double arrow

Шенгенская виза: понятие и виды


Единая виза - это разрешение или решение, которое выражается в прикреплении Договаривающейся Стороной специальной марки в паспорт, документ на поездку или иной действительный документ, дающий право на пересечение границ. Она дает право иностранцу, на которого распространяется обязанность обладать визой, прибывать на пропускной пункт, расположенный на внешней границе страны, предоставившей визу, или на внешней границе другой страны, с целью в зависимости от типа визы ходатайствовать о разрешении на транзитный проезд или о разрешении на пребывание. При этом должны быть выполнены также другие условия для въезда или транзита. При этом факт обладания единой визой не предоставляет абсолютного права на въезд (п. 2.1. Общей консульской инструкции о визах, адресованной постоянным Дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции).

Единая виза может быть: (не более 3 месяцев) пребывания и для долгосрочного (более трех месяцев) пребывания. Виза для краткосрочного пребывания может быть (ст. 11 Конвенции):

1) визой для краткосрочного (туристической визой), действительной для однократного или многократного въезда, при этом продолжительность непрерывного пребывания или общая длительность последовательных периодов пребывания с момента первого въезда не может превышать трех месяцев в течение одного полугодия;

2) транзитной визой, позволяющей ее обладателю совершать один, два или, в исключительных случаях, многократный транзит через территории государств – членов Союза по пути на территорию третьего государства, при этом общая продолжительность транзита не может превышать пять дней.

Кроме того, в соответствии с Общей консульской инструкцией государства-члены Европейского союза могут выдавать и еще два типа виз, не относящихся к шенгенским.

1. Виза для долгосрочного пребывания.

Данная виза в целях пребывания, по своей длительности превышающего три месяца, является национальной визой, которую каждое государство-член выдает на основании собственного законодательства.

Тем не менее, подобная виза в течение максимум трех первых месяцев ее действия будет также иметь силу единой визы для краткосрочного пребывания, если она выдана при соблюдении общих условий и критериев, Конвенции о применении Шенгенского соглашения или на их основе.

1. Виза для транзита через аэропорт.

На основании данной визы иностранец совершает остановку или пересадку в аэропортах Шенгенских государств. Данные визы требуется иметь гражданам отдельных развивающихся стран, из которых наиболее вероятны попытки незаконной иммиграции в ЕС.

Кроме того, если иностранец не соответствует общим условиям для выдачи шенгенской визы, в порядке исключения ему может быть выдана виза с ограниченной территориальной сферой действия. Это виза, которая в порядке исключения проставлена в паспорт, документ на поездку или иной документ, дающий право на пересечение границы, в том случае, когда пребывание дозволено только в пределах национальной территории одной или нескольких стран Шенгенской зоны, и при условии, что въезд и выезд с данной территории также производятся через территорию этой или этих стран. Представительства других государств – участников Шенгенского соглашения должны быть проинформированы о выдаче подобных виз.

Третью группу, на мой взгляд, составляют четыре "дорожные карты" по четырем общим пространствам, принятые в Москве в ходе встречи на высшем уровне между представителями ЕС и России в мае 2005 г., которые воплощают в себе концепцию четырех общих пространств и развивают в соответствующих сферах положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве применительно к сегодняшнему дню.

Это Дорожные карты по общему:

  • экономическому пространству,
  • пространству свободы, безопасности и правосудия,
  • внешнему пространству,
  • пространству науки и образования, исключая культурные аспекты.


Дорожные карты содержат в своих положениях комплекс практических мероприятий на ближайшую перспективу взаимоотношений сторон, однако не закрепляют сроков реализации этих мероприятий и четких механизмов контроля и ответственности.

В этом отношении дорожные карты повторяют схему оформления отношений между Россией и ЕС, сложившуюся в последние 10 лет. Все вопросы в двусторонних отношениях за эти годы всегда решались на основе инструментов политического взаимодействия и достижения компромиссов, что приводило к росту политически деклараций, а не юридических соглашений[5].

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

  • экономического,
  • внутренней безопасности и правосудия,
  • внешней безопасности,
  • науки и образования.

Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

[править] Безвизовый режим

27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.[2].

17 июля 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза[3].

19 июня 2006 года постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что рано или поздно, может быть, к 2008 году, РФ и ЕС выйдут на безвизовый режим[4].

7 июля 2008 года глава международного комитета Госдумы Константин Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима[5].

[править] 2010 год

12 января 2010 года глава МИД председательствующей в ЕС Испании Мигель Анхель Моратинос заявил, что в течение срока председательства Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС[6].

24 февраля 2010 года верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России предстоит еще многое сделать для достижения безвизового режима. По мнению Deutsche Welle, Кэтрин Эштон полагает, что Евросоюзу и России еще далеко до введения безвизового режима[7].

12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», — пишет издание[8].

31 мая 2010 года Газета.ру сообщила, что, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, российская сторона намерена сделать вопрос о безвизовом режиме ключевым на саммите в Ростове-на-Дону[9].

1 июня 2010 года российская делегация на саммите в Ростове-на-Дону передала представителям Евросоюза проект соглашения об отмене виз: по нему поездки к друзьям и родственникам и недолгие туры в Европу могут стать безвизовыми. Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано[10].

21 июля 2010 года во время встречи Дмитрия Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, был затронут вопрос о введении безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднително, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.

23 июля 2010 года премьер-министр Италии Сильвио Берлускони во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Италию обозначил трудности с отменой визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе[11].

13 сентября 2010 года Сергей Лавров резко заявил, что ЕС безо всяких на то оснований затягивает с переходом на безвизовый режим. Эту ситуацию Лавров назвал «неприличной для уровня наших отношений»[12].

25 сентября 2010 года Лавров сообщил, что Дмитрий Медведев передал главе Еврокомиссии Баррозу и председателю Европейского совета ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС[13].

[править] Единое экономическое пространство

На российско-германско-французском саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.[14]

25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположится на территории от Владивостока до Лиссабона[15]. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:

«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров.

Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии»[15]


Сейчас читают про: