double arrow

ДАННЫЕ О ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ


Валидность метода в среднем равна 0,85. Правильность диагностики разных типов психопатий и акцентуаций характера была определена на основании диагностической оценки с помощью ПДО с клинической оценкой типа при стационарном наблюдении подростков с учетом всех имеющихся анамнестических данных.

Оказалось, что клинически диагностированные типы психопатий и акцентуаций характера распознаются с помощью ПДО в следующем проценте случаев: гипертимный — 86%, лабильный — 77%, сенситивный — 86%, шизоидный — 75%, эпилептоидный — 78%, истероидный — 83%, неустойчивый — 87%.

Для практической работы не менее важно знать, какова вероятность правильной диагностики для каждого определенного с помощью ПДО типа и каковы будут наиболее частые расхождения с клинической оценкой (см. таблицу 1).

Таблица 1. Вероятность правильной диагностики типов психопатий и акцентуаций характера с помощью ПДО (валидность метода)

Типы, диагностированные с помощью ПДО Вероятность совпадения с клинической оценкой (%) Наиболее частые расхождения при ошибках (тип при клинической оценке)
Гипертимный (Г) Лабильный (Л) Сенситивный (С) Шизоидный (Ш) Истероидный (И) Эпилептоидный (Э) Неустойчивый (Н) Э Э, Ш — — Ш, Э Л —
Средняя валидность  

Надежность метода (по данным В.А.Шаповала) определялась путем ретестирования через месяц.

В среднем результаты повторились у 71%, несмотря на вероятное действие фактора «мотивационной лабильности»: первое тестирование было осуществлено во время конкурсных экзаменов, второе — уже во время учебы после поступления. Высокая надежность оказалась у показателей мужественности-женственности (0,88), В-индекса (0,86) и психологической склонности к алкоголизации (0,83). Низкая надежность у показателей конформности и диссимуляции — эти особенности, вероятно, зависят от текущих условий.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИРУЕМЫХ ТИПОВ

С помощью ПДО могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера, краткое описание которых приводится ниже.

Гипертимный тип (Г). Такие подростки отличаются всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств, в силу чего могут незаметно для себя оказаться в дурной компании, начать выпивать (обычно предпочитая неглубокие степени опьянения), пробовать действие наркотиков и других токсических средств (но пристрастия к ним в подростковом возрасте обычно не возникает). Правонарушения присущи групповые. Легко осваиваются в незнакомой и быстро меняющейся обстановке, но переоценивают свои возможности и строят чрезмерно оптимистические планы на будущее («хорошие тактики и плохие стратеги»). Неразборчивы в выборе приятелей и напарников, отчего нередко бывают преданы ими.

Плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Не злопамятны. Легко мирятся с теми, с кем поссорились.

Разговорчивы, говорят быстро, с живой мимикой и жестами. Высокий биологический тонус проявляется всегда хорошим аппетитом, здоровым, крепким сном — встают бодрыми, отдохнувшими. Сексуальное влечение рано пробуждается и отличается силой. Быстро увлекаются, но и охладевают к сексуальным партнерам. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле. Плохо совместимы с подростками эпилептоидного типа, от представителей шизоидного, сенситивного и психастенического типов стараются дистанцироваться. Первые проявления гипертимности нередко бывают с детства: неугомонность, шумливость, стремление командовать сверстниками, чрезмерная самостоятельность.

Циклоидный тип (Ц). Встречается только в виде акцентуаций характера. При патологическом уровне развивается одна из форм нервно-психичеcкого расстройства — циклотимия. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены нерезко, обычно кратковременны (1–2 недели) и могут перемежаться длительными ннтермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п.). Падает биологический тонус, могут спать больше обычного, но встают вялыми, неотдохнувшими. Даже любимые кушанья не доставляют прежнего удовольствия. Половое влечение обычно снижается. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной, так как первые проявления циклоидности начинаются только с половым созреванием. Иногда бывает выражена сезонность фаз: депрессии падают на зиму или на весну, а гипертимные периоды — на осень. В интермиссиях между субдепрессивными и гипертимными фазами никаких особенностей не обнаруживают.

Лабильный тип (Л). Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессы избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Нередко наблюдается довольно выраженная инфантильность: выглядят моложе своих лет. Лгать и скрывать свои чувства не умеют: настроение всегда написано на лице. Дети почти все наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому о данном типе можно судить, если эти черты ярко выражены у подростков.

Астено-невротический тип (А). Также встречается только в виде акцентуации характера. Патологический уровень проявляется чаше всего развитием неврастении. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в условиях соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно выражает ипохондрические установки.

Сенситивный тип (С). У этого типа две главные черты — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми бывают трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с тем к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям или насмешкам. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. При этом типе нередко бывает ярко выражена реакция гиперкомпенсации — стремление преуспеть именно в той области, где таится комплекс собственной неполноценности (например, парашютные прыжки, чтобы преодолеть робость; усиленные занятия гимнастикой, чтобы исправить дефекты фигуры; стремление к общественной работе, чтобы преодолеть застенчивость и т.п.). Сенситивные черты начинают выявляться с детства робостью, застенчивостью, боязнью незнакомцев, но критическим является возраст 16–18 лет — вступление в самостоятельную социальную активность после многих лет учебы в привычном окружении сверстников. Некоторые действительные физические дефекты (например, заикание) могут способствовать заострению сенситивных черт или наслаивать их на некоторые другие типы акцентуаций (эмоционально-лабильную, психастеническую, шизоидную). Необходимость отвечать не только за себя, но и за других, может наоборот, сглаживать сенситивные черты.

Психастенический тип (П). Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы — при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные предметы и ритуалы. Если их не выполняют, то это крайне усиливает тревогу за будущее, за благополучие свое и близких, за успех дела, которым заняты. Нерешительность усиливается, когда надо сделать самостоятельный выбор и когда решение касается маловажных повседневных проблем. Наоборот, вопросы серьезные, существенно отражающиеся на будущем, могут решаться с удивительной скоропалительной опрометчивостью. Алкоголизация и делинквентность в подростковом возрасте не присущи. Но при повзрослении могут обнаружить, что алкоголь способен снимать тревогу, неуверенность и внутреннее напряжение и тогда могут к нему пристраститься. В самооценке склонны находить у себя черты разных типов, включая совершенно не свойственные. Из-за чрезмерного педантизма, мелочной принципиальности, доходящей до деспотизма, нередко плохо совмещаются с представителями почти всех типов акцентуаций характера, кроме шизоидов, которые внешне могут никак не реагировать на их поведение. Считается, что мелочный педантизм психастеников также служит для них психологической защитой от опасений и тревоги за будущее.

Шизоидный тип (Ш).Главными чертами является замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты — эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, последние предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством, и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить неформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжение посторонних во внутренний мир. Самооценка обычно неполная: хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм. Замкнутость и сдержанность в проявлении чувств иногда помогают неплохо совмещаться с окружающими, ограничиваясь формальными контактами. Склонны искать нешаблонные решения, предпочитают непринятые формы поведения, способны на неожиданные для других эскапады без учета вреда, который могут нанести ими самим себе. Но иногда обнаруживают недюжинные способности постоять за себя и свои интересы. У близких могут вызывать недовольство своей молчаливостью и сдержанностью, но когда дело заходит о хобби могут быть даже многоречивы. В своих симпатиях часто тяготеют к эмоционально-лабильным, может быть чувствуя в их характере то, что им самим недостает.

Эпилептоидный тип (Э). Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. С этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело — с гневом и агрессией. Лидерство проявляется в стремлении властвовать над другими. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику — от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Говорят медленно, веско, никогда не суетятся. Любят культивировать в себе физическую силу, предпочитают силовые виды спорта. Решения принимают не торопясь, весьма осмотрительно, из-за этого иногда пропускают момент, когда надо быстро действовать. Но в аффекте от медлительности не остается и следа, легко теряют контроль над собой, действуют импульсивно, в неподходящей ситуации могут разразиться потоком брани, нанести побои. Властолюбие сочетается со стремлением наводить «свои порядки», нетерпимостью к инакомыслию. Злопамятны в отношении нанесенных им обид и причиненного ущерба, даже незначительного — очень мстительны и изобретательны в способах мести. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм рассматриваются как компенсация собственной инертности. Педантичная аккуратность видна по одежде, прическе, предпочтению порядка во всем. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя более конформными, чем есть на самом деле.

Истерический (гистрионический) тип (И). Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашению своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Неудовлетворенный эгоцентризм часто подталкивает к яростной оппозиционности. Выигрывают в ситуации неразберихи, сумятицы, внезапно возникшей неопределенности, когда крикливость может быть принята за энергию, театральная воинственность — за решительность, умение быть у всех на виду — за организаторские способности. Но лидерский час скоро проходит, так как истероиды не столько лидируют, сколько играют в вожаков, и окружение скоро разбирается, что кроме позерства и трескучих фраз они ни на что не способны. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи скоро распознают их выдумки, их ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.

Неустойчивый тип (Н). Главная черта — нежелание трудиться — ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество в целом.

С желанием поразвлечься связана ранняя алкоголизация, делинквентность, употребление наркотиков и других дурманящих средств. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная — легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

Конформный тип (К). Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» — от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде — со временем прочно усваивают ее обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому «за компанию» легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью: истиной считают то, что поступает через привычный канал информации, некритичны ко всему, что черпают от привычного окружения, и склонны к предубежденному неприятию всего, что исходит от людей не своего круга. К этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обстановке. Нелюбовь к новому проявляется неприязнью к чужакам, настороженностью к незнакомым. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

Паранойяльный тип в подростковом возрасте еще не проявляется — его расцвет падает на пик социальной зрелости, т.е. на 30–40 лет. Поэтому с помощью ПДО этот тип диагностировать невозможно. В подростковом возрасте будущие представители паранойяльного типа чаще всего обнаруживают эпилептоидную или шизоидную акцентуацию, реже истероидную и еще реже — гипертимную. Однако уже в этом возрасте может обнаруживаться завышенная оценка своей личности — своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда убежденность, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят — всегда истина, на что претендуют — безусловно имеют право. Любые препятствия на пути претворения в жизнь своих намерений пробуждают воинственную готовность отстаивать свои действительные или мнимые права. Рано пробуждается подозрительность, склонность всюду видеть злой умысел и злокозненный сговор против себя.

Смешанные типы. Достаточно часто встречаются при как акцентуациях характера, так и при психопатиях. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны.

Практически не сочетаются следующие типы:

Гипертимный — с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным.

Циклоидный — со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного.

Лабильный — с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным.

Сенситивный — с гипертимным, циклоидным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.

Психастенический — с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.

Шизоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим.

Эпилептоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим.

Истероидный — с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Неустойчивый — с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Смешанные типы бывают двоякого рода.

Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть такие типы, как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность и истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестоких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Никаким особым воспитанием невозможно вырастить ни гипертима, ни циклоида, ни шизоида. Видимо, эти типы акцентуации обусловлены генетическим фактором. Однако и при других типах акцентуаций среди кровных родственников нередко встречаются лица с теми же чертами характера. Особенно это касается эпилептоидов, истероидов и психастеников. Зато некоторые виды неправильного воспитания могут способствовать развитию определенных смешанных амальгамных типов. Безнадзорность (гипопротекция) культивирует неустойчивые черты, резистентными к гипопротекции оказываются представители сенситивного и психастенического типов. Зато доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека) усиливает именно сенситивные и психастенические черты. Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи») накладывает истероидные черты на представителей почти всех типов, кроме сенситивного и психастенического. Пагубное действие воспитания в условиях жестоких взаимоотношений развивает эпилептоидные черты, а в условиях повышенной моральной ответственности — психастенические черты.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов (см. далее раздел «Текст ПДО...»).

С испытуемым проводится два исследования.

В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2.

В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.

Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.

При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить. Образцы регистрационных листов приводятся далее. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных (р<0,005) выборов для подростков данного типа, определенного по клинической оценке. Код представлен далее в разделе «Текст опросника...».

Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов:

Г — гипертимный

Ц — циклоидный

Л — лабильный

А — астено-невротический

С — сенситивный

П — психастенический

Ш — шизоидный

Э — эпилептоидный

И — истероидный

Н — неустойчивый

К — конформный

Пропуск в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным.

Сдвоенные и строенные буквенные символы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–м исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл — в пользу неустойчивого типов).

Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели:

О — негативное отношение к исследованию;

Д — диссимуляция действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черты характера;

Т — откровенности;

В — черт характера, встречающихся при органических психопатиях;

E — отражения в самооценке реакции эмансипации;

d — психологической склонности к делинквентности (только для подростков

мужского пола);

М — черт мужественности;

Ф — черт женственности в системе отношений.

Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголизации (шкала V).

ТЕКСТ ПДО И КОД РАСШИФРОВКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

I. САМОЧУВСТВИЕ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование (наиболее подходящие выборы) 2-е иссле­дование (наиболее отвергаемые выборы)
У меня почти всегда плохое самочувствие А  
Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил ГММ d
Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо Ц  
Мое самочувствие часто меняется иногда по несколько раз в день П  
У меня почти всегда что-нибудь болит АА  
Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств    
Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей    
Я легко переношу боль и физические страдания Ц  
Мое самочувствие вполне удовлетворительное ННД  
У меня встречаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски   С
Самочувствие мое очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие    
Я очень плохо переношу боль и физические страдания    
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

II. НАСТРОЕНИЕ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Как правило, настроение у меня очень хорошее ГН  
Мое настроение легко меняется от незначительных причин П Г
У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе    
Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь    
У меня почти всегда плохое настроение    
Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия ЦА  
Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного Ш  
У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим    
У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев    
Малейшие неприятности сильно огорчают меня СЛ d
Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения Т  
Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей    
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

III. СОН И СНОВИДЕНИЯ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Я хорошо сплю, а сновидениям значения не придаю ГНММ  
Сон у меня богат яркими сновидениями   Э
Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать К  
Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем Аd В
Я сплю мало, но встаю бодрым; сны вижу редко   Ц
Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения Ц  
У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно тоскливые сновидение А  
Бессонница у меня наступает периодически без видимых причин    
Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час    
Если меня что то расстроит, я долго не могу уснуть ЛА  
Я часто вяжу разные сны то радостные, то неприятные    
По ночам у меня бывают приступы страха    
Мне часто снится, что меня обижают    
Я могу свободно регулировать свой сон   А
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

IV. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ СНА

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Мне трудно проснуться в назначенный час Э Л
Просыпаюсь я с неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу   К
В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие безо всякой причины с утра угнетен и уныл Т  
Я легко просыпаюсь, когда мне нужно Ц  
Утро для меня самое тяжелое время суток    
Часто мне не хочется просыпаться Ф  
Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне   ЛМ
Периодами я утром чувствую себя бодрым, периодами разбитым А  
Утром я встаю бодрым и энергичным НН  
С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером    
Нередко бывало, что проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной d  
Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать Ц  
Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать    
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

V. АППЕТИТ И ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е исследование 2-е исследование
Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах никогда не мешали мне есть Ш  
Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами есть ничего не хочется Т  
Я ем очень мало, иногда долго ничего не ем А ЦЭМ
Мой аппетит зависит от настроения: то ем с удовольствием, то нехотя и через силу    
Я люблю лакомства и деликатесы ЛЛП  
Нередко я стесняюсь есть при посторонних СТ  
У меня хороший аппетит, но я не обжора М  
Есть кушанья, которые вызывают у меня тошноту и рвоту    
Я предпочитаю есть немного, но очень вкусное    
У меня плохой аппетит    
Я люблю сытно поесть Н  
Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде    
Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее свежесть и доброкачественность    
Мне легко можно испортить аппетит    
Еда меня интересует прежде всего как средство поддержать здоровье М  
Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал   И
Я плохо переношу голод быстро слабею Ц  
Я знаю, что такое чувство голода но не знаю, что такое аппетит    
Еда не доставляет мне большого удовольствия    
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

VI. ОТНОШЕНИЕ К СПИРТНЫМ НАПИТКАМ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Мое желание выпить зависит от настроения +2 Ц
Я избегаю пить спиртное, чтоб не проболтаться    
Периодами я выпиваю очень охотно, периодами меня к спиртному не тянет М+1  
Люблю выпить в веселой и хорошей компании ГГ+2 С-1
Я боюсь пить спиртное, потому что опьянев, могу вызвать насмешки и презрение -1 +2
Спиртное не вызывает у меня веселого настроения -1 +1
К спиртному я испытываю отвращение С-3 ЦЛ+2
Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги +1 Ф
Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии П  
Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам СШП-3 +1
Спиртные напитки меня пугают   И
Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир Цd  
Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию А Л
Ни одно из определений ко мне не подходит О ОЭ

VII. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Половое влечение меня мало беспокоит ННД М
Малейшая неприятность подавляет у меня половое влечение   Ц
Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни    
Периоды сильного полового влечения чередуются у меня с периодами холодности и безразличия    
В половом отношении я быстро возбуждаюсь, но быстро успокаиваюсь и охладеваю   НН
При нормальной семейной жизни не существует никаких половых проблем    
У меня сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать   КВ
Моя застенчивость мне очень сильно мешает   ИИ
Измены бы я никогда не простил    
Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно мешает плодотворной работе М  
Наибольшее удовольствие мне доставляет флирт и ухаживание   ЛС
Я люблю анализировать свое отношение к половым проблемам, свое собственное влечение    
Я нахожу ненормальности в своем половом влечении и стараюсь бороться с ними   ГЛ
Считаю, что половым проблемам не следует придавать большого значения ЛИ  
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

VIII. ОТНОШЕНИЕ К ОДЕЖДЕ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Люблю костюмы яркие и броские   АВ
Считаю, что одетым надо быть всегда прилично, потому что встречают "по одежке"    
Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой    
Люблю одежду модную и необычную, которая невольно привлекает взоры ИИ К
Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось АС  
Люблю одеваться так, чтобы было к лицу КФ  
Не люблю слишком модничать, считаю - надо одеваться как все    
Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке    
Об одежде я мало думаю    
Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм    
Предпочитаю темные и серые тона    
Временами мне хочется одеться модно и ярко, временами своей одеждой не интересуюсь    
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

IX. ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е исследование 2-е исследование
Нехватка денег меня раздражает   М
Деньги меня совершенно не интересуют Ц ЭИД
Очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда денег не хватает    
Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно ИМ  
Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг    
Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить ЛА И
Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы    
Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить    
Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком    
Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг    
Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь, периодами все пугаюсь остаться без денег    
Я никогда никому не позволяю ущемлять меня в деньгах    
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

X. ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Очень боюсь остаться без родителей П  
Я считаю, что родителей надо уважать, даже если хранишь в сердце против них обиды    
Люблю и привязан, но бывает сильно обижаюсь и даже сержусь ЛЛВ  
В одни периоды мне кажется, что меня слишком опекали, в другие - укоряю себя за непослушание и причиненные родным огорчения    
Мои родители не дали мне того, что необходимо в жизни Е К
Упрекаю их в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью    
Очень люблю (любил) одного из родителей    
Я люблю их, но не переношу, когда мною распоряжаются и командуют ЕФФ  
Очень люблю мать и боюсь, что с ней что-нибудь случится ПП  
Упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) родителей М  
Они меня слишком сильно притесняли и во всем навязывали свою волю Е ГЛПЭ
Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими ШЕ  
Я считаю себя виноватым перед ними Эd  
Ни одно из определений ко мне не подходит ОЕ О

XI. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды Д  
Хорошо себя чувствую с тем, кто мне сочувствует    
Для меня важен не один друг, а дружный хороший коллектив ГЦ d
Я ценю такого друга, который, умеет меня выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить К  
О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых    
Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей   И
Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы СС  
Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю    
Я предпочитаю тех друзей, которые внимательны ко мне    
Я сам выбираю себе друга и решительно бросаю его, если разочаровываюсь в нем    
Я не могу найти себе друга по душе    
У меня нет никакого желания иметь друга   Д
Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества    
Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями Л  
Люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним А  
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XII. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Я окружен глупцами, невеждами и завистниками    
Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня   ЭФ
В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие периоды они меня тяготят    
Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих    
Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого ММ  
Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока    
Легко схожусь с людьми в любой обстановке Г С
Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе    
Я быстро чувствую хорошее или недоброжелательное отношение к себе и также отношусь сам    
Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь В С
Я часто и подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих    
Людное общество меня быстро утомляет и раздражает    
От окружающих я стараюсь держаться подальше   П
Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими    
Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом    
Мне приходилось терпеть от окружающих много обид и обманов и это всегда настораживает меня d  
Мне часто кажется, что окружающие смотрят на меня, как на никчемного и ненужного человека    
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XIII. ОТНОШЕНИЕ К НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны ЭЭ Г
Бывает, что незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию   ЭЭ
Я избегаю новых знакомств    
Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу    
Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нем люди    
Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав    
Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним    
Незнакомые люли меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык Ц Г
Я охотно и легко завожу новые знакомства ГЦ С
Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется    
В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом - избегаю знакомств    
Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым СС  
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XIV. ОТНОШЕНИЕ К ОДИНОЧЕСТВУ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива И ШШ
В одиночестве я чувствую себя спокойнее СШШ  
Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей ГЭН СПШШШ
Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество ЛА  
В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником   ЭИВ
В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества d  
Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному    
Я не боюсь одиночества Ш  
Я боюсь одиночества и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве    
Я люблю одиночество    
Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями Л  
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XV. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Я мечтаю о счастливом будущем, но боюсь неприятностей и неудач    
Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным    
Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим М  
В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье    
Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы ГГ  
Не люблю много раздумывать о своем будущем    
Мое отношение к будущему часто и быстро меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным П  
Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания Э  
Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем    
Мои планы на будущее я люблю разрабатывать в малейших деталях и во всех деталях стараюсь их осуществить П  
Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту d  
Я живу своими мыслями и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее    
Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами – мрачным    
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XVI. ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но периодами начинаю их бояться и избегать    
Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит    
Я люблю перемены в жизни - новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг    
У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, когда я избегаю их    
Я сам люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все Ш  
Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает   Э
Не люблю всяких новшеств, предпочитаю раз установленный порядок   ИД
Я боюсь перемен в жизни: новая обстановка меня пугает d  
Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее ЛЭ  
Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам ПШШЭ  
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XVII. ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи ШВ ППЭ
Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки   ЭЭ
Неудачи приводят меня в отчаяние Э В
Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных    
Если случается неудача, то я всегда ищу что же я сделал неправильно И  
Неудачи вызывают у меня протест и негодование и желание их преодолеть    
Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным ЭЭd  
При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться   Л
Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьезные неприятности я переношу стойко    
Неудачи меня пугают, и я прежде всего виню самого себя П Ц
Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимания    
При неудачах я еще больше мечтаю о свершении своих желаний    
Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться К  
Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XVIII. ОТНОШЕНИЕ К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ И РИСКУ

№ выбора Тема и предлагаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки
1-е иссле­дование 2-е иссле­дование
Люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск Г СС
Я мног