double arrow

Нормы МП, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в МП


Признаки правовой нормы:

1) непосредственная связь норм права с государством;

2) выражение ими государственной воли;

3) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм;

4) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права;

5) многократность применения и длительность действия правовых норм;

6) их строгая соподчиненность и иерархичность;

7) охрана норм права государством;

8) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в них велений.

Норма МП – общеобязательное правило поведения субъекта МП, при нарушение которого применяются санкции.

Норма МП выступает в качестве меры равного масштаба, применяемого при оценке поведения субъектов МП (является критерием определения правильности или неправильности действий различных субъектов МП).

Степень обобщенности норм МП:

1) наиболее общий характер имеют нормы, содержащиеся в Уставе ООН (если какая-либо норма МП противоречит Уставу ООН, она объявляется ничтожной, а субъект МП не могут руководствоваться ею);

2) менее общий характер имеют нормы МП, относящиеся к его отраслям и институтам, а также нормы, обращенные к конкретным субъектам (государствам, межправительственным организациям и др.).




Отличительная черта нормы права – содержание и выражение в ней государственной воли (нормы МП – продукт согласования воль соответствующих субъектов, прежде всего государств).

Виды норм МП:

1) диспозитивные нормы (субъекты могут отступать от них по взаимному соглашению);

2) императивные нормы (субъекты не могут отступать от них даже по взаимному соглашению; договор, им противоречащий, является юридически ничтожным).

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 императивные именуются juscogens (если возникает новая императивная норма, то любой договор, противоречащий ей, становится недействительным и прекращается) (такая норма может быть изменена только последующей такой же нормой).

Виды норм МП:

1) в зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения:

а) нормы-принципы (7 основных принципов, закрепленные в Уставе ООН; 3 принципа, закрепленные в Заключительном акте СБСЕ 1975 (нерушимости границ, территориальной целостности, уважения прав человека и основных свобод));

б) нормы-определения (содержатся в статьях международного договора или составляют раздел (статью) договора (определения терминов));

в) нормы-цели (закрепляют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность субъекта МП);

2) в зависимости от содержания:

а) общие (закрепляя широкое обязательство, предполагают принятие более конкретных норм, закрепляющих детальные обязательства, осуществление которых должно обеспечить выполнение основного);



б) конкретные;

3) в зависимости от функционального назначения:

а) регулятивные (определяют необходимое или возможное поведение субъектов МП, если субъект действует в соответствии с ними – его поведение правомерное);

б) охранительные (предусматривают использование мер принуждения по отношению к субъектам МП в случае, если ими были нарушены охраняемые МП интересы других субъектов МП);

4) материальные и процессуальные:

а) материальные (относятся к вопросам существа МО);

б) процессуальные (регулируют порядок осуществления официальных контактов между субъектами МП с целью решения возникающих между ними проблем);

5) в зависимости от способа изложения обязательств (дозволяющие, предписывающие, запрещающие).

Кодификация МП – усовершенствование и прогрессивное развитие действующих принципов и норм МП путем приведения их в определенный порядок (уточняются или изменяются действующие нормы и разрабатываются новые нормы).

Процесс кодификации – систематизация и совершенствование принципов и норм МП путем:

1) установления точного содержания и четкого формулирования действующих принципов и норм МП в конкретной сфере отношений между государствами;

2) изменение или пересмотр устаревших норм;

3) разработка новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей МО;

4) закрепление в согласованном виде этих принципов и норм в едином международно-правовом акте.



Виды кодификации МП:

1) официальная (осуществляется на международном уровне или в рамках межправительственных организаций);

2) неофициальная (проводится международными неправительственными организациями, научными учреждениями и учеными).

Официальная кодификация началась с Венского конгресса 1814 – 1815 (подписан Парижский договор 1814, утверждены положения относительно режима международных рек, запрещения работорговли и ранга дипломатических агентов) (после Первой мировой войны вопросами кодификации занималась Лига Наций, после Второй мировой войны – Комиссия по МП ООН (КМП ООН)).

КМП ООН рассматривает передаваемые ей Генеральным секретарем предложения и проекты многосторонних конвенций, представляемые государствами – членами ООН, главными органами ООН (кроме ГА), специализированными учреждениями или официальными органами, созданными по договоренности между правительствами для содействия прогрессивному развитию МП и его кодификации.

Когда КМП ООН признает кодификацию необходимой и желательной, представляет свои рекомендации ГА может рекомендовать не принимать решения, поскольку доклад уже опубликован; принять доклад к сведению или одобрить его в своей резолюции; рекомендовать проект государствам – членам ООН с целью заключения конвенции; созвать конференцию для заключения конвенции).

Неофициальная кодификация МП (Институт МП в Ганте (Бельгия); Ассоциация МП в Брюсселе (с 1873), включающая национальные ассоциации МП; международные институты, комитеты).







Сейчас читают про: