double arrow

XIV. Общие особенности эмоциональной сферы

61. Возбудимость чувствований. Все­возможные чувства и волнения возникают очень легко, достаточно малейшего повода, чтобы их вызвать. Посто­янно волнуется, кипятится. Легко приходит в состояние восторга, гнева, угнетения и т. д.

62. Сил а, интенсивность чувствований. Достигают ли некоторые чувства и аффекты когда-нибудь такой силы и глубины, чтобы потрясти весь его организм, изменить хотя бы на время все его поведение или, нако­нец, побудить его на необычайные, из ряда вон выходя­щие поступки. Или же все его чувства слабы и поверхно­стны.

63. Продолжительность, устойчивость чувствований. Раз возникшее чувство не скоро ус­покаивается, даже если причина, его вызвавшая, уже давно исчезла. Спустя долгое время достаточно малейшего пово­да или напоминания, чтобы прежнее чувство возобнови­лось в полной силе; или же, наоборот, всякое, даже силь­ное чувство, быстро ослабевает и прекращается, хотя бы вызвавшая его причина и не перестала действовать.

64. Обилие или бедность внешних проявлений чувства. Каждое сколько-нибудь значительное чувство сопровождается обильными физио­логическими проявлениями: краснеет, бледнеет, плачет или громко смеется, оживленно жестикулирует, голос де­лается чересчур громким или, наоборот, слабым, беззвуч­ным, дыхание учащено, сердце сильно бьется. Или же даже при сильных чувствах все ограничивается легкой краской на лице и небольшими, полузадержанными движениями. Общителен, много говорит, обо всех своих чувствах всем рассказывает; или замкнутость, молчаливость, несообщи-телен.

65. Влияние чувств на умственные и волевые процессы. Событие, сильно его поразив­шее, преувеличивает, вообще передает неточно. Суждения о людях часто бывают пристрастны под влиянием симпа­тий или антипатий. Впечатлителен: при удаче, в хорошем настроении духа слишком оптимистичен; при неудаче — чересчур быстро отчаивается во всем. Часто увлекается, действует под влиянием минутных желаний, забывая все


свои прежние решения и рассуждения. Склонен идеали­зировать свое прошлое или, наоборот, рисовать его слиш­ком мрачно.






Сейчас читают про: