Лекция методика проведения и организации семинарских занятий по правовым дисциплинам

Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучений определенного раздела предусмот­ренных учебно-тематическим планом проблем дисциплины.

Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и препода­вателя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проб­лемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе. Особенность семинарского занятия - возможность равноправ­ного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рас­сматриваемых вопросов. Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей, читающих лек­ции и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждае­мой научной проблемы.

По своему назначению семинарское занятие, в процессе кото­рого обсуждается та или иная научная проблема, способствует:

• углубленному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний;

• отработке методологии и методических приемов познания;

• выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов;

• приобретению навыков использования научных знаний в практи­ческой деятельности.

• выработке умения кратко, аргументированно и ясно излагать обсуждаемые вопросы;

• осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.

По методике проведения семинарское занятие представляет собой обсуждение, дискуссию в пределах обсуждаемой проблемы. Обсуждение должно носить творческий характер с четкой и убедительной аргументацией. Дискуссия помогает участникам семинара приобрести более совершенные знания, проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа социально-экономических процессов.

По своей структуре семинар начинается со вступительного слова преподавателя, в котором кратко излагаются место и значение обсуждаемой темы в данной дисциплине, напоминаются порядок и направления ее обсуждения, конкретизируется ранее известный обучающимся план проведения занятия. После этого начинается процесс обсуждения вопросов обучающимися. Завершается занятие заключительным словом преподавателя. Учитывая непродолжительное время, отводимое учебным планом на проведение семинаров (1 час 20 минут - 2 часа), следует определять длительность вступительного и заключительного слова преподавателя.

Проведение семинарских занятий в рамках учебной группы (до 15 человек) позволяет обеспечить активное участие в обсуждении проблемы всех присутствующих. Задача преподавателя - не обойти вниманием пассивных участников семинара, вовлекая их в ход обсуждения дополнительными вопросами, помогающими раскрыть содержание обсуждаемой темы.

По ходу обсуждения темы преподаватель может напомнить, что изучение теории должно быть связано с определением (выработ­кой) средств, путей применения теоретических положений в практичес­кой деятельности, например, при выполнении функций государствен­ного служащего. В то же время важно не свести обсуждение научной проблемы только к пересказу случаев из практики работы, к критике имеющих место недостатков. Преподаватель не должен допускать выступления «общего порядка», не связанные с обсуждаемой на семи­наре темой. Эти действия преподавателя имеют важное значение: учат дисциплине ума, умению выступать по существу, мыслить логически, выделяя главное, критически оценивая предыдущие выступления участников семинара.

В процессе проведения семинара преподаватель и обучающие­ся могут использовать разнообразные по своей форме и характеру по­собия (от доски с мелом до самых современных технических средств), демонстрируя фактический, в том числе статистический, материал, убедительно подтверждающий теоретические выводы и положения.

Как показывает практика, весьма эффективным способом овладения материалом служит использование на семинаре таких форм обучения, как решение задач, анализ статистического материала, рассмотрение разного рода ситуаций.

Заключительное слово преподавателя зависит от1 уровня проведения семинара, подготовленности и активности его участников. Оно может быть фрагментарным, указывающим на слабо усвоенные стороны обсуждаемой проблемы, или логически кратко воспроизводя­щим все важнейшие вопросы темы. Последнее следует использовать в том случае, если у преподавателя сложится впечатление, что обучаю­щиеся не представляют отдельные разделы темы как взаимосвязанные составные части единой проблемы. Важно отметить, по результатам работы семинара, что хорошо усвоено, а над чем следует допол­нительно поработать.

В целях эффективности семинарских занятий необходима обстоятельная подготовка к их проведению как со стороны кафедры и преподавателей, так и обучающихся. Кафедра в начале семестра (учебного года) должна обеспечить обучающихся методическими материала­ми для своевременной подготовки их к активным формам занятий, в том числе и к семинарам. Во время лекций, связанных с темой семи­нарского занятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что необходимо дополнительно изучить при подготовке к семинару (новые официальные документы, статьи в периодических журналах, вновь вышедшие монографии и т.д.).

Эффективность семинарского занятия зависит также и от уме­ния преподавателя обеспечить логическое развитие обсуждения проб­лемы, вовлечения всех обучающихся в процесс активного обсуждения; темы. При этом многое зависит от учета преподавателем состава участ­ников семинара, уровня их подготовки в области данной науки, их интересов. Решающим условием результативности семинара является самостоятельная работа обучающихся, полнота их подготовки к занятию, степень изучения не только лекционного материала, но и рекомендованной учебной и научной литературы.

Практическое занятие (в том числе с использованием компьютера)

Практическое занятие — активная форма учебного процесса, дополняющая теоретический курс или лекционную часть учебной дис­циплины и призванная помочь обучающимся освоиться в «простран­стве» (тематике) дисциплины, самостоятельно пооперировать теоретик ческими знаниями на конкретном учебном материале.

Продолжительность одного практического занятия - от 2 до 4 академических часов. Общая доля практических занятий в учебном времени на дисциплину - от 10 до 20 процентов (при условии, что все активные формы займут в учебном времени на дисциплину от 40 до 60 процентов). В теоретических дисциплинах доля практических занятий ниже, в прикладных - выше

Для практического занятия в качестве темы выбирается обыч­но такая учебная задача, которая предполагает не существенные эври­стические и аналитические напряжения и продвижения, а потребность обучающегося «потрогать» материал, опознать в конкретном то общее, о чем говорилось в лекции.

Перед проведением занятия должен быть подготовлен специ­альный материал - тот объект, которым обучающиеся станут опери­ровать, активизируя свои теоретические (общие) знания и тем самым приобретая навыки выработки уверенных суждений и осуществления конкретных действий.

Материал к практическому занятию должен быть учебно-препарирован, т.е. разумно упрощен, или в сложном объекте должна быть умело выделена составная часть (сторона, узел), важная и посиль­ная для практического обучающего оперирования.

В дисциплинах, изучающих сравнительно быстро меняющуюся общественную практику, следует предусмотреть своевременное обнов­ление материала для практических занятий. При этом может модифи­цироваться и тема практического занятия, например, «Изменения в Трудовом кодексе». В этом случае обучающиеся знакомятся с различ­ными вариантами нормативного документа (которыми они должны быть обеспечены), находят отличия и делают соответствующие выводы о современном состоянии законодательства

Готовя материал к практическому занятию, следует просле­дить, чтобы он не был загроможден излишними подробностями, но со­держал все необходимое и достаточное для выполнения учебной задачи.

Действия преподавателя

Преподаватель должен раздать каждому материал к занятию и убедиться, что у всех обучающихся есть возможность выполнять его самостоятельно. Затем должна быть объяснена задача занятия, из которого должно быть ясно, что списывание и слепое копирование действий соседа не имеет ни малейшего смысла; вопросами соседа отвлекать не следует, лучше спрашивать преподавателя: для того он и находится в аудитории, чтобы «сопровождать» практикующихся.

Особо следует подчеркнуть, что спешка абсолютно неуместна. Главное - не завершить задание к концу занятия во что бы то ни стало (как на контрольной), а шаг за шагом сознательно и все понимая продвинуться как можно дальше. Надо посеять уверенность, что если нормально трудиться, задание будет сделано до конца.

Преподаватель должен проследить, чтобы никто не отчаялся в самом начале и не перестал работать. Нужно приходить на помощь, если надо, «протащить» обучающегося часть пути, пока он не приобретет нужную уверенность. Необходимо создать атмосферу безпроблемного оперативного обращения к преподавателю за советом и разъяснением. Не следует пресекать взаимного консультирования. Нужно только следить, чтобы оно не отключало кого-либо от самостоятельности в практическом занятии. Бывает, что обучающиеся начинают делать задание маленькой группой (3-4 человека). Надо проследить, чтобы в таких группах не довлел лидер, активность которого «отключает» остальных. Возможная функция преподавателя (если на него временно «нет спроса») - наблюдать, как обучающийся делает задание, узнать и понять, как он при этом рассуждает.

В конце занятия полезно отметить удачи (это бодрит и укрепляет уверенность). Тем, кто не успел завершить задачу, можно посоветовать доделать ее дома или после занятий. Целесообразно дать некоторые направляющие рекомендации на случай, если на практике задача будет усложнена дополнительными параметрами.

Количество человек в группе - 10-12 на одного преподавателя. Если один преподаватель должен будет вести практическое занятие с группой из 20-25 человек, качество работы не будет обеспечено, эффект будет пониженный.

Материал для практического занятия лучше раздать обучающимся заранее, чтобы у них была возможность просмотреть его. При использовании компьютера надо убедиться, что обучающиеся умеют им пользоваться. На всякий случай стоит приготовить материал и на бумажном носителе.

Условия должны быть такими, чтобы каждый мог работать самостоятельно от начала до конца. В аудитории должны быть «под рукой» необходимые справочники и тексты законов и нормативных актов по тематике занятия. Чтобы сделать практическое занятие максимально эффективным, надо выбирать интересные и практически важные темы.

Контрольные вопросы

1) Назовите отличительные черты семинарских занятий.

2) Охарактеризуйте виды семинарских занятий.

3) Какие методы могут применяться для проведения семинарских занятий?

4) Какие технологии могут использоваться при проведении семинарских занятий в процессе обучения праву?

ЛЕКЦИЯ ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ, СПЛОЧЕНИЯ И СНЯТИЯ УСТАЛОСТИ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ.

Психогимнастические упражнения – упражнения, направленные на изменение состояния учебной группы как целого, так и отдельных ее участников

Модификации и предназначение заключается в том, что:

1. Упражнения, направленные на создание работоспособности. Позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые бы позволяли успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане.

2. Упражнения, направленные на содержательную сторону работы (упражнения содержательного плана). Установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей, сопереживание. Передача и прием информации. Умение слушать.

3. Упражнения для получения личностной обратной связи. Позитивная обратная связь является отличным средством стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создает позитивный эмоциональный фон в учебной группе.

Алгоритм использования психогимнастических упражнений представляет собой выполнение следующих требований:

1. Инструктирование.

2. Выполнение упражнения.

3. Обсуждение.

4. Мостик к проблеме.

К преимущества данного метода относят такие как:

· Повышение внимания и интереса обучающихся к излагаемому материалу;

· Снятие напряжения, утомления, усталости;

· Рост групповой сплоченности;

· Прекрасная возможность размять как мышцы, так и внимание, память, творческую активность;

· В результате применения психогимнастических упражнений могут происходить положительные изменения в состоянии учебной группы как целого, так и отдельных ее участников, а также в ряде случаев может быть получен материал, осознание и обсуждение которого позволит продвигаться вперед в содержательном плане.

Рекомендации по использованию психогимнастических упражнений в учебном процессе сводятся к следующим:

1. Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, лаконичности инструкции. Нельзя инструктировать дольше, чем длится само упражнение. Целесообразно продемонстрировать, как оно должно выполняться. Приступать к выполнению упражнения следует только тогда, когда преподаватель убедился, что все поняли инструкцию и знают, что и как делать.

2. Выбор психогимнастического упражнения зависит от времени дня: в начале дня целесообразно проводить упр-я, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу, которые помогают мобилизовать внимание, память, интеллектуальную активность. Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие снизить усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки.

3. Этап развития группы: чем сплоченнее, непринужденней чувствует себя группа, тем рискованнее, смелее могут быть упражнения (физический контакт, закрытые глаза).

4. Характер обсуждения упражнения, вопросы преподавателя после его завершения будут зависеть от того, на что оно было направлено. Правило: чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение. Если упражнение рассчитано, прежде всего, на изменение состояния группы, то обсуждение должно быть кратким, задаются вопросы следующего характера: «Как вы себя чувствуете?», «Какое у вас настроение сейчас?» или «Я вижу, что все улыбаются, по-видимому, настроение хорошее, можно продолжать работу».

5. Требования к группам: не менее восьми человек, не более двадцати.

6. Требования к организации пространства: в зависимости от цели и характера упражнения. Как правило, требуется больше пространства для активности и свободного передвижения участников. Кресла должны быть не закреплены.

7. Упражнение стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от него достигает максимума и еще не начинает снижаться.

Контрольные вопросы

1) Каковы цели и задачи психогимнастических упражнения?

2) Назовите алгоритм проведения психогимнастических упражнений.

3) Какова роль психогимнастических упражнений?

4) Назовите достоинства и недостатки психогимнастических упражнений.

ЛЕКЦИЯ МОДЕРАЦИЯ ИФАСИЛИТАЦИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Модерация – метод групповой работы, позволяющий выработать новое понятие с едиными критериями, одинаково понимаемыми и принимаемыми каждым участником учебного процесса. Модерация позволяет мыслительные процессы, обычно скрытые от внешнего наблюдателя, сделать наглядными и внешне наблюдаемыми. Благодаря модерации становится возможным свернутый во времени процесс мышления развернуть и представить его в виде последовательности этапов, что очень важно в обучении.

Результаты и эффекты, получаемые от использования модерации.

Учебная группа вырабатывает понятие, которое все понимают и все принимают – формируется общий язык, понятный для каждого. Таким образом, модерация позволяет легко и непринужденно вводить неоднозначные термины и постулаты, которые потенциально провоцируют спор.

Алгоритм модерации заключается в следующем:

1. Организация пространства, участников.

2. Инструкция, выдача вспомогательного материала.

3. Индивидуальная работа в малых группах.

4. Выбор «спикера».

5. Презентация.

6. Подведение итогов: классификация полученных результатов.

Фасилитация – метод активизации познавательной деятельности, применяемый для структурированного и интенсивного сбора мнений участников по определенному локальному вопросу, служащий введением в новую тему.

Фасилитация используется обычно в начале новой темы перед лекцией и позволяет преподавателю стимулировать познавательную активность участников учебного процесса.

Контрольные вопросы

1) Каковы цели и задачи модерация и фасилитация как интерактивная форма проведения занятия по правовым дисциплинам?

2) Дайте понятие, и назовите особенности данных форм

3) Назовите алгоритм проведения занятия.

4) Каковы достоинства и недостатки данных форм организации и проведения занятия.

ЛЕКЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРАВУ

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это одна из форм обучения. Информационные технологии в ДО являются ведущим средством.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

· среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

· методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет:

· снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

· проводить обучение большого количества человек;

· повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

· создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Формы организации дистанционных занятий

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии)...

Телеприсутствие: Существует много различных способов дистанционного обучения. Например дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. При этом у обучаемого создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.

Контрольные вопросы

1) Дайте определение и назовите отличительные черты дистанционного обучения

2) Назовите формы дистанционного обучения

3) Выделите достоинства и недостатки дистанционного обучения\

ЛЕКЦИЯ ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Текущий контроль - контроль самостоятельной работы обучающихся по изучению учебных материалов.

Текущий контроль осуществляется в процессе изучения дисциплины и проводится в сроки, определенные календарным планом по данной дисциплине. Цель текущего контроля - проверить степень и качество усвоения изучаемого материала, определить необходимость введения изменений в содержание и методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа обучающегося над изучаемым материалом: полнота выполнения заданий, уровень усвоения учебных материалов по отдельным разделам дисциплины, работа с дополнительной литературой, умения и навыки индивидуальных и групповых презентаций, овладение практическими навыками аналитической, исследовательской работы, финансовых расчетов и др. Форматекущего контроля - устная или письменная. Так, к видам текущего контроля относят:

• индивидуальный или групповой опрос;

• контрольная работа;

• индивидуальная или групповая презентация (представление выполненного задания);

• анализ деловых ситуаций (анализ ситуации, данной текстового, графического, видеофильма или устного м.пци. t анализ вариантов решения проблемы, выбор оптим- варианта);

• расчетные задания.

• тесты множественного выбора;

• подготовка эссе;

• деловые игры;

• компьютерные практикумы;

• защита выполненных заданий или работ;

• другие.

Промежуточный контроль - зачет или экзамен в устной или письменной форме по части изучаемой дисциплины в середине семестра (9-я неделя семестра).

Итоговый контроль - контроль знаний и умений обучающихся непосредственно после завершения курса по дисциплине в форме зачета или экзамена

Промежуточная аттестация — зачет или экзамен в устной или письменной форме при наличии положительной оценки текущего контроля по изучаемой дисциплине, а также преддипломная практика.

Итоговая аттестация - государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы бакалавра или специалиста.

Промежуточный и итоговый контроль может проводиться в виде зачетов, экзаменов, контрольных, лабораторных, практических работ, проектов и др. Промежуточный контроль преследует цель оценить работу обучающегося за период ее изучения, полученные им теоретические знания, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач. На экзамене или зачете могут быть использованы вопросы-эссе. Они представляют собой письменную работу, выполняемую обучающимися во внеаудиторное время, объемом 4-5 страниц машинописного текста. Целью этой работы является формирование навыков реферирования полученной по данной дисциплине информации, краткое аннотированное изложение основных положений конкретной темы дисциплины. Вопросы-эссе формулируются таким образом, чтобы ни в учебнике, ни в лекциях по данной дисциплине не содержался прямой ответ. Для написания эссе обучающиеся должны просмотреть весь полученный материал, проработать дополнительны е рекомендованные источники, обобщить информацию и изложить ее в кратком виде. Одновременно с формулированием вопросов преподавателю следует сформулировать критерии правильного ответа, то есть, решить, какой ответ будет считаться правильным, полным и достаточным.

Содержание итогового контроля соответствует программе дисциплины, равномерно охватывая все ее разделы. Используются различные типы вопросов (множественного выбора, открытые, расчетные задания). Тестирование остаточных знаний по дисциплине проводится не ранее, чем через год после завершения курса по данной дисциплине. Содержание тестов должно соответствовать стандарту по данной дисциплине, охватывая все дидактические единицы.

Промежуточные и итоговые экзамены (зачеты) сдаются в периоды, предусмотренные графиком учебного процесса в учебных планах. При промежуточном контроле обучающиеся сдают в течение учебного года установленное количество экзаменов и зачетов. Обучающиеся, не сдавшие промежуточный зачет или экзамен, допус­каются к итоговому зачету или экзамену. Однако результат промежу­точной аттестации определяется только после сдачи промежуточного и итогового экзаменов в установленные сроки сессии с учетом текущей работы в семестре.

Контрольные вопросы

1. Каковы цели и задачи контроля знаний обучающихся?

2. В чем заключается сущность текущего контроля?

3. Назовите особенности промежуточного и итогового контроля.

4. В чем заключается сущность промежуточной аттестации?

5. Назовите виды контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: