Территориальные воды: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления

Территориальное море – находящийся за пределами сухопутной территории и внутренних вод государства морской пояс, примыкающий к берегу (на него распространяется суверенитет прибрежного государства).

Суверенитет государства распространяется на территориальное море, на воздушное пространство над ним, на поверхность и недра дна в пределах этих вод.

Государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль (12 стран – больший предел (200 миль Либерия, Перу, Никарагуа, Конго, Эквадор; 50 миль – Танзания); некоторые страны – меньший (Греция, Норвегия, Доминиканская Республика)).

Внешняя граница территориального моря – прямая линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (при изрезанной береговой линии или цепи островов для проведения исходных линий может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки; при этом не допускаются заметные отклонения от общего направления берега).

Система прямых исходных линий не может применяться так, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

При определении границ территориального моря наиболее выступающие в море постоянные портовые сооружения рассматриваются как часть берега (рейды, используемые для погрузки и стоянки судов, включаются в состав территориального моря даже в случаях, когда они находятся за пределами территориальных вод).

В местах, где в море впадает река, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек ее устья между точками максимального отлива на ее берегах.

Исключительное право прибрежного государства на рыболовство в своих территориальных водах вытекает из его суверенитета над ними (Закон РФ «О государственной границе РФ» (промысловая деятельность иностранных ф/л и ю/л в территориальных водах РФ осуществляется в соответствии с международными договорами РФ или иными договоренностями с иностранными государствами с уведомлением пограничных войск)).

Основные принципы экономических отношений при пользовании природными ресурсами территориального моря РФ (платность пользования; ответственность за нарушение условий хозяйственной деятельности; возмещение нанесенного территориальному морю, его природным ресурсам, ОС ущерба; финансовое обеспечение мероприятий, связанных с восстановлением и охраной природных ресурсов территориального моря и ОС).

Право мирного прохода через территориальное море признается за всеми судами независимо от груза, вооружения, двигательной установки:

1) плавание с целью пересечь его без захода во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;

2) плавание через территориальное море с целью пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

Прибрежное государство, у которого возникают сомнения насчет мирного прохода, информирует судно об основаниях своих сомнений и предоставляет ему возможность прояснить свои намерения или исправить свои действия в короткий период времени.

Суда, осуществляющие право мирного прохода, соблюдают все законы и правила прибрежного государства, принятые согласно существующим нормам ММП (включая требования к судам использовать морские коридоры и схемы разделения движения, предписанные для обеспечения безопасности судоходства).

Проход судна должен быть непрерывным и быстрым (может включать остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием, необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия или с целью оказания помощи).

Проход мирный, если им не нарушается мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства.

Проход не считается мирным (если представляет собой угрозу силой, любые маневры или учениями с оружием; связан со сбором информации или пропагандой, с подъемом в воздух или посадкой летательных аппаратов, с погрузкой или выгрузкой товаров, валюты, лиц, с загрязнениями среды, с рыболовной деятельностью, с исследовательской или гидрографической деятельностью, с созданием помех функционированию систем связи).

Подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста лица или расследования преступления, совершенного на борту судна; исключения:

1) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2) если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

3) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

4) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Прибрежное государство во всех случаях проведения ареста или расследования на борту иностранного судна должно по просьбе капитана предварительно уведомить консульские власти государства флага и способствовать установлению контакта между консулом и экипажем судна.

Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна (может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому ГрД только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства).

ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» 1998 (положения дублируют положения Конвенции 1982).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: