Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.
На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти:
1) судебная власть – составная часть системы разделения властей;
2) основы организации судебной системы;
3) гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции;
4) основы правового статуса судей.
Характерными чертами судебной власти являются:
1) осуществление в связи с конкретным делом (социальным конфликтом);
2) реализация в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти.
3) В зарубежных странах существует несколько разновидностей (моделей) судебных систем.
В странах с англосаксонской системой права суды образуют единую систему, где различные ветви замыкаются на единый Верховный Суд.
Основными признаками этой системы являются:
|
|
·историческая приверженность общему праву;
·признание правотворческой роли суда и судебного прецедента как источника права;
·выработка процессуальных форм судебного преследования, прежде всего судебной практикой;
·исключительно апелляционная форма обжалования судебных решений;
·предельная состязательность, при которой суд в большей мере пассивен и следит главным образом за соблюдением сторонами процессуальных норм;
·более широкое использование институтов присяжных заседателей и мировых судей;
·допущение в уголовном процессе сделок о признании вины.
В странах с романо-германской (континентальной) системой права нет единой судебной системы. Имеет место полисистемность, выражающаяся в существовании нескольких независимых систем общих и специализированных судов во главе со своими высшими судами. Так, в Германии согласно ст. 95 Конституции 1949 г., наряду с Федеральным конституционным Судом, для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юстиции учреждены в качестве верховных судебных органов:
·Федеральная судебная палата;
·Федеральный административный суд;
·Федеральная финансовая палата;
·Федеральный трудовой суд;
·Федеральный социальный суд.
Основными признаками континентальной модели судебной системы являются:
·развитая законодательная база, определяющая организацию и деятельность судов;
·формальное признание судебного прецедента как источника права;
·использование наряду с апелляционной формой также кассационной и ревизионной форм обжалования судебного решения;
|
|
·активная роль судьи в процессе;
·меньшая распространенность институтов присяжных заседателей и мировых судей;
·существование органов судейского самоуправления, имеющих задачу подбора кадров для судов;
·преимущественно назначение профессиональных судей низового уровня.
В социалистических странах судебная система характеризуется следующими чертами:
·выборность всех судей и народных заседателей;
·равенство прав судей и народных заседателей;
·отсутствие практики создания специальных судебных округов. Суд действует в границах конкретной административно-территориальной единицы.
Для мусульманской модели судебной системы характерно:
·мусульманскому суду подлежат только мусульмане, а также лица, согласившиеся на такой суд;
·отсутствие народных заседателей и присяжных;
·процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности;
·в большинстве мусульманских стран обжаловать судебное решение можно лишь у имама (высшего духовного лица государства).
45. Судебные системы ЗС. Системы судебных органов могут быть неодинаковыми в унитарных и федеративных государствах. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (яркий пример тому судебная система в США). При данной системе федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов - и федеральные законы, и законы своего штата. В судах первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.) рассматриваются впервые все дела. Следующая инстанция - кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей, но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дела только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе. В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды, когда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. Здесь весь процесс повторяется аналогично процедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей, предъявление дополнительных доказательств. Данная схема системы общих судов в ряде стран имеет свои особенности. Суды первой инстанции рассматривают большинство уголовных и гражданских дел отнесенных к их компетенции. Верховные суды могут рассматривать отдельные дела, установленные конституцией или законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей. В актах конституционного права упоминаются различные органы и должностные лица, одна из задач которых состоит в содействии судебной власти. И во-первых это прокуратура. Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокурора не участвует),осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью.