответствующих государств в случае военной блокады во время войны и др.).







Сейчас читают про: