Любое слово в любом языке кроме индивидуального лексического, имеет также грамматическое значение, указывающее на отношение этого слова к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, отношение сообщаемого факта ко времени и т.д.
Большинство слов обладают не одним, а несколькими грамматическими значениями. Так, глагол «написал» характеризуется грамматическим значением прошедшего времени, совершенного вида, мужского рода, единственного числа; прилагательное «высочайшая» характеризуется грамматическими значениями единственного числа, именительного падежа, женского рода, превосходной степени.
Средства выражения грамматического значения могут быть либо синтетическими, либо аналитическими. Синтетическими называются такие средства выражения грамматического значения, которые связаны с изменением формы слова. Аналитическими называются такие формы выражения грамматического значения, которые являются внешними по отношению к слову и не связаны с изменением его формы.
|
|
Грамматическое значение в слове может выражаться самыми различными средствами:
· флексией (окончанием): в словоформе овца окончание -а выражает ж. р., ед. ч., им. п.; в словоформе пишешь окончание -ешь является показателем 2-го лица, ед. ч., наст. вр. глагола писать; в словоформе зимний окончание -ий — показатель м. р., ед. ч., им.—вин. п. прилагательного зимний и т.п.;
· суффиксами: в словоформе спел суффикс -л- указывает на прошедшее время глагола спеть; в словоформе веселее суффикс -ее- выражает значение сравнительной степени и т.д.;
· префиксами: значение совершенного вида в глаголе сделать передается приставкой с- (ср.: делать — сделать), значение превосходной степени в прилагательном наилучший выражается приставкой паи- и т.п.;
· ударениями: значение сов. и несов. вида в глаголах засыпать — засыпать передается только ударением;
· чередованием: значение мн. ч. в словоформе друзья (ср.: друг) выражается за счет чередования в корне (а также суф. -/-);
· супплетивизмом (меной основ): значение прошедшего времени глагола идти передается с помощью супплетивизма основ: идти — шел; значение мн. числа в слове человек выражается супплетивизмом основ: человек — люди и др.
При аналитическом способе грамматические значения получают свое выражение вне основного слова, т.е. в других словах (слушать — буду слушать).