Понятие электронной коммерции

В простейшем виде электронную коммерцию можно рассматривать как комплекс мероприятий по реализации товаров и услуг с помощью современных электронных средств связи, но такая характеристика явления будет явно недостаточной. Многочисленные электронные средства связи, такие, как телеграф, телефон, радио, телевидение и компьютерные сети, давно нашли применение в коммерческих отношениях, но отнюдь не вызвали появление принципиально нового понятия. Телеграфная связь нашла в коммерции место как средство оповещения при координации совместной деятельности. Телефонные сети вскоре после своего появления стали использоваться как средство размещения заказов и согласования их параметров. Радио и телевидение много лет используются в целях рекламы и пропаганды. Банковские компьютерные системы были внедрены для ускорения расчетов сравнительно недавно, но и их возраст составляет уже четыре десятилетия. Все эти и многие другие технические решения так и не привели к понятию электронной коммерции — они по-прежнему остались лишь коммерческими приложениями научно-технического прогресса.

Современную коммерцию отличает от традиционной торговли то, что это не простой ресурсообмен, совершаемый для удовлетворения текущих потребностей производства или потребления. Это цельный и неразрывный комплекс мероприятий, осуществляемых на разных этапах коммерческого процесса (рис. 10.1):

• исследование рынка товаров и услуг (маркетинг);

• управление свойствами товаров и услуг (производственный менеджмент);

• оповещение рынка о свойствах товаров и услуг (реклама);

• подготовка рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг (пропаганда);

• прием, обработка и исполнение заказов на товары и услуги (торговый менеджмент);

• оптимизация товарных потоков и складских запасов (логистика);

• взаиморасчеты с клиентами и поставщиками (финансовый менеджмент);

• послепродажное обслуживание (сопровождение).

Исследуя традиционные рыночные отношения, мы легко найдем примеры того, как технические средства, в том числе и электронные, используются для автоматизации и сокращения издержек на каждом из перечисленных этапов коммерческого цикла. Однако это еще не есть электронная коммерция. Электронной коммерции присуща комплексная автоматизация.

Электронная коммерция — это торговая деятельность, имеющая основной целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования средств вычислительной техники.

Новые понятия удобно исследовать на крайних, гиперболизированных примерах. В “идеальном” случае электронная коммерция позволяет полностью исключить человека (не только продавца, но даже и покупателя!) из коммерческого цикла.

Система взаимоотношений продавец — покупатель может подменяться автоматически функционирующей системой сервер — клиент, представленной только аппаратными и программными средствами.

Н Даже в бытовых условиях сегодня вполне можно настроить компьютерную систему так, чтобы она автоматически, день за днем, сканировала информационное пространство WWW в поисках каждого нового романа Стивена Кинга и при обнаружении коммерческого предложения от торгового сервера автоматически выполняла с ним взаиморасчет, после чего пересылала принятое произведение на мобильное средство связи владельца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: