Билет 56. Пробелы в законодательстве: понятие и способы их восполнение

Пробел в законодательстве — это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Правоприменитель сталкивается с тем, что нормы необходимой для урегулирования сложившейся ситуации нет. Это явление имеет объективный характер (законодательство статично, а общественные отношения динамичны).
В зависимости от времени существования, пробелы делятся на:

* Предварительные — существующие на момент принятия нормы.

* Последующие — возникают после издания соответствующей нормы.
В зависимости от реальности, пробелы делятся на:
* Подлинные — которые действительно существуют.
* Мнимые — которые реально не существуют.
Существует несколько путей борьбы с пробелами в законодательстве:
1. Своевременное законотворчество.
2. Аналогия закона — это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приёма заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. В гражданском праве, для применения аналогии закона недостаточно отсутствие нормы, необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота.
3. Аналогия права — это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Чтобы применить аналогию права необходимо два условия: 1) пробел 2) отсутствие сходной нормы.

Билет 57. Толкование норм права: понятие и виды.

Толкование норм права — это особый мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм. Толкование, это не обычный мыслительный процесс, а деятельность, процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента:
* Уяснение — процесс понимания содержания норм «для себя».
* Разъяснение — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.
Особенности:
1. Толкование связано с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов.
2. Выступает необходимым условием правового регулирования.
3. В установленных законом случаях толкование осуществляется компетентными государственными органами.
4. Результаты толкования, могут закрепляться в специальных правовых (интерпретационных) актах.
Признаки, обусловливающие толкование норм права:
1. Общественные отношения динамичны, а правовые нормы статичны, поэтому иногда требуется применять старую норму в новых условиях.
2. Юридические нормы абстрактны, а отношения, которые они регулируют, всегда конкретны, поэтому правоприменитель должен определить — подходит ли норма к отношениям.
3. Нормы могут содержать изъяны, в силу низкой юридической техники.
4. Многозначность юридических терминов, которые используются в правовой норме.
Виды толкования норм права по объёму и юридической силе результатов толкования
В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяют:
1. Официальное — такое разъяснение, которое является обязательным для всех субъектов, к которым оно обращено.
2. Неофициальное — такое толкование, которое не обязательно для использования.
Официальное толкование также подразделяется на виды в зависимости от наличия в результатах толкования юридических норм:
1. Нормативное — официальное толкование, в результате которого издаются юридические нормы.
2. Казуальное — толкование, которое является обязательным лишь для конкретного данного случая.
Нормативное толкование, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от субъекта, его осуществившего:
1. Аутентичное — осуществляется органом, издавшим толкуемую норму.
2. Легальное — осуществляется органом, официально уполномоченным давать толкование.
Неофициальное толкование также имеет подвиды и может быть:
1. Обыденное — когда норма толкуется органом, не имеющим специальной юридической подготовки.
2. Компетентное (доктринальное) — когда толкование дают субъекты, обладающие профессиональной юридической подготовкой.
Для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с её текстуальным выражением, т.е. толкование по объёму. «Смысл» закона не всегда точно выражается в его «букве».
По объёму результатов толкования выделяют:
1. Буквальное — когда результат полностью совпадает с текстом толкуемой нормы.
2. Расширительное — когда результат толкования шире, чем текст толкуемой нормы (смысл толкования нормы шире, чем его изложение).
3. Ограничительное — когда результат толкования уже, чем текст толкуемой нормы.

Способы толкования норм права — это совокупность приёмов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.
Различают следующие способы толкования:
1. Языковой (грамматический) — содержание толкуемой нормы выясняется путём анализа текста на основе правил грамматики, правописания и т.д.
2. Систематический — помогает выявить содержание нормы на основе её анализа в системе других норм.

3. Исторический — содержание нормы уясняется при помощи анализа её исторического развития.
4. Телеологический — содержание нормы уясняется путём выяснения цели, с которой она была издана.
5. Специально-юридический — содержание нормы уясняется с помощью раскрытия специальных юридических терминов.

Билет 59. Акты толкования права.

Акт толкования – это один из видов правовых актов. Вопрос о юридической природе актов толкования тесно связан с проблемой сущности толкования, т.е. является ли это правотворческой деятельностью или это средство уяснения и разъяснения смысла существующей нормы права.

В литературе высказываются на этот счет различные мнения. Одни авторы склонны считать акты толкования одной из форм (источников) права; другие ученые утверждают, что таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права. На наш взгляд, предпочтительнее вторая точка зрения, поскольку многие акты толкования, хотя и являются нормативными (в смысле общеобязательными), исходят от субъектов, которым не предоставлено право нормотворчества (Верховный Суд РФ).

Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свой особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или письменным. Акт толкования – это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:

1. По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

2. По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального.

Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.

Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.

3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.

4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).

Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права;

уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: