Методы ведения дискуссии

1. Можно предоставить дискуссию, самой себе и дать волю силам, движущим людьми в их взаимодействии, с целью посмотреть, что из этого выйдет, и лишь потом переходить к ведению дискуссии по определенным правилам. Такой прием можно использовать для того, чтобы ведущий, как и участники, смогли увидеть, насколько «зрелой» в дискуссионных делах является группа собравшихся дискутантов. Однако лучше следует с самого начала вести дискуссию по правилам и с использованием определенных методов. Эти правила и методы в значительной степени зависят от характера темы.

2. При обсуждении тем типа "да/нет" среди участников обычно находятся сторонники обоих мнений. В этом случае можно использовать такое средство, как формулирование тезисов. Ведущий просит по одному представителю от каждого лагеря ("да" или "нет"), чтобы они коротко, в тезисной форме, представили свою точку зрения и кратко обосновали ее.

3. Использование стендов и больших листов бумаги. Весьма полезно записывать основные пункты дискуссии на стенде или больших листах бумаги, прикрепленных к стене. Излишнее усердие может оказаться здесь неуместным. Записываться должны не все высказывания дискутирующих, о лишь выделенные ведущим самые важные, стержневые пункты, мнения, промежуточные результаты и вопросы.

4. Работа дискуссии может быть организована и в виде ролевой игры. В этом случае между участниками распределяются различные роли. Это могут быть, например, роли представителей различных социальных слоев, всевозможных государственных учреждений - милиции, врачей, учителей и т.п. И тогда участники озвучивают мнение по заданному вопросу с точки зрения выпавшей роли.

ПРАВИЛА ДИСКУССИИ

Чтобы дискуссия была успешной, она должна подчиняться определенным правилам.

Во-первых, дискуссия требует строгого распределения времени. Но каждое выступление в дискуссии отводится не более 3 минут. По истечении этого времени выступающему дается шанс кратко завершить свою мысль и аргументы, после чего он лишается слова. Для изложения мнения эксперта или программного выступления отводится от 5 до 15 минут.

Относительно их продолжительности следует заранее условиться с ведущим.

Участники могут запросить у ведущего до 5 минут, кратко указав соответствующие причины, ведущий в каждом случае принимает конкретное решение. Ведущему требуется колокольчик, с помощью которого он следит за соблюдением временного регламента, отмечая, когда срок выступления истекает.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

1. Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому

2. Не говорите "Вы не правы", а только - "Я с Вами не согласен"

3. Необходимо опираться на надежную фактическую базу

4. Желательно в начале выступления уточнить аргумент дискутанта, который вы хотите оспорить

5. Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б

6. Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления

7. Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут - с Вашими аргументами что-то не так

8. Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными

9. Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в "банальном" и "странном" содержится что-то ценное для общего хода дискуссии

10. Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре

11. Каждый имеет право на молчание


Приложение 2.

Таблица психологических особенностей подростков, которые необходимо учитывать при проведении занятий

Психологические особенности подростка Как они проявляются В поведении подростка Как учитываю в проведении занятий
1.Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей Подростки становятся обидчивы. Для них лучше ничего не сказать, чем сказать и ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление.  я избегаю оценок, говорю только о себе, своих чувствах;  принимаю подростков такими, какие они есть;  даю возможность высказаться каждому;  поддерживаю инициативу.  поощряю позитивное поведение
2.Реакция эмансипации – стремление высвободится из-под контроля, опеки взрослых, внешнеебунтарство, демонстративност В группе проявляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего.  использую демократический стиль руководства;  даю участникам право свободно высказывать свои мысли, говорить о своих чувствах;  занимаю равную позицию по отношению ко всем участникам;  отказываюсь от менторского тона, запретов, нотаций.
3.Потребность в доверительном общении Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными. Тяжело переживают, когда их перебивают, не дослушав.  общаюсь с участниками на равных, но не допускаю панибратства;  обращаюсь лично к каждому;  придерживаюсь правила конфиденциальности и правил групповой работы
4. Потребность в общении и дружбе, страх быть отвергнутым. Часто избегают общения из страха «не понравиться». Поэтому многие не могут сформировать глубокие межличностные отношения.  я не только поощряю, но и способствую неформальному общению между участниками группы;  поддерживаю, подбадриваю неуверенных в себе;  в план тренинга ввожу дискуссии о любви и дружбе
5. Стремление быть принятым в своей социальной роли и статусе; потребность быть идентифицированным со сверстниками,обладающими значимыми качествами Возможно ярко выраженное стремление к эпатажности, приукрашивание своих «подвигов», как социально-приемлемых, так и наоборот. Могут не выражать свое мнение, если оно расходится с мнением группы. Болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.  я разбиваю «могучие кучки» (например, делю группу на пары так, чтобы в одной паре оказался участник «могучей кучки» и участник, в нее не входящий;  могу дать домашнее задание, которое требует взаимодействия, возможно даже вне группы (например, прошу провести социологический опрос);  если реальные или надуманные различия (социальный статус, статус подростковой культуры, возраст и пр.) начинают мешать работе, обсуждаю этот момент с группой.
6. Склонность к риску, острым ощущениям. Не умеют адекватно оценивать свои силы. Не думают о своей безопасности.  использую упражнения, направленные на отработку навыков адекватного реагирования в трудных ситуациях общения и в ситуациях снятия стресса;  демонстрирую уверенное, спокойное поведение.
7. Подверженность влиянию со стороны сверстников. Боязнь твердо выразить свое мнение и оказаться «белой вороной». Могут не иметь своего мнения и не обладать навыками самостоятельного принятия решений  я использую ролевые игры, направленные на выработку навыков принятия самостоятельных решений и умения сказать «нет»;  поощряю желание участников группы делиться полученной на тренинге информацией со своими сверстниками
8. Низкая устойчивость к стрессам Могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно  провожу дискуссию о способах реагирования в стрессовых ситуациях

Основные взгляды, характерные для подростков в рассматриваемой нами проблеме:

Лет

По отношению к наркотикам формируются 3 группы:

1. «употребляющие и сочувствующие» - интересуют вопросы, связанные со снижением риска, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.

Активные сторонники употребления наркотиков ведут «работу» по расширению своих рядов за счет ребят, не определивших своего отношения к наркотикам

2. «Радикальные противники» - «сам никогда не буду и не дам гибнуть другие». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности оказываются в подростковой среде «белыми воронами». У них начинает зреть осознанный протест против сложившейся ситуации. Они готовы активно противодействовать распространению наркотиков, прежде всего в своей среде. Но часто их действия основаны на эмоциях, бессистемны и далеко не всегда безопасны.

3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей. Таким образом, если это отношение не сформирует здоровая, благополучная, защищенная социальная среда, то его вполне возможно сформирует наркогенная субкультура.

Стратегии общения:

 Имеет смысл использовать ролевые игры и упражнения (а не наставления), которые научат, как противостоять давлению сверстников, помогут в выработке необходимых навыков ответственного поведения и покажут необходимость и важность здорового образа жизни и соблюдения моральных норм (дополнительные материалы для проведения занятий в тренингвой форме вы сможете получить на сайте www.vvb.spb.ru)

 Обучать подростков навыкам правильной передачи информации оздоровом образе жизни их сверстникам, друзьям, знакомым.

 Лучше всего построить проведение занятий и обучение по теме профилактика зависимостей так, чтобы оно заинтересовало, вызвало вопросы и активное обсуждение.

Чего не следует допускать, работая в области профилактики зависимости от психоактивных веществ:

 Использование тактики запугивания

 Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления ПАВ при описании их воздействия

 Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы

 Переизбыток информации о воздействии ПАВ (есть опасность, что данная информация может выступать провоцирующим фактором, нежели, чем защищающим).

Навыки и знания, которыми должен обладать ведущий для эффективной работы с группой по теме: «Профилактика зависимостей»

Итак, что же важно знать:

 Наличие достоверной информации в области профилактики зависимости от ПАВ.

 Знание особенностей подросткового и юношеского возраста

 Принимать во внимание мнения и точки зрения других людей, даже,

если она противоположна Вашей.

 Уметь внимательно выслушать и понять собеседника.

 Уметь задавать вопросы и говорить на понятном языке, давать четкие и понятные инструкции

 Удерживать дискуссии в нужном русле

 Уметь наблюдать за каждым участников и за группой в целом

 Умение активизировать пассивных участников и занять, направить на благо группы слишком активных.

Чтобы подбодрить особо тихих участников:

 Попробуйте задавать им простые вопросы

 Ответ на вопрос спрашивайте по кругу, когда ответить должен каждый

 Поддерживайте инициативу

 Вовлекайте в работу по порам, чтобы им приходилось делиться ответственностью за ответ в группе

 В ролевой группе давайте им доминирующие роли

 Постарайтесь посадить их рядом с активными участниками. В групповом процессе часто возникают проблемные ситуации, причинами могут быть: нарушение конфиденциальности, образование группировок, привлечение к себе внимания (позерство), сопротивление, споры.

Нарушение конфиденциальности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: