Тема 8. Этико-социальный аспект культуры речи

Вопросы:

1. Что такое речевой этикет? Дайте понятие вежливости.

2. Как связан речевой этикет с основными ситуациями общения?

3. Взаимосвязаны ли культура поведения и этические нормы общения?

4. Может ли поведенческая и речевая культура иметь специфические националь­ные особенности?

5. Перечислите грамматические средства выражения категории вежливости в русском языке?

6. Какую роль в процессе коммуникации играет наименование адресата? Оха­рактеризуйте основные типы наименований адресата.

7. Поясните, почему система личных местоимений в русском языке носит не только указательный, ориентационно-дистантный, но и коммуникативно-роле­вой характер? В чём это проявляется?

8. Какую роль в реализации категории вежливости в речевом общении играют глагольные формы и частицы?

9. Что такое эвфемизмы? Соответствуют ли эвфемизмы принципу вежливости?

10. Как проявляется вежливость в невербальных средствах общения?

11. Охарактеризуйте социальные аспекты культуры речи.

12. Насколько зависит стиль речи, выбор языковых средств от положения, кото­рое человек занимает в обществе?

13. Чем отличается стиль речи женщин и мужчин?

14. Накладывает ли отпечаток на речь человека возраст? В чём это выражается?

15. Влияет ли профессия на стиль речи человека?

Упражнения:

1. Национальная специфика русского этикета нашла отражение в пословицах и поговорках. Познакомьтесь с некоторыми из них и сформулируйте правила общения, рекомендуемые пословицами и поговорками:

1. От учтивых слов язык не отсохнет. 2. Ласковое слово пуще дубины. 3. Недоброе слово что огонь жжет. 4. Гордым быть – глупым слыть. 5. Красна беседа смирением. 6. Знай более, а говори менее. 7. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди. 8. Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай. 9. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. 10. Чин чина почитай, а меньшой садись на край. 11. Красно поле пшеном, а речь слушанием. 12. Доброе молчание лучше пустого болтания. 13. На ласковое слово не сдавайся, на противное не обижайся. 14. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. 15. Добра не мыслишь – и худа не говори. 16. На языке медок, а на сердце ледок. 17. В очи льстив, а за очи лжив. 18. Хорошее слово – половина дела. 19. Не молвя слова – крепись, а молвя слово – держись. 20. Без рассуждения не твори осуждения. 21. В спорах да во вздорах пути не бывает. 22. Спорить спорь, а браниться грех. 23. Спасибо – великое дело. 24. Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.

2. Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания:

1. Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (Английский поэт Альфред Теннисон, 1809-1892).

2. Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящних искусств (Американский философ и писатель Ралф Эмерсон, 1803-1882).

3. Манеры слишком часто остаются в пренебрежении, а между тем приобретение хороших манер очень важно как для мужчин, так и для женщин… Жизнь слишком коротка, чтобы можно было надеяться успеть вполне отделаться от дурных манер; кроме того, в манерах отражаются добродетели (Шотландский экономист и философ Адам Смит, 1723-1790).

4. Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Английский писатель и государственный деятель Филипп Честерфилд, 1694-1773).

3. Какие выражения вы употребите, чтобы а) побудить собеседника замолчать; б) выразить сочувствие в следующих ситуациях:

· на работе (официально);

· дома (со взрослыми и детьми);

· в сугубо мужской (женской) компании.

4. Составьте варианты извинений:

· за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, ребенком);

· за поздний звонок (перед родителями друга, сверстницей);

· за случайное опоздание (на занятие – перед преподавателем, на деловую встречу – перед партнером, на свидание – перед приятелем).

5. Поблагодарите:

· научного руководителя за помощь в написании работы;

· врача за сердечное отношение к вашим близким;

· артиста за доставленное удовольствие от спектакля;

· родителей за подарок ко дню рождения;

· друга за оказанную помощь.

6. Обратитесь с просьбой:

· к студенческому комитету – помочь организовать туристическую поездку вашей группы;

· к родителям – помочь принять гостей;

· к другу – познакомить с заинтересовавшим вас человеком.

7. Вежливо откажите в просьбе:

· ответить на вопрос, в котором вы не компетентны;

· пойти в кино или в театр с человеком, который вам не нравится;

· одолжить вещь, которая нужна вам самому.

8. Составьте тексты приглашений на праздничный вечер:

· преподавателям факультета (официальное);

· студентам (неофициальное).

9. Подготовьте текст новогоднего поздравления, стараясь избегать штампов:

· декану факультета;

· любимому преподавателю;

· однокурсникам;

· родственникам;

· другу (подруге).

10. Составьте и произнесите небольшие монологи применительно к следующим ситуациям:

· Спортивная команда, в которой участвовал ваш друг, проиграла, и вы хотите его утешить.

· Вы пришли в больницу к заболевшему родственнику и хотите выразить ему сочувствие и приободрить его.

· Вы вернулись домой позже, чем предполагалось; ваши родители расстроены, а вам предстоит объяснение.

Формулы речевого этикета:

1. Формулы ЗНАКОМСТВА:

- Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.

- Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.

- Позволь (те) с вами (с тобой) познакомиться.

- Позволь (те) познакомиться.

- Давай (те) познакомимся.

- Будем знакомы.

- Хорошо бы познакомиться.

При посещении учреждения, офиса, конторы представляются чиновнику:

- Позвольте (разрешите) представиться.

- Моя фамилия…

- Мое имя… (или подается ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: