Модели электронной коммерции

Сегодня в Интернете существует две модели электронной коммерции: Предприниматель — Предприниматель и Предприниматель — Потребитель. Первую модель обозначают сокращением В2В (Business to Business), а вторую — сокращением В2С (Business to Consumer). Разумеется, такое деление чисто условно, поскольку и в модели В2В один из предпринимателей является поставщиком, а другой — тем же потребителем. Но эти модели все-таки принято различать, поскольку при их функционировании используются различные программно-аппаратные средства. В некоторых зарубежных учебных курсах по электронной коммерции выделяют отдельно еще модель Потребитель — Потребитель (Consumer to Consumer, C2C), но делается это только для академической полноты картины.

На рис. 10.3 на примере платежной системы CyberPlat (www.cyberplat.ru), введенной банком “Платина”, показано, что корпоративным продавцам, корпоративным покупателям и индивидуальным покупателям предлагается по-разному выполнить регистрацию и, соответственно, установить при этом разные программные средства поддержки электронной коммерции.

Пример с установкой расчетно-кассового программного обеспечения относится к сфере действия платежных систем. Но аналогичные примеры можно найти и в других сферах, например в области электронных коммуникаций. Рассмотрим, в частности, коммуникационные средства, основанные на службе электронной почты (E-Mail), ранее рассмотренной в главе 8. При переговорном процессе между двумя предпринимателями можно ограничиться любым простейшим почтовым клиентом, например тем, который был получен от сервис-провайдера при подключении к Интернету. Если переговорный процесс позволит подойти к заключению официального договора, стороны должны будут воспользоваться почтовой программой, поддерживающей специальные функции для работы с сообщениями, подпи­санными электронной цифровой подписью. Возможно, оба эти предпринимателя остановят свой выбор на одной из следующих программ: Microsoft Outlook Express, The Bat! или Eudora.

Предприниматель, обслуживающий потребительские массы, должен использовать иное почтовое средство. Ему не столь важно наличие в них функций защиты от спама. Он не собирается ограничивать поток поступающей почты и не экономит время, затраченное на нее, так как с почтовыми системами в данном случае работает не руководящий, а младший обслуживающий персонал. Однако ему совершенно необходимы функции предварительной сортировки поступающих сообщений и особенно функции работы со списками почтовой рассылки. Возможно, такой предприниматель предпочтет использовать в своей работе программу Pegasus Mail или наймет специалиста, который знает, как получить подобную функциональность от программы The Bat!.

Для электронной коммерции, построенной по модели В2В, характерно преимущественное использование клиентского программного обеспечения Интернета. Для модели В2С более характерно использование серверных программ.

Владение собственным Web-узлом с динамически меняющейся информацией, а еще лучше — собственным Web-сервером, совершенно необходимо для предпринимателя, обслуживающего очень широкие массы. С другой стороны, предприниматель, обслуживающий узкий круг других предпринимателей, вполне может сэкономить ресурсы и избежать затрат на создание и сопровождение Web-узла, если у него нет потребности в расширении круга заказчиков. Однако из этого ни в коем случае нельзя делать вывод о том, что он может пренебречь и другими службами и сервисами Интернета. Практически не существует видов экономической деятельности, которые нельзя было бы тем или иным методом оптимизировать за счет Интернета. Разделение моделей электронной коммерции как раз и служит для того, чтобы более четко выделить сервисы, используемые в том и другом случае.

Далее мы остановимся только на модели Предприниматель — Потребитель,поскольку она предполагает большее разнообразие используемых технологий и предоставляет более широкое поле для изучения. Однако, завершая речь о модели Предприниматель — Предприниматель, скажем, что по утверждению аналитиков в настоящее время через нее проходят намного более мощные финансовые потоки. Это связано с тем, что Интернет сначала стал средой делового общения и лишь потом начал становиться общепринятой средой массового приобретения товаров и услуг.

ª В модели Предприниматель — Потребитель не вполне корректно оценивать эффективность электронной коммерции только по финансовому обороту, который она приносит непосредственно. Более 97% сеансов связи с Интернет-магазинами не завершаются приобретением товаров. Покупатели часто используют Интернет-магазины для поиска, отбора, сопоставления цен и потребительских свойств товаров, после чего выполняют покупку в традиционных формах торговли и платежа. Это связано со сложившимися у потребителей взглядами на недостаточную защищенность Интернета, с отсутствием достаточно удобных и безопасных платежных систем в Сети, с необходимостью полагаться на деятельность служб доставки, а также с общей недостаточной развитостью правового обеспечения электронной коммерции.

Сегодня Интернет уже стал самой представительной электронной торговой витриной в мире, но он с каждым днем становится все более и более представительным электронным торговым прилавком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: