Коммуникация – это обмен информацией между людьми. В систему коммуникаций организации входят внешние и внутренние коммуникации.
Внешние коммуникации включают в себя обмены информацией между организацией и ее внешней средой. Внутренние коммуникации представляют собой информационные обмены между элементами организации.
Внутренние коммуникации подразделяются на следующие виды:
а) вертикальные – передача информации с высших уровней руководства на низшие;
б) горизонтальные – связывают равноправные элементы организации;
в) неформальные – основаны на личных, неслужебных отношениях.
Процесс коммуникации состоит из 5 элементов:
1. формулирование идеи и отбор информации;
2. кодирование информации и формирование сообщения;
3. выбор канала связи и передача сообщения;
4. декодирование сообщения и восприятие информации;
5. интерпретация сообщения и формирование ответа на него;
6. передача ответа отправителю.
Главной задачей процесса коммуникации является обеспечение руководителей и работников на всех уровнях управления необходимой для принятия и реализации управленческих решений информацией. Информационное обеспечение менеджмента заключается в создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации. Информация может быть научная, производственная, экономическая, медицинская, демографическая, юридическая. Два вида состояния информации:
|
|
- динамическое – движение информации по каналам связи в виде информационных потоков;
- статическое – организованное хранение и накопление необходимой информации в базах данных.
Управленческая внутрифирменная информационная система (ВИС) представляет собой совокупность информационных потоков, удовлетворяющих потребности в информации различных центров принятия управленческих решений. Она состоит из технических средств обработки информации; внутренних и внешних каналов связи; информации, зафиксированной на соответствующих носителях.
Цели ВИС:
1.Автоматизация административно-управленческого труда.
2. Повышение оперативности и обоснованности принимаемых решений.
3. Создание системы доступа, хранения, обновления и обработки информации.
4. Непрерывное развитие и совершенствование технологии обработки информации.
Функции ВИС:
1. Определение потребности каждого менеджера в необходимой ему информации.
2. Разработка программного обеспечения, создание и использование банка данных.
3. Обретение потребности в технических средствах и уровня затрат на их приобретение и эксплуатацию.
4. Координация всех работ по информационному обслуживанию.
|
|
5. Автоматизированная обработка и выдача документов и текстовой информации.
Основная литература:
16. Алешина И.В. Паблик рилейншз для менеджеров и маркетеров. М.: Тандем: ГНОМ-ПРЕСС, 1997 – 286с.
17. Большой экономический словарь под ред. А.Н.Азриляна. М.: Институт новой экономики, 1997. – 398с.
18. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: 1996. – 244с.
19. Генкин Б.М. и др. Управление персоналом. М.: Высшая школа, 1996. – 189с.
20. Глухов В.В. Основы менеджмента. СПб: специальная литература, 1995. – 198с.
Дополнительная литература:
12. Инновационный менеджмент. Справ. пособие. ∕ под ред. П.Н.Завалина и др. М.: ЦИСН, 1998. – 268с.
13. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: Аудит:ЮНИТИ, 1998. – 371с.
14. Карасников В.С. Разработка управленческих решений. СПб: изд. СЗАГС, 1998.- 316 с.
15. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. -264с.