Развитие идей Файоля в трудах его последователей

Основными последователями Файоля, развивавшими и углублявшими его учение, являются Л.Урвик, М.Вебер, Г.Черч, Дж. Муни и А.Рейли.

Урвик разработал принципы построения формальной организации, которые актуальны и в наши дни:

- соответствие людей структуре, т.е. вначале следует разработать структуру, а затем приступить к подбору кадров;

- создание специального и «генерального» штабов. Основной функцией специального штаба должна быть разработка рекомендаций для руководителя. Задачей «генерального» штаба является подготовка и передача приказов руководителя, контроль и координация текущей работы;

- сопоставимость прав и ответственности, т.е. любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности;

- диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиненных руководителю). Диапазон контроля находится в сильной зависимости от личных качеств и способностей руководителя, поэтому он не может быть жестко регламентирован. Рекомендованная Урвиком норма управляемости составляет 5-6 человек;

- специализация. Урвик выделял три типа специализации работников управленческого труда: по цели, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географическому признаку;

- определенность. Для обеспечения определенности в деятельности организации необходимо, чтобы по каждой должности были в письменном виде определены права, обязанности и отвественость (прототип современных должностных инструкций).

Другим видным представителем классической школы является Макс Вебер, который основное внимание уделял проблемам лидерства и структуры власти в организации.

Вебер различает три типа организаций, в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель:

1. Харизматический – организацию возглавляет руководитель с исключительно привлекательными личностными качествами;

2. Традиционный – в случае смены руководителя все работники по традиции подчиняются новому человеку, заменившему прежнего лидера;

3. Идеальный (бюрократический) – основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.

Вебер считал, что только бюрократический тип организации в состоянии обеспечить максимальную эффективность производства. Именно этот тип организации занимает особое место в его исследованиях. Результаты своих исследований он изложил в работе «Теория социально-экономической организации».

Вебер сформулировал принципы построения идеальной организации:

- Вся деятельность организации должна быть расчленена на простейшие операции, каждая из которых формально закрепляется за конкретным подразделением;

- Каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, основанной на принципе иерархии;

- Наличие четких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок работы и ответственность каждого члена организации;

- Справедливое отношение к клиентам и подчиненным;

- Определенная кадровая политика, обеспечивающая стимулирование работников. «Каждый работник должен занимать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью и должен быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по служебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности его работы в организации или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулирование необходимо производить с помощью системы заработной платы, продвижения по службе, установления пенсий. На материальное вознаграждение не должна оказывать влияния личная жизнь работников»;

- Четкая система контроля и санкций.

В отличие от Вебера, Черч основное внимание уделял изучению проблем управления производством. В своей работе «Наука и практика управления», перевод которой был впервые издан в СССР в 1927 г. в сокращенном варианте под названием «Основы управления производством», Черч подразделяет весь производственный процесс на пять функций. К числу указанных функций он относит проектирование, оборудование, распорядительство, учет и оперирование.

Проектирование призвано определить формы, размеры и свойства продукции. Черч выделял в функции проектирования следующие основные этапы:

- расчленение проектируемой продукции на отдельные узлы и детали;

- разработку технологических процессов изготовления узлов и деталей;

- координацию работ по проектированию продукции;

- проведение мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции;

- выбор сырья и материалов;

- организацию конструкторского бюро.

То есть выделенная Черчем функция проектирования представляет техническую подготовку производства.

Оборудование предполагает оснащение предприятия необходимыми основными фондами, а также построение генерального плана предприятия. Черч отмечал, что для организации производства необходимо решение таких вопросов, как организация складов, определение потребности в сырье, материалах и полуфабрикатах, прогнозирование объемов выпуска продукции, установка оборудования для изготовления намеченного количества продукции.

Распорядительство представляет собой координирование всех прочих функций. Черч рассматривал распорядительство с двух сторон: установочной и административной. Установочный этап распорядительства предполагает разработку определенной схемы обязанностей. На административном этапе осуществляется подбор и расстановка кадров, которые будут эти обязанности исполнять.

Учет заключается в отражении всего происходящего на предприятии. По мнению Черча, учет подразделяется на технический и счетоводный (т.е. бухгалтерский).

Функция оперирования заключается в переработке сырья и материалов в готовую продукцию.

Существенный вклад в развитие административной школы менеджмента внесли такие видные ее представители, как Дж.Муни и А.Рейли. Их взгляды на управление изложены в работе «Принципы организации» (1939 г.) В указанной работе дано определение организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели.

По мнению Дж.Муни и А.Рейли, определение цели является непременным условием нормального функционирования любой организации. Достижение общей цели возможно лишь при наличии полного взаимопонимания среди работников организации. Следовательно, основная задача руководства организации заключается в направлении всех усилий работников на достижение общей цели. Этого можно достичь при условии неукоснительного соблюдения принципов иерархии власти, разделения труда и координации.

Основным результатом научных разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на четырех основных принципах:

- функциональное разделение труда;

- скалярная цепь команд;

- единство распорядительства;

- диапазон контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: