Структура общения

В структурном отношении общение состоит из следующих составляющих: его субъект, объект, предмет, реагирование общающихся и способы на них воздействия.

Деятельность субъекта общения включает в себя три этапа:

1. На первом в результате потребности, обдумывания и рассуждения у него складывается внутренний общий план общения.

2. На втором из памяти субъекта извлекаются необходимые для его осуществления слова и словесные сочетания, происходит конструирование будущего высказывания или поведения с использованием не только вербальных средств выразительности.

3. Третий этап — это непосредственная коммуникация, во время которой субъект творит звучащую речь или использует внесловесные средства выразительности, или делает и то, и другое одновременно.

Деятельность объекта общения тоже состоит из трех этапов:

1. На первом объект воспринимает звучащую речь и используемые внесловесные средства выразительности, понимает и оценивает их.

2. Второй этап — это этап прогнозирования, во время которого у объекта на основе восприятия сигналов, поступивших от субъекта, рождается внутренний план вербального и невербального реагирования на них, возможные реплики, вопросы, уточнения, возражения.

3. Третий этап заключается в реагировании объекта на сигналы, поступившие от субъекта. На этом этапе субъект и объект меняются местами — объект становится субъектом, а субъект объектом коммуникации. Реагирование объекта может быть выражено вербальио, т.е. словами, которые содержат в себе его отношение к сигналам со стороны субъекта.

Оно также может быть выражено мимикой, подмигиванием, жестом, скрежетом зубами, «изданием подозрительных звуков», вибрацией колен… Оно может проявиться и в определенном действии объекта, в том числе в его свисте, опрокидывании им внеочередного стакана, ударе в солнечное сплетение…

Предмет общения — это то, о чем в нем идет речь. Он может носить постоянный характер, но чаще является переменной единицей. Предметом могут быть чувства, потребности, желания, цели, идеи или все то, что общающиеся считают необходимым, или что вызывается ситуативными моментами.

Реагирование — это сам процесс коммуникации, который в большей или меньшей степени носит динамичный характер и в котором субъект и объект поочередно меняются местами.

В структуру коммуникации входят и используемые ее участниками способы воздействия друг на друга. Они весьма различны и отличаются неодинаковой эффективностью. А она зависит от многих факторов, в том числе от особенностей ситуативного характера и уровня культуры общающихся.

Одни из них, например, в определенной среде воспринимаются как оскорбление или проявление агрессивности, а в другой рассматриваются как проявление дружеских чувств.

Чаще всего важнейшим элементом воздействия на объект являются обращенные к нему слова и словосочетания. Обычно они несут основную часть информации при взаимодействии между людьми.

Однако они бывают и недостаточно конкретными, уместными, точными и убедительными. Кроме того, значение слов общающимися не всегда воспринимается идентично, что может облегчить или затормозить коммуникацию или придать ей специфический характер, привести к недоразумениям и конфликтам.

Важными элементами воздействия при коммуникации являются жесты, поза, мимика, выражение глаз и другие средства внесловесной выразительности. Они, также как модуляция голоса общающихся, могут нести в себе определенную информацию, выражать те или иные чувства, оказывать влияние на характер и результативность общения.

Характер воздействия зависит и от особенностей индивидуального восприятия тех или иных выражений и высказываний, убеждений, установок, ценностных ориентиров, воспитания, образования, степени эмоциональности, уровня общей культуры, национальной принадлежности, пола общающихся.

При коммуникации используются и следующие способы психологического воздействия ее участников друг на друга:

1. Заражение, представляющее собой процесс перехода эмоционального состояния от одной личности к другой.

2. Суггестия (внушение) — это такое воздействие на индивида, которое сопровождается появлением у него, вопреки его сознанию и воле, определенного состояния, отношения, поведения или действия. Результатом суггестии может быть и совершение личностью того, что противоречит исповедуемым ею принципам и нравственным нормам.

3. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание другого человека путем обращения к его собственному критическому суждению.

4. Подражание проявляется в копировании человеком чужого поведения, поступков, движений и действий, в осознании и воспроизведении им демонстрируемого другим.

Когда субъект адресует объекту определенную информацию, коммуникацию между ними можно схематически представить так: ее субъект — его интерпретативная система — ее объект — его интерпретация и восприятие (понимание) информации.

Субъект стремится передать объекту свои чувства, идеи, желания эмоции, оценки и т.д. А для того, чтобы тот правильно их воспринял и истолковал, субъект использует определенную интерпретативную систему, которая включает в себя его словарный запас, интеллектуальный и культурный уровень, установки, убеждения, ценностные ориентиры, эмоциональное состояние, цели, различные особенности объекта.

Восприятие объектом обращенной к нему информации субъекта может быть неоднозначным. Чтобы проверить его правильность, объект использует свою интерпретативную систему, в которую входят его словарный состав, знание семантики слов, его интеллектуальный и культурный уровень, эмоциональное состояние, характер представления и степень знания объекта, вид отношения к нему.

Информация субъекта проходит через фильтр индивидуальной системы интерпретации объекта. А это приводит к тому, что информация субъекта может сильно отличаться от того, что воспринял и понял объект.

Чтобы восприятие и истолкование информации объектом было адекватным, необходимо действие системы активной обратной связи. С ее помощью объект может уточнить полученную информацию и проверить правильность своего ее восприятия.

Это дает возможность свести к минимуму неправильное восприятие и истолкование объектом информации, добиться взаимопонимания при общении. Тем не менее, возникновение непонимания между субъектом и объектом имеет место не так уж редко. Например, молодой человек, глядя на девушку, отмечает, что она достаточно привлекательна, и делает для себя вывод, что нужно с ней познакомиться.

Его интерпретативная система при этом отмечает: «Эта девушка соответствует моим представлениям о привлекательности. Обычно девушки мне не отказывают в знакомстве. Я неплохо выгляжу и как раз сейчас без пары. Я боюсь, но в моем предложении нет ничего предосудительного». После этого молодой человек начинает с девушкой коммуникацию:

— Может, сходим в кино в субботу вечером?

Девушка интерпретирует его слова через свою систему восприятия так: «Парням всегда нужно только одно. Надо быть настороже. Я слишком часто ошибалась и попадала впросак. Судя по его взгляду он нахал». Пропустив его предложение через свою интерпретативную систему, она делает из него неправильный вывод: «Он ждет, не дождется, как бы поскорее затащить меня в постель». Поэтому ее ответная реакция на его предложение негативная:

— Нет, спасибо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: