Оли (5; 2) «Эти бусинки все коричневые? — Нет, две штуки белые. — Они все деревянные? — Да. — Если бы пересыпали все деревянные бусинки сюда, бусинки остались бы? — Нет. — Если бы пересыпали сюда все коричневые бусинки, бусинки остались бы? — Да, две белые. — Тогда какие бусы были бы самыми длинными: бусы, которые можно было бы сделать из коричневых бусинок этой коробки, или бусы, которые можно было бы сделать из деревянных бусинок этой другой коробки? — Из коричневых».
Протокол № 9
Эр (5; 6). У него два комплекта голубых бусинок по 10 квадратных и 3 круглых. «Какие бусы будут самыми длинными? — Бусы из квадратных бусинок. — Почему? — Потому что их больше. — Они голубые или нет? — Голубые. — В таком случае, какие бусы были бы самыми длинными:
бусы, которые М. сделает из голубых бусинок, находящихся вот в этой коробке? — Бусы из квадратных бусинок».
Протокол № 10
Гин (5; 9) «Из этих двух кучек (1 и 2) в оба дня можно съесть поровну? — Нет, отсюда (2) можно съесть больше. — Почему? — Здесь есть большая куча (7) и маленькая (1), а здесь (1) — 4 и 4. — Но вместе здесь (7) и здесь (1) получается столько же, сколько здесь (I)? — Нет, так как здесь (1) больше».
Протокол № 11
Лаур (7; 3) кладет 8 жетонов в линию и считает их, затем отделяет 8 жетонов из кучи А1 (14) и кладет их перед первой линией, но в плотном ряду. После этого он распределяет остаток из 6 элементов (не считая при этом):
с каждой стороны он кладет по два жетона, затем еще по одному.
Исследование развития познавательной деятельности /Под ред. Дж. Брунер и др. — М., 1971, С. 101.
В исследовании прослеживается развитие составления групп эквивалентных предметов детьми в возрасте от 6 до 19 лет.
Исследуется основа формирования ребенком групп эквивалентных предметов, состав и структура созданных групп.
Задание № 7