Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы автомобильным транспортом

Содержание

Лекция 1. Общие понятия технологий таможенного контроля. 5

Лекция 2. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы автомобильным транспортом. 13

Лекция 3. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы железнодорожным транспортом. 31

Лекция 4. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы воздушным транспортом. 52

Лекция 5. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы морским и речным транспортом. 61

Лекция 6. Технология таможенного контроля при перемещении товаров стационарными видами транспорта. 74

Лекция 7. Технология таможенного контроля международных почтовых отправлений. 81

Лекция 1. Общие понятия технологий таможенного контроля

План

1.1. Современная система законодательного обеспечения применения технологий таможенного контроля.

1.2. Принципы применения технологий таможенного контроля.

1.3. Группы объектов, в отношении которых должностными лицами таможенных органов проводится таможенный контроль.

1.4. Формы таможенного контроля.

1.5. Особенности таможенного контроля при предварительном таможенном декларировании.

1.1. Современная система законодательного обеспечения применения технологий таможенного контроля

В Центральном таможенном управлении состоялось первое в 2012 году заседание Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при ЦТУ.

На заседании обсуждались вопросы осуществления таможенного сопровождения с использованием информационных и технических средств слежения за перемещением и местонахождением транспортных средств международной перевозки и целостностью наложенных таможенным органом отправления средств идентификации (пломб) и применения технологии предварительного информирования в таможенных органах Управления.

В настоящее время, в результате совместных мер, принятых ФТС России и АСМАП, в том числе, в результате ужесточения допуска перевозчиков к пользованию системой МДП, недоставки товаров, перевозимых по книжкам МДП, являются единичными фактами. Однако, таможенные органы Республики Беларусь в автомобильных пунктах пропуска при недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов принимают решение о таможенном сопровождении транспортных средств, следующих через территорию Республику Беларусь с применением книжки МДП, во всех случаях без анализа рисков недоставки товаров. Всё это увеличивает себестоимость перевозки, которая, затем переходит в цену товара и оплачивается конечным потребителем.

При обсуждении поправок в ТК ТС в мае 2011.г. АСМАП вышла с предложением по изъятию таможенного сопровождения, как рудиментарного инструмента обеспечения соблюдения таможенного транзита, от которого ранее практически отказались в Российской Федерации ввиду нерациональности его применения на больших территориях.

Одним из надёжных средств обеспечения безопасности сегодня являются системы электронного пломбирования, которые помимо функций индикации вмешательства все больше охватывают функции мониторинга сохранности и местоположения грузов, способствуют решению логистических задач при маршрутизации все возрастающего грузопотока.

Электронная пломба регистрирует дату установки и вскрытия. Информационный обмен с электронной пломбой производится с помощью сервисных электронных блоков «программатора» и «считывателя». Такие пломбы обеспечивают дистанционную сигнализацию вскрытия, а также уникальную идентификацию грузов и различных процессов и процедур, выполняемых с ними (например - проведение таможенного досмотра).

Применение электронного пломбирования для контроля товаров, ввозимых на территорию России автомобильным транспортом, имеющим допущение таможенного органа к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами, позволит значительно повысить контроль за маршрутом и сроком доставки, сократить время таможенного оформления на границе, сократить расходы на таможенное обеспечение.

Вторым вопросом обсуждалось применение технологии предварительного информирования в таможенных органах Управления. В июне 2012 года вступает в силу решение комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». В связи с этим встает вопрос применения технологии предварительного информирования в таможенных органах Центрального таможенного управления. Это один из инструментов таможенных органов, позволяющих ускорить совершение таможенных операций в пункте пропуска, а также повысить эффективность таможенного контроля.

При представлении участниками внешнеэкономической деятельности предварительной информации существует ряд преимуществ. Так, в случае соответствия сведений, содержащихся в предварительной информации сведениям, содержащимся в документах, используемых в качестве транзитной декларации, данная предварительная информация уже в настоящее время может быть использована таможенными органами при формировании электронной копии транзитной декларации. Кроме того, при наличии у таможенного органа предварительной информации время совершения таможенных операций в пунктах пропуска сокращается в среднем на 30 %.

Источниками предварительной информации о товарах и транспортных средствах до фактического пересечения ими таможенной границы Таможенного союза являются таможенные службы иностранных государств в рамках договоренностей ФТС России с Комиссией европейских сообществ (КЕС) и заинтересованные лица.

Заинтересованные лица могут самостоятельно организовать обработку и передачу предварительной информации в единую автоматизированную информационную систему таможенных органов либо воспользоваться услугами лиц, предоставляющих данную услугу.

Кроме того, Федеральной таможенной службой России введен портал «Электронного представления сведений», которым могут воспользоваться любые заинтересованные лица. Использование Портала электронного декларирования позволяет существенно снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов и осуществить максимально быстро таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. С участниками ВЭД и перевозчиками на базе таможен ЦТУ регулярно проводятся обучающие семинары.

Перспективные таможенные технологии активно развиваются в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Принципы применения технологий таможенного контроля

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства, перечень и порядок применения которых определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека».

Необходимость применения ТСТК обусловливается широким перечнем задач: при проведении таможенного контроля такими, как:

− определение весовых характеристик объектов контроля;

− установление химического состав вещества;

− определение наличия и степени опасности ионизирующих излучений и излучений радиотехнических средств;

− другими задачами.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств осуществляется в зонах таможенного контроля, организованных на всей таможенной территории, а также в свободных экономических зонах и на свободных складах. Он касается разных стадий движения товаров: его производства, хранения, покупки, продажи, погрузки, разгрузки, упаковки, транспортировки, страхования, использования и др.

Таможенный контроль осуществляется путем проверки сведений о количестве и аттестации товара (его верификации, диагностики, классификации, идентификации), о стране происхождения, таможенной стоимости товара и т.д. Указанные сведения необходимы для соблюдения законодательства России и международных договоров по таможенному делу, для установления таможенных процедур или определения нарушений владельцами товаров (иными лицами) при их производстве, перемещении через таможенную границу или использовании после выпуска.

Группы объектов, в отношении которых должностными лицами таможенных органов проводится таможенный контроль.

Объектами таможенного контроля являются перемещаемые через таможенную границу:

1. Товары, багаж, транспортные средства, в частности:

− сопровождаемый багаж, ручная кладь пассажиров (частных лиц) и транспортных служащих;

− несопровождаемый (оформленный грузовой накладной) багаж пассажиров и среднегабаритные грузовые упаковки;

− крупногабаритные грузы, содержащиеся в контейнерах, грузовых отсеках транспортных средств, на грузовых платформах и т.д. международные почтовые отправления.

2. Документы, содержащие сведения:

− о товарах;

− о субъектах таможенных операций и уплате ими таможенных пошлин, налогов (в т.ч. валюты);

− о транспортных средствах, а также другие сведения, предусмотренные ТК ТС.

3. Средства идентификации (атрибуты таможенного обеспечения), наложенные на документы, товары, предметы, транспортные средства и т.д.

4. Конкретные физические лица в случае, когда есть основания полагать о сокрытых ими при себе (или в себе) и не выданных товарах и предметах, запрещенных к ввозу (вывозу) или перемещаемых с нарушением порядка, установленного законодательством.

5. Фактические (и потенциальные) предметы (объекты) таможенных правонарушений и контрабанды.

Формы таможенного контроля

Все эти объекты имеют существенные различия и требуют особого подхода при решении задач таможенного оформления и определенных форм таможенного контроля.

Формы таможенного контроля являются:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

При проведении каждой формы таможенного контроля решаются свои задачи, требующие особого технологического подхода и технического оснащения. С их помощью устанавливается достоверность и подлинность документов, представленных на перемещаемые объекты; определяется соответствие товаров и транспортных средств данным, приведенным в декларирующих документах («верифицирование»); проверяется (в оперативных условиях) правильность классифицирования товаров согласно положениям EТН ВЭД ТС; уточняются статистические данные и данные валютного контроля, сумма начисления таможенных пошлин, взимание налогов, платежей, осуществляется поиск тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах и др.

Таким образом, таможенный контроль представляет собой особую систему мер, предпринимаемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства в части:

− законности и обоснованности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

− соблюдения требований таможенных процедур;

− соблюдения тарифных и нетарифных мер таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД);

− полноты и своевременности уплаты таможенных платежей и др.

Реализация таможенного контроля практически осуществляется путем таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России.

Под таможенным оформлением подразумевается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный процедура, завершение действия этой процедуры в соответствии с требованиями и положениями ТК ТС и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Эта процедура неразрывно связана с таможенным контролем и проводится одновременно с ним. Именно в процессе таможенного оформления фактически осуществляется юридическое закрепление результатов таможенного контроля.

Особенности таможенного контроля при предварительном таможенном декларировании

Значительные перемены затронули и одно из важнейших направлений таможенного дела - таможенное декларирование товаров. Основная цель таких изменений - необходимость выведения таможенного администрирования на качественно новый уровень.

Целью данной статьи является анализ изменений при проведении предварительного таможенного декларирования товаров.

Прежде чем рассматривать изменения, необходимо ответить на вопрос: что же такое "предварительное таможенное декларирование" и для чего оно нужно?

Предварительное декларирование так же, как и электронное декларирование, является одной из составляющих новых рамочных стандартов, внедряемых для существенного сокращения времени на проведение таможенного контроля и, как следствие, сокращение накладных расходов, увеличение товарооборота и содействие торговле в целом. Получение информации о товарах до их представления таможенным органам позволяет заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить возможные "риски", за счет чего сконцентрировать усилия таможенной службы только на том, что необходимо проверять, не задерживая товары, которые не требуют применения различных форм таможенного контроля в совокупности или по отдельности.

В Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999) предусмотрены необходимость использования предварительной информации и передача ее в электронном виде. Во Всемирной таможенной организация (ВТО) использование предварительной информации при применении таможенных процедур считается показателем высокого уровня развития таможенной службы государства.

Приказом Таможенного комитета Союзного государства от 13 мая 2010 г. N 3 принято Постановление об обязательном предварительном информировании при ввозе товаров на территорию Союзного государства с 1 июля 2012 г.

Так как на настоящий момент технологические и технические проблемы (каналы связи, форматы передаваемых данных, программные продукты, обеспечивающие доведение и использование информации) не позволяют широкомасштабно внедрить процедуры предварительного информирования в таможенных органах, участникам внешнеэкономической деятельности возможно применять институт предварительного таможенного декларирования товаров, который позволяет документально оформить товары до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Рассмотрим, как регулировались данные отношения в ТК ТС.

Таможенная декларация может быть подана на иностранные товары в двух случаях:

- до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию ТС;

- до завершения внутреннего таможенного транзита.

Таможенный орган принимал заверенные декларантом копии транспортных (перевозочных), коммерческих документов и после прибытия товаров на таможенную территорию ТС сопоставлял сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих оплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию ТС такая таможенная декларация могла использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.

Если товары не были предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считалась неподанной. Выпуск товаров производился после предъявления товаров таможенному органу. Таможенные пошлины, налоги должны были быть уплачены не позднее дня выпуска товаров.

ТК ТС установил несколько иные условия применения предварительного таможенного декларирования товаров. Статья 193 ТК ТС устанавливает, что таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров только в одном случае - до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, т.е. если иностранные товары пересекли таможенную границу Таможенного союза, то подача предварительной декларации на товары уже невозможна.

Для таможенных целей декларантом могут предоставляться заверенные копии транспортных (перевозочных), коммерческих документов или сведения из этих документов в электронном виде. После предъявления товаров таможенный орган сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах.

Существенным нововведением по сравнению с ТК ТС является то, что при предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу. Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 256.

Принципиальным отличием от ранее существовавшего порядка предварительного декларирования также является возможность отзыва таможенной декларации декларантом в порядке, предусмотренном ст. 192 ТК ТС в случае, если после ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных. При этом обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса.

Существенно (в два раза) увеличен срок для предъявления товаров таможенному органу после регистрации таможенной декларации (по ТК - 15 дней, по ТК ТС - 30 дней), что особенно актуально в масштабах нашей страны и с учетом длительности и непредсказуемости времени на перевозку товаров различными видами транспорта.

При этом новацией является то, что товары могут быть предъявлены не только таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, но и иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. Если товары не предъявлены таможенному органу в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров.

В соответствии со ст. 196 ТК ТС строго определен срок выпуска товаров при применении предварительного таможенного декларирования - выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

Подводя итог данному сравнению, можно сделать вывод о том, что в Таможенном кодексе Таможенного союза заложен эффективный механизм предварительного таможенного декларирования, максимально прозрачный и понятный участникам внешнеэкономической деятельности.

Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы автомобильным транспортом

План

2.1. Ретроспективный анализ нормативно-правовой базы по вопросам регулирования перемещения автомобильным транспортом товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации за период существования таможенных органов в ТС.

2.2. Современное состояние таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых международным автомобильным транспортом по территории ТС.

2.1. Ретроспективный анализ нормативно-правовой базы по вопросам регулирования перемещения автомобильным транспортом товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС за период существования таможенных органов в ТС.

С развалом Советского Союза и образованием на его территории пятнадцати независимых государств привычные всем "Жигули" и "Волги" превратились (в частности для Украины) в автомобили импортного производства; это же касается и других транспортных средств, производимых не на Украине. Теперь, чтобы приобрести любой автомобиль, кроме "Таврии", его нужно ввозить из-за границы. Это подразумевает под собой выполнение определенной процедуры, называемой таможенным оформлением. Кроме того, Украина как независимое государство регулирует порядок транзита через ее территорию транспортных средств и грузов.

В соответствии со ст. 37 Таможенного кодекса Украины перемещение через таможенную границу Украины товаров и других предметов подлежит таможенному оформлению. Такое оформление осуществляется должностными лицами таможни с целью обеспечения таможенного контроля и для применения средств государственного регулирования ввоза на таможенную территорию Украины товаров и других предметов.

В свою очередь таможенный контроль осуществляется с целью обеспечения соблюдения государственными органами, предприятиями и их должностными лицами, а также гражданами порядка перемещения через таможенную границу Украины товаров и других предметов (ст. 21 Таможенного кодекса ТС). Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможни путем проверки документов, необходимых для такого контроля, таможенного осмотра (осмотра транспортных средств, товаров и других предметов, личного осмотра), переосмотра, учета предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины.

В случае ввоза транспортных средств правовой основой является Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении правил ввоза транспортных средств на территорию Украины" № 341 от 31.05.94. Во исполнение этого постановления Государственным таможенным комитетом утверждены «Правила таможенного оформления транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Украины».

Эти правила определяют порядок ввоза транспортных средств предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территорию Украины (п. 1 Постановления).

Транспортные средства могут ввозиться:

- для постоянного пользования;

- для временного пользования;

- для реализации;

- для транзита.

Предприятия и граждане, которые ввозят транспортные средства на территорию Украины, должны подтвердить соответствующими документами правомерность владения или пользования ими.

Запрещается ввоз в Украину для постоянного пользования транспортных средств, которые на момент ввоза были изготовлены 10 и более лет назад, кроме случаев:

- ввоза гражданами, которые въезжают в Украину на постоянное место жительства;

- ввоза (получения) гражданами, которые постоянно проживают в Украине, как наследства или по договору дарения близких родственников;

- ввоза с целью разукомплектования для обеспечения соответствующего технического состояния автобусов иностранного производства, которые эксплуатируются предприятиями транспорта общего пользования и используются для перевозок пассажиров;

- ввоза в коллекционных целях на основе выводов (разрешений) Минтранса, согласованных с Минкультуры;

- ввоза транспортных средств, которые поставляются на основе межправительственных соглашений.

Все транспортные средства, которые ввозятся на территорию Украины, подлежат таможенному оформлению и регистрации в органах Госавтоинспекции.

В случае вывоза транспортных средств, которые перемещаются через таможенную территорию Украины транзитом, таможни проверяют соответствие данных транспортных средств заявленным в декларациях, а также соблюдение заявленного во время ввоза срока.

Таможенное оформление транспортного средства может осуществляться как его владельцем, так и другими физическими и юридическими лицами, которые имеют надлежащим образом оформленные полномочия. Граждане, которые перемещают через таможенную границу Украины транспортные средства, обязаны заполнить автомобильную таможенную декларацию и в надлежащих случаях подписать обязательство соответственно об обратном вывозе/ввозе, транзите или доставке транспортного средства из одного таможенного органа в другой.

В Киеве таможенным оформлением занимается отдел по оформлению транспортных средств Киевской специализированной таможни, расположенный на Корчеватом (Столичное шоссе, 90). В этом отделе отработана специальная технология такого оформления.

Владелец автомобиля, который ввозят в Украину для постоянного или временного пользования, должен предоставить инспектору отдела:

- автомобильную таможенную декларацию, оформленную пограничной таможней;

- технический паспорт на автомобиль и его ксерокопию;

- документы, которые подтверждают право собственности или пользования, а также их ксерокопии;

- документы, которые подтверждают факт использования на приобретение автомобиля иностранной валюты (в случае необходимости) с подтвержденными источниками происхождения;

- заграничный паспорт, ксерокопии с отметок о пересечении границы, которые подтверждают факт пребывания за границей в момент приобретения или получения как подарок транспортного средства, а также ксерокопии со страниц с информацией о владельце транспортного средства;

- общегражданский паспорт и ксерокопии со страниц с информацией о владельце транспортного средства и его прописке.

Имеется ввиду, что документами, которые подтверждают право собственности, могут быть нотариально заверенные в стране приобретения или в консульских учреждениях и посольствах Украины договоры купли-продажи, мены или дарения, если автомобили приобретены (получены) у частных лиц.

На автомобили, купленные в торговых организациях, фирмах, учреждениях (или оформленные через такие заведения), необходимо иметь счета, чеки, счета-фактуры и другие документы, оформленные на фирменных бланках и заверенные печатями.

На транспортные средства подаренные фирмами, организациями, учреждениями, должны быть представлены договоры дарения, причем заверенные в нотариальных конторах или в консульских учреждениях и посольствах Украины (в стране дарения).

И наконец, на автомобиль, который был зарегистрирован на гражданина в стране приобретения, должен быть технический паспорт или регистрационное свидетельство.

Документами, которые подтверждают право пользования (в том числе с правом распоряжения) автомобилем, являются нотариально заверенные доверенности на право пользования (выданные как физическими, так и юридическими лицами), договоры найма или проката.

При необходимости (согласно ст. 25 Таможенного кодекса Украины) инспектор отдела имеет право требовать дополнительные документы (переводы предоставленных документов, акты технической экспертизы, акты технического состояния и оценки и т д.). В случае необходимости, он может осмотреть автомобиль, проверить номера, сделать запрос в пограничную таможню (или в другую организацию, учреждение) с целью определения достоверности предоставленных владельцем транспортного средства данных.

Методика начисления пошлины и таможенных сборов в случае приобретения, например, автомобилей основывается на законе «О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые транспортные средства и шины к ним», введенном в действие постановлением Верховной Рады № 217/96-ВР от 24.10.96, а также постановлении Кабинета Министров «О минимальной таможенной стоимости импортных автомобилей и шин к ним» № 1282 от 24.10.96.

К тому же все автомобили поделены на две категории: акцизные и безакцизные.

Безакцизные - это грузовые автомобили, микроавтобусы грузового использования, пассажирские автобусы, микроавтобусы с количеством мест для пассажиров 9 и более.

Все другие автомобили - акцизные, то есть на них начисляется акцизный сбор.

Запрещается ввозить в Украину для постоянного пользования автомобили, которые на момент ввоза были изготовлены 10 и более лет назад. Год изготовления автомобиля определяется последним днем последнего месяца года. Не имеет значения, если настоящая дата изготовления - январь, март или август. Эта дата определяется по коду идентификационного номера кузова.

Таможенная стоимость зависит от марки, объема цилиндров двигателя и года выпуска автомобиля. Она не зависит от технического состояния автомобиля, даже если он попал в аварию. Предоставление всех льгот во время таможенного оформления транспортных средств приостановлено.

Таможенная стоимость постановлением Кабинета Министров определена в долларах США, а ставки акцизного сбора - в ЭКЮ. Но платят за таможенное оформление валютой Украины по валютному (обменному) курсу Национального банка, который действовал в день подачи таможенной декларации.

В случаях, когда таможенная стоимость автомобиля больше нежели определенная минимальная, налог на добавленную стоимость (НДС) насчитывается с этой суммы. Если же заявленная декларантом таможенная стоимость меньше величины определенной минимальной таможенной стоимости, основой для начисления НДС берется минимальная таможенная стоимость.

За выдачу удостоверения на право регистрации (перерегистрации) ввезенных транспортных средств (в том числе ввезенных временно) определена ставка таможенного сбора 15 долларов США.

Стоимость таможенного оформления рассчитывается по формуле: ставка акцизного сбора + ставка ввозной пошлины + ставка таможенного сбора + НДС.

Ставки акцизного сбора и ввозной пошлины зависят от объема цилиндров двигателя автомобиля.

Таможенная стоимость легковых автомобилей определена от 5000 долларов США (автомобили с объемом цилиндров менее 1500 куб см производства России и автомобилей типа Citroen, Peugeot, Renault, Talbot, Fiat, Daewoo объемом до 1000 куб см) до 45000 долларов (автомобили типа Mercedes, Porsche с объемом более 3000 куб см).

Минимальная таможенная стоимость новых импортных автомобилей определяется специальной таблицей, утвержденной постановлением Кабинета Министров.

Если автомобиль был в пользовании более двух лет, его минимальная таможенная стоимость соответствует 80% от нового, более трех лет - 70%, более четырех лет - 60%, более пяти лет 50%, более шести лет - 40%, от семи до десяти лет - 30% от нового.

При таможенном оформлении годом изготовления автомобиля считается дата продажи (первой регистрации). Например, автомобиль, изготовленный 5 лет назад, простоял 2 года на заводе или в автосалоне и был куплен (зарегистрирован) только тогда. Поэтому минимальная стоимость его будет определяться коэффициентом 70%, а не 50%.

После уплаты платежей инспектор отдела выписывает квитанцию по форме МД-1 в трех экземплярах, один из которых выдается владельцу транспортного средства, а два экземпляра удостоверения - на регистрацию автомобиля в органах ГАИ МВД Украины, первый из которых заверяет личной номерной печатью инспектора и выдает владельцу транспортного средства вместе с регистрационными техническими документами, погашенными проставлением в них штампа «Аннулировано» и личной номерной печати инспектора и записью о номере выданного удостоверения и фамилии владельца.

Если предоставленные для таможенного оформления документы вызывают сомнение, инспектор отдела их изымает. При этом владельцу выдается справка произвольной формы о том, что документы находятся в делах таможни.

Для наглядности приведу пример расчета платы за таможенное оформление автомобиля Opel, 1989 года изготовления с бензиновым двигателем, объемом цилиндров 2000 куб см, который был приобретен за 2800 долларов США.

1. Минимальная таможенная стоимость нового автомобиля - 10000 долларов. Автомобиль был в эксплуатации 8 лет, его минимальная таможенная стоимость определяется в 3000 долларов. То есть все расчеты ведутся от этой суммы (а не от 2800).

2. Ставка акцизного сбора - 0,3 ЭКЮ за 1 куб см, ставка ввозной пошлины - 0,1 ЭКЮ за 1 куб см.

0,3 ЭКЮ х 2000 = 600 ЭКЮ 0,1 ЭКЮ х 2000 = 200 ЭКЮ 600 + 200 = 800 ЭКЮ Если курс ЭКЮ, определяемый Нацбанком Украины, составляет 1,2 доллара США, то 800 х 1,2 = 960 долларов.

3. НДС - это 20% от суммы 3000 + 960 + 15 (таможенный сбор) 3975 х 0,2 = 795 долларов.

4. За таможенное оформление автомобиля будет начислено: 960 + 795 + 15 = 1770 долларов США.

Как видно из вышеприведенного законодательством Украины довольно подробно урегулирован порядок таможенного оформления и перемещения транспортных средств через таможенную границу Украины. И если закрыть глаза на все те нарушения, которые каждый день происходят на таможнях, то можно сказать, что сделан еще один шаг на пути создания правового государства, о чем так мечтает народ и много говорят власти.

Современное состояние таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых международным автомобильным транспортом по территории ТС.

Изучение проекта Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) позволяет сделать однозначный вывод о том, что правовой основой Кодекса являются международные договоры и соглашения государств - участников Таможенного союза, определившие основные направления создания целостного организационно-правового механизма таможенного регулирования на единой таможенной территории.

Проект норм, регулирующих проведение таможенного контроля, базируется и на нормах международного таможенного права, в частности на Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, которая в марте 2009 года ратифицирована Республикой Казахстан.

Вопросам таможенного контроля посвящен раздел 3 Кодекса - ст. 52 - 103, которые в полном объеме соответствуют и адаптированы с положениями гл. 6 Конвенции Киото и ее стандартными правилами.

Следует обратить внимание на стандартные правила 6.1, 6.3, 6.8 и 6.10, в которых конкретизировано, что все товары подлежат таможенному контролю; таможенная служба при таможенном контроле использует систему управления рисками; таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками ВЭД и таможенная служба оценивает системы электронных коммуникаций участников ВЭД.

Разработчики проекта Кодекса в полной мере учли международные правила и стандарты организации и проведения таможенного контроля:

- переход от исключительного таможенного контроля за передвижением к таможенному контролю, основанному преимущественно на аудите. Такой подход обеспечит таможенному органу реальную возможность регулировать увеличивающийся объем международной торговли, обеспечить экономию ресурсов, а также более интенсивно содействовать торговле;

- приоритет управления рисками как неотъемлемой части таможенного контроля;

- проведение оценки осуществления таможенного контроля с целью поддержания программы контроля на эффективном и высоком производительном уровне;

- осуществление совместных мероприятий таможенными органами;

- широкое использование таможенными органами информационных технологий.

Основное содержание положений проекта Кодекса его разработчиками акцентировано на организации и проведении таможенного контроля, который, обеспечивая надлежащее применение таможенного законодательства, а также соблюдение других правовых требований, будет одновременно оказывать максимально содействие международной торговле. В связи с этим сделан правильный акцент на том, что таможенный контроль должен поддерживаться на минимально необходимом уровне, необходимом для того, чтобы отвечать основным целям, и должен осуществляться на основе выборочности с максимально возможным использованием методов управления рисками.

По нашему мнению, должное применение норм Кодекса по проведению таможенного контроля на основе указанных выше подходов позволит должностным лицам таможенных органов на единой таможенной территории:

- сосредоточить внимание на сферах повышенного риска;

- увеличить возможности выявления нарушений таможенного законодательства;

- оказывать содействие добросовестным участникам внешнеторговой деятельности и физическим лицам;

- способствовать ускорению движения международных товаропотоков.

Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из важнейших институтов таможенного права.

В проекте Кодекса под таможенным контролем понимается (п. 13 ст. 4 проекта) "совокупность мер, осуществляемых таможенными органами с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - участников Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы".

Данное определение совпадает с содержанием наших национальных законодательств, а именно:

Таможенным кодексом ТС установлено следующее определение: "Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС".

В п. 22 ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь приведено следующее определение таможенного контроля: "Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Беларусь в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Беларусь о таможенном деле, а также законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь".

В Таможенном кодексе Республики Казахстан (п. 27 ст. 7) таможенный контроль - "совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан".

При этом необходимо отметить, что понятие "таможенный контроль" определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации как "меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы". В то же время понятие "таможенный контроль" в Киотской конвенции гласит: "Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства".

Анализируя понятие таможенного контроля, необходимо отметить, что таможенное право при осуществлении функции регулирования общественных отношений использует определенные правовые средства воздействия на таможенные правоотношения, на поведение участников этих отношений. Способами воздействия на поведение субъектов таможенных правоотношений при осуществлении таможенного контроля являются предоставление права, возложение обязанности, запрет, которые применяются во всех отраслях права, но имеют свои особенности при их реализации в таможенном праве.

При применении такого способа, как предоставление права, законодатель дает субъектам права определенную возможность поведения, например совершить те или иные действия либо не совершать их. Так, Таможенным кодексом Российской Федерации предусматривается положение, согласно которому все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, предусмотренном законом. Другим примером может служить поведение участника таможенного правоотношения, который вправе обжаловать, по его мнению, неправомерное действие должностного лица таможенного органа при осуществлении таможенного контроля, но может и не воспользоваться таким предоставляемым ему правом.

Возложение обязанности требует от субъектов должного поведения, например, предписания совершить те или иные действия. Таможенный кодекс ТС возлагает на перевозчика, выступающего в качестве субъекта таможенных правоотношений, после пересечения таможенной границы при ввозе товаров доставить их в ближайший пункт пропуска через Государственную границу и предъявить их для таможенного контроля.

Запреты определяют обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Например, Таможенный кодекс ТС устанавливает обязанность субъектов таможенных правоотношений соблюдать положения законодательства о запрещении ввоза определенных товаров на таможенную территорию ТС.

Административно-правовой метод регулирования общественных отношений предполагает применение правовых средств распорядительного характера, т.е. возложение юридической обязанности совершить определенные действия. Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений предопределяется правовым положением таможенных органов, которые наделяются юридически-властными полномочиями. Другая сторона таможенного правоотношения обязана подчиняться предписаниям, исходящим от таможенных органов при осуществлении ими таможенного контроля.

Особое место в механизме правового регулирования таможенного контроля занимают международные договоры и соглашения, заключаемые как на двустороннем, так и на многостороннем уровне, в том числе в рамках стран - участниц Таможенного союза.

При этом необходимо отметить, что в Регламенте Европейского парламента и совета дано следующее понятие таможенного контроля: "Таможенный контроль - определенные действия таможенных органов в целях обеспечения правильного применения таможенного законодательства и другого законодательства, регулирующего ввоз, вывоз, транзит, передачу, хранение и конечное использование товаров, перемещаемых между таможенной территорией Сообщества и другими территориями, и наличие и передвижение в пределах таможенной территории товаров, не происходящих из Сообщества, и товаров, помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления".

Необходимо отметить, что целый ряд конституционных принципов более общего характера также имеет непосредственное отношение к таможенному праву и, соответственно, к таможенному контролю:

- о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации);

- о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации);

- о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации);

- нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации формирует также такие принципы, непосредственно относящиеся к таможенному регулированию, как законности; равенства всех перед законом и судом; институт обжалования и судебной защиты прав и свобод.

Необходимо отметить, что гл. 6, подп. 111, Руководства к Генеральному приложению Конвенции Киото определяет, что принципами таможенного контроля является обеспечение надлежащего применения таможенного законодательства, а также обеспечение соблюдения других юридических и правовых требований и одновременно оказание максимального содействия международной торговле и туризму.

Исходя из конституционных принципов таможенного контроля, необходимо подчеркнуть их специфическую особенность.

Принцип законности - все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международным правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству Российской Федерации. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата: "Все, что не запрещено законом, - разрешено".

Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности - уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля.

В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Таможенного кодекса ТС убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). В случае совершения ими правомерных действий убытки возмещению не подлежат.

Принцип выборочности таможенного контроля - использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством.

Принцип гуманности - применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

Принцип оперативности - установление Правительством и подчиненным ему властным органам (ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля.

Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств - взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.

Принцип эффективности - таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками субъектов внешнеторговой деятельности, брокерами, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ассоциациями).

В связи с этим можно сделать вывод о том, что правовое содержание термина "таможенный контроль" соответствует положениям Конституции Российской Федерации.

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. Этому вопросу в проекте уделена специальная глава.

Основное внимание норм проекта ориентировано на правонарушения:

- имеющие устойчивый характер;

- связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывающие конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- затрагивающие другие интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

При осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза.

Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Таможенного союза.

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные пошлины, налоги, выполняют ряд других функций, непосредственно связанных с целями таможенного контроля.

Особо необходимо остановиться на разделе проекта Кодекса - взаимной административной помощи - глава 17 ТК ТС.

В мировой практике таможенные органы ищут содействия со стороны таможенных органов других стран для получения информации до прибытия товаров на таможенную территорию и для получения других видов помощи с целью обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства (включая сбор таможенных пошлин) и предотвращения, расследования и осуществления борьбы с нарушениями таможенного законодательства.

Данная форма помощи обычно называется "взаимная административная помощь". При наличии юридической основы и необходимого механизма взаимного оказания содействия таможенными органами обмен информацией может помочь в процессе управления риском. Информация, предоставляемая по просьбе другой таможенной администрации, автоматически или спонтанно, является дополнительной и иногда представляет собой очень специфический источник, на котором основывается анализ риска.

Одновременно другие положения в соглашениях о взаимном оказании содействия могут прямым образом оказаться полезными в случаях необходимости предоставления информации, оказания содействия (например, подтверждение сертификатов происхождения товара или транспортные документы, аудиты) или привлечения должностных лиц для содействия в таможенном контроле, осуществляемом за границей, или использования их в качестве экспертов и свидетелей. Таможенные органы соседствующих стран могут получить полномочия на проведение оценки и взимание таможенных пошлин и налогов от имени другого государства.

Приведено определение понятия "взаимная административная помощь" (ГЛ. 17), а именно:

1. Для целей настоящей главы под взаимной административной помощью понимаются действия таможенного органа одного государства - участника Таможенного союза, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства - участника Таможенного союза или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и предупреждения, пресечения, расследования нарушений таможенного законодательства Таможенного союза.

2. Взаимная административная помощь включает в себя:

- обмен информацией между таможенными органами государств - участников Таможенного союза;

- взаимное признание решений, принятых таможенными органами;

- совместное проведение отдельных форм таможенного контроля.

Обмен информацией между таможенными органами государств - участников Таможенного союза производится в соответствии с международными договорами государств - участников Таможенного союза, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий".

Взаимное признание решений, принятых таможенными органами

Решения таможенных органов, принятые при совершении таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза либо вывозимых за ее пределы, находящихся под таможенным контролем, перевозимых по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, временного хранящихся, а также при проведении таможенного контроля, взаимно признаются таможенными органами государств - участников Таможенного союза и имеют равную юридическую силу на таможенной территории Таможенного союза".

Совместное проведение отдельных форм таможенного контроля

1. Таможенные органы государств - участников Таможенного союза в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза могут совместно проводить отдельные формы таможенного контроля на таможенной территории Таможенного союза.

2. Таможенные органы государств - участников Таможенного союза вправе совместно проводить следующие формы таможенного контроля:

1) проверка документов и сведений;

2) таможенное наблюдение;

3) таможенный осмотр;

4) таможенный досмотр.

3. Порядок совместного проведения отдельных форм таможенного контроля на таможенной территории Таможенного союза определяется решением Комиссии Таможенного союза.

4. В целях предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза таможенный орган одного из государств - участников Таможенного союза вправе направить запрос в таможенный орган другого государства - участника Таможенного союза для проведения отдельных форм таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, или лиц, их перемещающих, в порядке и на условиях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза".

Приведены конкретные формы таможенного контроля, приведенные в соответствие с положениями Конвенции Киото, в которых конкретизируются наиболее распространенные меры таможенного контроля, содействующие мировой торговле и ускоряющие ее:

1. Документальная проверка. Она дает информацию о перемещениях товаров, их соответствии профилю риска, возможность проведения предварительного отбора для проверки объектов, требующих особого внимания, а также помощь сотруднику таможенного органа в принятии решения по выпуску товара.

Существуют следующие разновидности документальной проверки:

- проверка документов, представленных до подачи таможенной декларации;

- проверка таможенной декларации и сопутствующей документации;

- проверка прочих документов;

- проверка документов в соответствии с упрощенными процедурами.

Проверка документов осуществляется для того, чтобы получить информацию о передвижениях товаров. Данная информация позволяет провести проверку с целью соблюдения и соответствия профиля риска. Представление документов до ввоза или вывоза товаров и транспортных средств позволяет провести предварительный отбор для проверки. Это также позволяет таможенному органу принять решение по выпуску товаров и транспортных средств до их фактического прибытия на таможенную территорию. Информация, содержащаяся в документах и сравниваемая с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, может помочь в определении объекта особого внимания при осуществлении таможенного контроля.

2. Физический досмотр. Он предпринимается в целях определения фактического соответствия характеристик товара, транспортного средства и осуществляемых с ними действий данным, указанным в прилагающейся документации. Физический досмотр должен проводиться в максимально короткие сроки. Уровень и характер физического досмотра определяются исходя из имеющейся информации, полученной в ходе осуществления документальной проверки.

Существуют два уровня проведения физического досмотра:

- общая проверка;

- детальный (подробный) досмотр.

3. Идентификация товаров.

4. Таможенный контроль физических лиц состоит в проверке личности, сопровождающей багаж, и при необходимости в личном досмотре. Проверка лица, путешествующего морским или воздушным транспортом, облегчается использованием системы "зеленого" и "красного" коридоров. Проверка пассажиров, использующих "красный" коридор, осуществляется выборочно с применением технических приемов управления рисками. Личный досмотр должен проводиться только в исключительных случаях, когда лицо определяется как риск высокого уровня и имеются основания для подозрения в таможенном правонарушении.

Особо нужно обратить внимание на меры таможенного контроля, основанного на аудите, потому что они отсутствуют в Таможенном кодексе Российской Федерации. Для управления увеличивающимся объемом международной торговли и оказания содействия участникам внешнеторговой деятельности таможенные органы во все возрастающей степени полагаются на коммерческие системы участников торговли, используемые для целей таможенного контроля. Методы контроля могут варьироваться от просто аудита, проводимого после завершения таможенных процедур, до проведения участником торговли самоконтроля. Применение контроля, основанного на аудите, не мешает проведению физического досмотра товаров.

Аудит, проводимый после выполнения таможенных формальностей, имеет свои особенности. Этот подход в организации таможенного контроля является эффективным средством его проведения, так как дает более ясную и всеобъемлющую картину сделок, поскольку они отражены в бухгалтерских книгах и учетных записях участников внешнеторговой деятельности. Одновременно они позволяют таможенным органам оказывать добросовестным участникам внешнеторговой деятельности содействие в форме упрощенного порядка выполнения таможенных формальностей.

В проекте Таможенного кодекса Таможенного союза предлагается 12 форм таможенного контроля, в частности:

1. Проверка документов и сведений.

2. Устный опрос.

3. Получение объяснений.

4. Таможенное наблюдение.

5. Таможенный осмотр.

6. Таможенный досмотр.

7. Личный таможенный досмотр.

8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

9. Таможенный осмотр помещений и территорий.

10. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем.

11. Проверка системы учета товаров и отчетности по ним.

12. Таможенная проверка.

Как видим, есть изменения по сравнению с Таможенным кодексом ТС, в котором есть 12 форм таможенного контроля. В то же время в проекте Таможенного кодекса Таможенного союза есть гл. 17, которая определяет таможенный контроль на основе аудита.

Несколько слов о таможенном сопровождении. Мы как-то привыкли к этому понятию. Однако, на мой взгляд, таможенное сопровождение - это тоже одна из форм таможенного контроля, которая одновременно является процедурой обеспечения сохранности товара.

Таможенный контроль - один из важнейших институтов таможенного права, осуществляемый таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Субъектами таможенного контроля являются должностные лица таможенных органов, лица, оказывающие содействие в проведении таможенного контроля (эксперты, специалисты и понятые), а также лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ и оказывающие им договорные услуги (таможенный перевозчик, таможенный брокер, владелец склада).

Правовые основы таможенного контроля непосредственно описаны и закреплены в Таможенном кодексе ТС - обязательность таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, обязательность их декларирования (ст. 150 ТК ТС), запрет пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска не иначе как в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом ТС.

В условиях развивающихся в России рыночных отношений требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

В отношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка автотранспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств не ограничивается только проверкой (формами контроля). Таможенный контроль это еще и статус товаров и транспортных средств. За нарушение указанных условий и ограничений лица несут ответственность в соответствии с уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

В заключение остановимся на методологии таможенного контроля и его содержании в проекте Таможенного кодекса Таможенного союза.

Метод таможенного контроля - совокупность приемов и способов его осуществления. Среди методов таможенного контроля исходя из предписаний проекта Кодекса необходимо выделить:

- таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт;

- таможенный контроль, осуществляемый в процессе движения транспортного средства;

- сплошной таможенный контроль.

На практике различают следующие виды таможенного контроля: таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств.

В зависимости от вида транспортных средств контроль подразделяется на:

1) таможенный контроль морских судов;

2) таможенный контроль речных судов;

3) таможенный контроль железнодорожных составов;

4) таможенный контроль воздушных судов;

5) таможенный контроль автотранспортных средств.

Применительно к таможенному контролю товаров различают таможенный контроль:

- импортных (ввозимых);

- экспортных (вывозимых) и

- транзитных товаров.

Поскольку при осуществлении таможенного контроля большое значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа.

Нормы проекта Кодекса предполагают, что таможенный контроль может быть однократным или повторным.

Объектами таможенного контроля являются:

- товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, в том числе в международных почтовых отправлениях, в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, ручной клади;

- таможенная декларация и другие документы, содержащие информацию о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

- деятельность таможенного представителя (брокера по-старому), таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли по соблюдению таможенного законодательства;

- соблюдение ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных таможенным законодательством России;

- уплата таможенных пошлин, налогов.

В целях повышения эффективности таможенного контроля проект Кодекса предусматривает применение технических средств, которые должны быть безопасными для жизни и здоровья человека.

Технические средства таможенного контроля применяются:

1) для проверки подлинности документов и атрибутов таможенного обеспечения;

2) для дистанционного получения информации о содержимом объектов таможенного контроля, поиска и обнаружения контрабанды;

3) для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: