Признаки правовой нормы:
1) непосредственная связь норм права с государством;
2) выражение ими государственной воли;
3) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм;
4) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права;
5) многократность применения и длительность действия правовых норм;
6) их строгая соподчиненность и иерархичность;
7) охрана норм права государством;
8) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в них велений.
Норма МП – общеобязательное правило поведения субъекта МП, при нарушение которого применяются санкции.
Норма МП выступает в качестве меры равного масштаба, применяемого при оценке поведения субъектов МП (является критерием определения правильности или неправильности действий различных субъектов МП).
Степень обобщенности норм МП:
1) наиболее общий характер имеют нормы, содержащиеся в Уставе ООН (если какая-либо норма МП противоречит Уставу ООН, она объявляется ничтожной, а субъект МП не могут руководствоваться ею);
2) менее общий характер имеют нормы МП, относящиеся к его отраслям и институтам, а также нормы, обращенные к конкретным субъектам (государствам, межправительственным организациям и др.).
Отличительная черта нормы права – содержание и выражение в ней государственной воли (нормы МП – продукт согласования воль соответствующих субъектов, прежде всего государств).
Виды норм МП:
1) диспозитивные нормы (субъекты могут отступать от них по взаимному соглашению);
2) императивные нормы (субъекты не могут отступать от них даже по взаимному соглашению; договор, им противоречащий, является юридически ничтожным).
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 императивные именуются juscogens (если возникает новая императивная норма, то любой договор, противоречащий ей, становится недействительным и прекращается) (такая норма может быть изменена только последующей такой же нормой).
Виды норм МП:
1) в зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения:
а) нормы-принципы (7 основных принципов, закрепленные в Уставе ООН; 3 принципа, закрепленные в Заключительном акте СБСЕ 1975 (нерушимости границ, территориальной целостности, уважения прав человека и основных свобод));
б) нормы-определения (содержатся в статьях международного договора или составляют раздел (статью) договора (определения терминов));
в) нормы-цели (закрепляют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность субъекта МП);
2) в зависимости от содержания:
а) общие (закрепляя широкое обязательство, предполагают принятие более конкретных норм, закрепляющих детальные обязательства, осуществление которых должно обеспечить выполнение основного);
б) конкретные;
3) в зависимости от функционального назначения:
а) регулятивные (определяют необходимое или возможное поведение субъектов МП, если субъект действует в соответствии с ними – его поведение правомерное);
б) охранительные (предусматривают использование мер принуждения по отношению к субъектам МП в случае, если ими были нарушены охраняемые МП интересы других субъектов МП);
4) материальные и процессуальные:
а) материальные (относятся к вопросам существа МО);
б) процессуальные (регулируют порядок осуществления официальных контактов между субъектами МП с целью решения возникающих между ними проблем);
5) в зависимости от способа изложения обязательств (дозволяющие, предписывающие, запрещающие).
Кодификация МП – усовершенствование и прогрессивное развитие действующих принципов и норм МП путем приведения их в определенный порядок (уточняются или изменяются действующие нормы и разрабатываются новые нормы).
Процесс кодификации – систематизация и совершенствование принципов и норм МП путем:
1) установления точного содержания и четкого формулирования действующих принципов и норм МП в конкретной сфере отношений между государствами;
2) изменение или пересмотр устаревших норм;
3) разработка новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей МО;
4) закрепление в согласованном виде этих принципов и норм в едином международно-правовом акте.
Виды кодификации МП:
1) официальная (осуществляется на международном уровне или в рамках межправительственных организаций);
2) неофициальная (проводится международными неправительственными организациями, научными учреждениями и учеными).
Официальная кодификация началась с Венского конгресса 1814 – 1815 (подписан Парижский договор 1814, утверждены положения относительно режима международных рек, запрещения работорговли и ранга дипломатических агентов) (после Первой мировой войны вопросами кодификации занималась Лига Наций, после Второй мировой войны – Комиссия по МП ООН (КМП ООН)).
КМП ООН рассматривает передаваемые ей Генеральным секретарем предложения и проекты многосторонних конвенций, представляемые государствами – членами ООН, главными органами ООН (кроме ГА), специализированными учреждениями или официальными органами, созданными по договоренности между правительствами для содействия прогрессивному развитию МП и его кодификации.
Когда КМП ООН признает кодификацию необходимой и желательной, представляет свои рекомендации ГА может рекомендовать не принимать решения, поскольку доклад уже опубликован; принять доклад к сведению или одобрить его в своей резолюции; рекомендовать проект государствам – членам ООН с целью заключения конвенции; созвать конференцию для заключения конвенции).
Неофициальная кодификация МП (Институт МП в Ганте (Бельгия); Ассоциация МП в Брюсселе (с 1873), включающая национальные ассоциации МП; международные институты, комитеты).