Практическая работа. «нарушения норм литературного языка» – 2 балла

«Нарушения норм литературного языка»2 балла

Задание № 1

Прочитайте предложения. Ответьте письменно на вопрос: какой вид нормы нарушен в этих примерах? Перепишите предложения в исправленном виде.

1. Поздние стихотворения поэта понятливы и доступны каждому. 2. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 3. После первой же встречи они невзлюбили друг друга и их отношения сразу стали холодными и вражескими. 4. Журнал широко представляет свои страницы начинающим поэтам. 5. Госпожа Простакова весьма бесцеремонна, чувства тактики у неё вовсе нет. 6. Раскольников путём логических измышлений приходит к мысли убить старуху. 7. Базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.

Задание № 2

Ответьте письменно на вопрос: какой вид нормы нарушен в словах вмешание, чинопочитательность, преклонник, буфетник, очаровательство?

Запишите однокоренные слова к данным в соответствии с нормами современного литературного языка.

Задание № 3

Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещёнными в скобках существительными и соблюдая при этом синтаксические нормы.

Адресовать, предназначать рассчитывать (директор); беспокоиться, тревожиться (дети); базироваться, опираться (факты); влиять, сказываться (рост); жажда, стремление, потребность (знания); избегать, уклоняться (работа); мешать, препятствовать, тормозить (развитие); обвинять, осуждать (неискренность); оплатить, уплатить (проезд); отзыв, рецензия (книга); отличать, различать (звуки); отметить, остановиться (достижения); предупреждать, предостерегать кого-либо (опасность); презирать, презрение (трусость); преимущество, превосходство (оппонент); уверенность, вера (победа); свойственный, характерный, присущий (молодёжь).

Задание № 4

Прочитайте отрывок из статьи Л. Скворцова. Ответьте письменно на вопрос: что, по мнению автора, обедняет, засоряет нашу речь?

Нормы литературного языка – не застывшие раз и навсегда формы. Они изменяются во времени. Однако следует подчеркнуть, что при всех возможных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно-литературную основу. Система литературных норм, выдвинутая и описанная ещё М.В. Ломоносовым в его «Российской грамматике» (1755 г.), определила всю дальнейшую судьбу русского языка и в целом сохраняется до нашего времени.

Закономерное развитие языка, его творческое обогащение надо отличать от засорения и обеднения. А засоряет и обедняет его всё то, что искажает и огрубляет, стилистически нивелирует и нашу повседневную речь, и язык художественной литературы, и речевую практику средств массовой информации – прессы, радио и телевидения. Сюда относятся, например, канцеляризмы и штампы речи, многие жаргонные и грубо-просторечные слова, ненужные заимствования из других языков, неуместные профессионализмы, неоправданные поэтизмы («высокие» слова) и, конечно же, случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов…

Наша повседневная речь, к сожалению, становится грубой, стилистически сниженной. И, как это ни парадоксально, причина здесь – в тех же новых демократических условиях свободы слова и гласности. В газетах и журналах последних лет мы привыкли встречать то, что раньше слышали только от активных носителей молодёжного жаргона (сленга), от деклассированных городских низов, уголовных элементов. А сейчас тусовки, разборки, наезды, балдёж, беспредел, на халяву, лапшу на уши вешать поселились на страницах молодежных газет и иных изданий, следовательно, так или иначе входят в нашу речь, влияют на неё. Даже в публичных выступлениях народных избранников с высоких общественных трибун можно услышать такие просторечные и жаргонные слова и выражения, как чернуха, драчка за власть, тусоваться, перекрыть кислород, в законе, мозги пудрить, нахапать, обмазать, а иногда что-нибудь и похлеще.

Ораторы, очевидно, полагают, что высказались живо и ярко, демократично, по-новому, «по-народному». На самом же деле они проявили неуважение к слушателям и показали своё неумение найти подходящие для ситуации слова. Ведь демократия и дисциплина, права и обязанности в цивилизованном и правовом обществе неотделимы друг от друга. Как неразделимы профессионализм, компетентность человека и его культура, духовный мир. Это в той же мере относится к языку и стилю выступающих, к их лингвистической компетентности, требованиям элементарной грамотности.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 - (редактирование текста с элементами нелитературного языка) - 1 балл

Задание: Отредактируйте текст, заменив элементы разговорного стиля литературными синонимичными конструкциями.

Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк… до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: