Экономические первопричины электронной коммерции

При рассмотрении сферы материального производства товаров и услуг можно выделить четыре основных компонента, определяющих себестоимость готовой продукции (рис. 10.2):

• затраты на материалы и комплектующие;

• затраты на энергию;

• затраты на амортизацию оборудования, инструментов, приспособлений и капитальных сооружений;

• затраты на оплату труда.

стоимости общественного продукта.

Среди этих компонентов особо выделяются затраты на оплату труда. Во-первых, они прямо пропорциональны нормативному времени исполнения производственных операций, а во-вторых, естественным образом входят во все прочие составляющие, так как в структуре себестоимости материалов, комплектующих, энергии, оборудования, инструментов, приспособлений и сооружений тоже имеются затраты на оплату труда. Таким образом, из рассмотрения материального производства не как отвлеченного акта, а как общественного процесса, вытекает базовый тезис о первичности затрат на оплату обобществленного труда в структуре себестоимости обобществленного продукта.

В производственной области двадцатый век характеризовался постоянным стремлением к снижению нормативного времени исполнения технологических операций за счет:

• внедрения принципов массового производства (первая четверть XX в.);

• расширенной механизации производства (вторая четверть XX в.);

• автоматизации производства (третья четверть XX в.);

• гибкого автоматизированного управления проектированием и производством продукции (последняя четверть XX в.).

Таким образом, в течение последнего столетия произошло значительное (в сотни раз) повышение производительности труда в сфере материального производства, что значительно снизило удельный вес затрат на оплату обобществленного труда в структуре себестоимости обобществленной продукции. Вместе с тем, конечный потребитель ощутил эти достижения далеко не в полной мере. Концентрация производства, объективно связанная с его механизацией и автоматизацией, привела в известной степени к отдалению производителя от потребительских рынков. Характер этого отдаления не только географический, но и структурный. Образовавшуюся нишу заполняют торговые структуры, выполняющие функции продвижения товаров от производителя к потребителю. Чем выше концентрация производства в обществе, тем сложнее торговые структуры, и тем больше коммерческих циклов происходит на маршрутах движения товаров.

В итоге, к концу XX столетия человечество имеет удовлетворительную автоматизацию производственных циклов, и совершенно не соответствующий ей низкий уровень автоматизации циклов коммерческих. До последнего времени автоматизация коммерческих операций носила локальный характер, и лишь благодаря техническим средствам, появившимся в последнее десятилетие, открылась, наконец, возможность комплексной автоматизации коммерческой деятельности, то есть, электронной коммерции.

Таким образом, экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах, и приближение их к нормам, достигнутым в результате автоматизации циклов производственных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: