Открытое море: понятие, свободы. Борьба с преступлениями, совершаемыми в открытом море. Пиратство. Преследование по горячим следам

Открытое море – морские пространства, не входящие ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальные воды или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства – архипелага (находятся в общем и равном пользовании всех наций; никакое государство не вправе претендовать на подчинение своему суверенитету какой-либо части открытого моря).

Основа международно-правового режима открытого моря – принцип свободы открытого моря (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).

Государства, осуществляющие эти свободы, должны учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря, а также учитывая права, предусмотренные в отношении деятельности в Районе морского дна.

Открытое море резервируется для мирных целей (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).

Охрана живых ресурсов открытого моря (совокупность мер, направленных на обеспечение оптимально устойчивой добычи ресурсов; все государства обязаны принимать меры или сотрудничать с другими государствами в принятии в отношении своих граждан таки мер, какие окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (меры по установлению допустимого улова и другие – не должны быть дискриминационными)).

Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море (суда в открытом море подчиняются юрисдикции только государства своего флага и, как правило, не могут задерживаться и подвергаться осмотру судами или военными кораблями, плавающими под флагом другого государства).

Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:

1) в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;

2) отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;

3) ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что это судно – занимается (пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием); не имеет национальности; при поднятом иностранном флаге или не поднятом флаге имеет ту же национальность, что и военный корабль).

Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.

Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:

1) военные корабли;

2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе.

Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, а также оказывать помощь после столкновения другому судну, его экипажу и пассажирам.

Государства обязаны:

1) издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с судов или из трубопроводов, в результате разработки или разведки поверхности морского дна и недр континентального шельфа;

2) принимать меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов.

Борьба с преступлениями в открытом море:

1) Борьба с пиратством (любому государству предоставляется право захватить в открытом море пиратское судно, находящееся на нем имущество, а также арестовать экипаж и пассажиров; вопрос об их наказании и о судьбе захваченного имущества решается судами государств, осуществивших их захват; захват может совершаться только военными или находящимися на правительственной службе морскими или воздушными судами, специально на то уполномоченными).

2) Незаконная торговля наркотиками или психотропными веществами (любое государство, имеющее основание считать, что судно, плавающее под его флагом, участвует в совершении этих деяний, может обратиться к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в их пресечении).

3) Несанкционированное вещание из открытого моря (все государства обязаны сотрудничать в его пресечении; лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде (государства флага; государства регистрации установки; государства, гражданином которого он является; государства, где могут приниматься передачи; государства, радиосвязи которого создаются помехи)).

Преследование по горячим следам:

1) может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства;

2) должно начаться когда судно (или одна из его шлюпок) находятся во внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за их пределами при условии, что оно не прерывается (если иностранное судно находится в прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона);

3) судно, отдающее приказ предполагаемому нарушителю остановиться, само может находиться в любом месте (в том числе в открытом море);

4) применяется также к нарушениям в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе законов и правил прибрежного государства, установленных в их отношении;

5) прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или третьего государства;

6) может начинаться только после подачи сигнала остановиться на дистанции, позволяющей нарушителю увидеть или услышать его;

7) может осуществлять только военными кораблями и летательными аппаратами или иными находящимися на государственной службе, специально на то уполномоченными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: