double arrow

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Анализ стилевых черт текста»2 балла

Задание № 1

Прочитайте данные отрывки. Определите их стилистическую принадлежность. Обоснуйте письменно своё мнение по плану:

Текст № 1

- функция текста;

- сфера его применения;

- стилевые черты;

- языковые особенности (лексические, грамматические)

Баратынский* убийственно уподобил подражателя нищенке, просящей подаяния «с чужим ребёнком на руках». Стихи Ходасевича* ещё убийственней; столь убийственны они, что перехватывают через край, бьют не в цель, а сквозь неё в какое-то метафизическое* обезьянство, предметом которого ни этот, ни какой бы то ни было другой отдельный поэт не был и быть не мог. Да никаких упорных, последовательных подражателей у Ходасевича и не было.

(В. Вейдле)

«Сказочная сага*» и волшебная сказка – это явления генетически аналогичные: и та, и другая возникли в результате осознания вымысла как литературного средства. Поэтому у них много общего. Однако «сказочные саги» всё же не волшебные сказки. Различие между ними заключается в том, что волшебные сказки возникли на устно- повествовательном уровне, тогда как «сказочные саги» возникали на литературном уровне.

(По М. Стеблину - Каменскому)

Море пахло так, как пахнет здоровое тело после купания в море. Был чудесный день начала октября. Ничего в мире нет слаще этой прощальной щедрости осеннего солнца. Мы рыбачили в море. Оно было спокойно. Его миражирующая даль сливалась с горизонтом. Казалось, дыхание могучего и доброго животного то слегка приподнимало лодку, то опускало. Дремотный шлепок волны вдруг откачнёт её, и снова спокойное, ровное дыхание.

(Ф. Искандер)

На условиях, оговоренных настоящим Договором*, Автор передаёт издательству без каких-либо ограничений на весь срок действия договора исключительное право на издание и распространение Произведения на территории Российской Федерации и других стран мира любым тиражом и на любых языках, на которых может быть выпущено Произведение.

Слушай, давай поедем сейчас купаться, Такая жара на улице. Я уже замаялся сидеть в квартире. Да и заниматься надоело. А? Согласна?

Тогда быстренько собираемся. Ну давай.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 (определение стилевой принадлежности текста) – 1 балл

Задание. Определите, к какому из них относится данный текст. Обоснуйте письменно своё мнение по плану:

- функция текста;

- сфера его применения;

- стилевые черты;

- языковые особенности (лексические, грамматические).

Современное состояние общества характеризуется обострением целого ряда взаимосвязанных ключевых проблем, определяющих его дальнейшее развитие, среди которых экономический, энергетический, экологический кризисы, социальные и национальные конфликты, падение уровня духовности и культуры. Многие учёные видят решение этих проблем в совершенствовании образования. Во всём мире идёт активный поиск новых образовательных систем – более демократичных, более гибких, более универсальных как с позиции отдельной личности, так и общества в целом.

Начавшаяся в нашей стране реформа высшего образовании предполагает смену образовательной парадигмы и переориентацию установок с узкопрофессиональной подготовки специалистов на комплексное образование, на достижение высокого уровня общей культуры, на развитие интеллекта и личностных познавательных интересов, позволяющих личности адаптироваться к динамике социальных кризисов.

В рамках образовательной парадигмы разрабатываются теории, направленные на устранение разрыва между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Причём спектр этих теорий достаточно широк.

РАЗДЕЛ II. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ

Тема 2.1 Функциональные и языковые особенности официально-делового стиля

Тема 2.1.1 Понятие официально-делового стиля. Функции и основные черты официально-деловой речи

№ 16 Какой признак понятия официально-делового стиля указан неверно:

1) сфера применения – деловые отношения

2) функция речи – соблюдение известной формы документа

3) ведущая стилевая черта – использование стандартных средств выражения

4) форма речи – устная и письменная в равной мере.

№ 17 Подберите письменно к словам и словосочетаниям нейтральной окраски синонимы официально-делового стиля.

Получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, ходатайство.

ДЛЯ СПРАВОК: адресант, документ, наименование, письмо, лицо, ревизия, адресат, просьба.

№ 18 Подберите антонимы к данным словам и словосочетаниям. Определите их стилистическую окраску

Получить, разрешить, адресат, получатель, присутствовать, удовлетворить просьбу, положительно, удовлетворительный ответ, письмо-запрос, ответственность.

ДЛЯ СПРАВОК: отправить, отказать, адресант, отсутствовать, неудовлетворительный ответ, отказать в просьбе, отрицательно, письмо-ответ, безответственность

№ 19 Составьте синонимические ряды из слов, уместных в деловых бумагах

1. Изъян. 2. Уведомление. 3. Оповестить. 4. Помогать. 5. Отправлять. 6. Затруднять. 7. Приказ

ДЛЯ СПРАВОК: 1) недочет, недостаток, пробел; 2) извещение, оповещение, информирование; 3) уведомить, информировать, известить; 4) содействовать, способствовать; 5) посылать, адресовать, направлять; 6) препятствовать, тормозить;7) распоряжение

Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 (определение функции и черт текста официально-делового стиля) – 1 балл

Задание. Прочитайте текст. Докажите его отнесённость к официально-деловому стилю.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчётный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с Законодательством Российской Федерации (из журнала «Консультант»).

Тема 2.1.2 Языковые особенности деловой речи

№ 20 Раскройте значение данных словосочетаний. Составьте с ними предложения.

Получить почту – сходить на почту; письмо другу – деловое письмо; передний план картинный – выполнить план работы; адрес на посылке – вручить адрес юбиляру; составить акт обследования – первый акт пьесы.

№ 21 Отредактируйте текст объявления, заменив диалектные слова, обозначающие видовые наименования, общелитературными синонимами - родовыми понятиями.

Заготовительный пункт № 4 принимает от населения города и окрестных сёл и деревень свежие обабки, красноголовики, белые, черницу, гоноболь, брусницу.

№ 22 Пользуясь словарём иностранных слов, определите значение и происхождение слов, обозначающих наименования деловых бумаг и названия лиц.

Адрес, акт, автобиография, бандероль, бланк, директор, директива, документ, инструкция, резолюция, характеристика, секретарь.

№ 23 Объясните значения употребляемых в деловой речи заимствованных слов. Пользуясь словарём синонимов, подберите к ним синонимы с нейтральной окраской.

Адресант, информация, констатировать, контроль, инструкция, инвентаризация, ликвидировать.

№ 24 Прочитайте предложения. Во всех ли случаях оправдано употребление выделенных слов? Замените в данных предложениях заимствованные слова общеупотребительными.

1. В докладе инспектора ДПС были отмечены все дефекты в работе постовой службы. 2. Информацию о ходе спортивных соревнований необходимо систематически помещать в областную газету. 3. В своём выступлении на родительском собрании куратор констатировал все нарушения дисциплины студентами на учебных занятиях. 4. На повестке собрания акционеров стоят актуальные вопросы.

№ 25 Замените данные слова глагольно-именными сочетаниями по образцу: Помочь – оказать помощь.

Победить, ошибиться, приказать, рассчитать, решить, заботиться, участвовать, интересоваться, распоряжаться.

№ 26 Образуйте допустимые сочетания со словами и словосочетаниями, данными в скобках. В каких случаях подчинительная связь невозможна? Почему?

Составьте с получившимися словосочетаниями предложения, определите их стилевую принадлежность.

Оказать (поддержка, услуга, содействие, влияние, впечатление, встреча, доверие)

Одержать (верх, успех, победа, рубеж, престиж, высокая оценка)

Провести (соревнование, совещание, контроль, организация, собрание, конференция, занятие)

Проявить (сознательное отношение, желание, воля, умение, характер, равнодушие, образец поведения, почин, инициатива)

№ 27 Замените слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами

Аннулировать, виза, содействовать, бригадный подряд, превентивные меры, юридическое лицо, администрация, порицание, уведомить, занимаемый пост, предоставить слово, взимать, предписание, ходатайство, конструктивный диалог, санкция руководителя.

№ 28 Перепишите предложения, раскрывая скобки

1. По высланному Вами (счет-фактура) были оплачены только двенадцать путевок из шестнадцати. 2. Наши отношения с (фабрика-поставщик) на сегодняшний день зашли в тупик?. Инновации в области (бизнес-образование) стали предметом обсуждения на семинаре. 4. (Банк-гарант) в этой сделке выступает "Прима-банк". 5. В качестве (инструктор-испытатель) я привлекался для работы с новейшими марками самолетов. 6. В (тайм-шит) указан расчет погрузочно-разгрузочного времени судна во всех портах. 7. В качестве (фирма-агент) будет выступать наше предприятие. 8. Руководство рассмотрело представленный Вами предварительный вариант (бизнес-план).

№ 29 Перепишите словосочетания, раскрывая скобки

I. Приехать по (окончание института); возвратиться по (завершение строительства); приступить к обязанностям по (истечение срока стажировки); расписаться по (ознакомление с решением); принять решение по (рассмотрение вопроса); навести справки по (прибытие на место); написать отчет по (окончание работ).

II. Действовать вопреки (совет); уезжать согласно (предписание); совершенствовать формы ведения хозяйства по мере (развитие демократии и рыночных отношений); отложить решение впредь до (выяснение обстоятельств дела); корректировать план в сторону (уменьшение объема работы); дать директивы по линии (профсоюз); мероприятия в целях (увеличения товарооборота); интересное предложение со стороны (фирма-заказчик).

№ 30. Укажите ошибки в употреблении предложных конструкций и запишите их в исправленном виде

Департамент по строительству, работа по ремонту по шиферу, реклама по России, договор по реализации продукции, решение по зарплате, сведения по тоннажу судна, дилер по Самаре, ведение делопроизводства по личному составу, предоставление услуг по отоплению, сведения на 147 фирм нашего города, база данных по клиентам, опись на изделия из алюминиевого профиля.

№ 31 Образуйте устойчивые сочетания, имеющие окраску официально-делового стиля:

а) именные, подобрав согласованные или несогласованные определения:

Лица, оборона, полномочия, приговор, ущерб, документ, протокол, лишение, оказание, порядок, принятие.

б) глагольные, подобрав соответствующие глаголы:

Выговор, исполнение, распоряжение, найм, ответственность, пособие, суд, договор, постановление, рекомендация.

№ 32 Установите по словарю значение заимствованных слов, используемых в официально-деловом стиле. Запишите определения данных понятий.

Акция, импичмент, консенсус, форум, альянс, инвестиции, прерогатива, апартеид, квота, прецедент, декларация, кодекс, стагнация.

№ 33 Отметьте признаки официально-делового стиля в приведенных статьях Конституции Российской Федерации. Выпишите из них лексику, словосочетания, характерные для данного стиля. Проанализируйте строение предложений, форму выражения сказуемых во всех случаях и сделайте вывод.

Глава I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

Статья 1.

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равно­значны.

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита не­отъемлемых прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим выражением непосредственной власти народа яв­ляется референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением.

№ 34 Прочитайте тексты трех законов. Сравните их язык; выявите различия:

а) в используемой лексике;

б) в устойчивых словосочетаниях;

в) в манере, стиле изложения мыслей.

Чем вызваны эти различия? Какие нравственные нормы общества просматриваются за статьями законов в первом, втором и третьем случаях? Что в них меняется, а что остается вечным, общепризнанным?

I.

Если человек ссыпет свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача, или хозяин дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, то хозяин хлеба должен клятвенно указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне.

Если человек отдает человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать на хранение.

Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкуп, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: «Я не возьму твоей дочери», то отец девушки может забрать все, что было принесено ему. Если человек принесет в дом тестя брачный дар и отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: «Я не отдам тебе моей дочери», то он должен вернуть вдвойне все, что было принесено ему.

Законы Хаммурапи, царя Вавилона (Законы (законник) Хаммурапи, правившего Вавилоном в XVIII в. до н. э., дошли до нас почти целиком)

II

Статья 1. Законодательная власть осуществляется двумя собраниями: палатой депутатов и сенатом.

Палата депутатов назначается всеобщим голосованием, со­гласно условиям, определенным избирательным законом.

Состав, способ назначения и полномочия сената определяются особым законом.

Статья 2.Президент республики избирается по абсолютному большинству голосов сенатом и палатой депутатов, соединенных в национальное собрание. Он избирается на7лет. Он может быть переизбран.

Из Конституционного закона об организации государственных властей 25 февраля 1875 г. (Франция)

III.

Титул IX

Об отцовской власти

Статья 371.Дети, во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.

Статья 372.Дети остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения из-под власти.

Статья 373.Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.

Статья 375.Отец, который имеет очень серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, может пользоваться следующими мерами исправления.

Статья 376.Если ребенок не достиг 16 лет, то отец может ли­шить его свободы на срок, который не может превышать месяца; в этих целях председатель трибунала округа должен, по просьбе отца, выдать ордер на арест.

Из Гражданского кодекса 1804 г. (Кодекс Наполеона)

Назовите основные стилевые черты, общие их признаки в лексике, морфологии, синтаксисе этих законов.

№ 35 24 декабря 1714 года Петр Первый издал следующий указ. Постарайтесь правильно вслух прочитать его и передать его смысл.

Понеже многие лихоимства умножались, между которыми и подряды вымышлены и прочие тому подобные дела, которые уже наружу вышли, о чем многие, якобы оправдая себя, говорят, что сие не заказано было, не рассуждая того, что все то, что вред и убыток государству приключить может, суть преступления. И дабы впредь плутам (которые ни во что иное тщатся, точию мины под всякое доброе делать и несытость свою исполнять) невозможно было никакой отговорки сыскать: того ради запрещается всем чинам, которые у дел приставлены, дабы не дерзали никаких посулов казенных и с народа собираемых денег брать торгом, подрядом и прочими вымыслами. А кто дерзнет сие учинить, тот весьма жестоко на теле наказан, всего имения лишен, шельмован и из числа добрых людей извержен или и смертию казнен будет; то же следовать будет и тем, которые ему в том служили, и через него делали, и кто ведали, а не известили, хотя подвластные или собственные его люди, не выкручаяся тем, что страха ради сильных лиц, или что его служитель, а дабы неведением никто не отговаривался велеть всем у дел будучим к сему указу приложить руку, и впредь кто к которому делу приставлен будет прикладывать, а в народе везде прибить печатные листы.

1. Чтобы легче было воспринять содержание текста, выполните следующие задания: быстро, бегло прочитайте указ, постарайтесь уловить общий его смысл. Выразите его коротко, по-своему, без тщательного редактирования; прочитайте текст еще раз и ответьте на вопросы:

– Какова его тема: о чем говорится в указе, о каких людях и каких государственных преступлениях? Какие наказания предписаны указом?

– К кому обращается царь в этом указе, на чью помощь он рассчитывает и прямо говорит об этом?

2. Прочитайте и разберите указ по предложениям, выявляя все его детали: перечень каких лихоимств дается в указе, чем, чьими интересами мотивируется указ, что, согласно указу, считается преступлением и т. д.

3. Выпишите и проанализируйте непривычную для вас лексику, непривычные формы слов: их грамматическое значение и современный эквивалент (замена современным словом, формой слова, словосочетанием).

4. Проведите наблюдение над синтаксисом текста, сделайте общий вывод о соотношении простых и сложных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, о союзах, о месте сказуемого в предложении и морфологических средствах выражения сказуемого.

5. Обратите внимание на порядок слов в предложениях и словосочетаниях, сопоставьте его с современным порядком слов.

6. Проанализируйте постановку знаков препинания в тексте указа, сопоставьте ее с современной пунктуационной нормой.

7. Изложите текст указа (письменно) с соблюдением норм современного литературного языка. Старайтесь не упустить детали. Оставляйте только те устаревшие слова, которые современный читатель правильно поймет в контексте без обращения к справочной литературе.

АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1 – 1 балл

(редактирование синтаксических единиц официально-деловой окраски)

№ 1 Устраните ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний (фразеологизмов) с окраской официально-делового стиля. Перепишите предложения в исправленном виде.

1. Большое значение в деле повышения результативности спортивной работы играют систематически проводимые зимние спартакиады.

2. Следует ежедневно проводить контроль за посещаемостью учебных занятий студентами колледжа.

3. Необходимо постоянно проявлять заботу и помощь о пожилых людях.

№ 2 Устраните ошибки в употреблении паронимов с окраской официально-делового стиля. Запишите предложения, вставляя вместо пропусков слова, помещённые в скобках.

1. Каждому …..своевременно доставлять все почтовые отправления. ……следует возвратить бланк телеграммы, если в нём указан обратный адрес (адресат, адресант).

2. Каждый ….. имеет право лично выбрать интересующие его книги. Все желающие приобрели …..в плавательный бассейн (абонент, абонемент).

3. Наши выводы …..убедительными фактами. Наши выводы …..на неоспоримых фактах (обоснованы, основаны).

№ 3 Составьте и запишите словосочетания с окраской официально-делового стиля, подобрав к каждому слову из ряда пароним, данный в скобках.

1. Выплата, оплата, плата (премия, проезд, квартира)

2. Заверение, заверка (администрация, доверенность)

3. Предоставить, представить (отпуск, гость, слово, отчёт, встреча)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: