Организационная структура управления – это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и субъекта управления. Она отражает строение системы управления организацией, т.е. распределение подразделений фирмы по уровням управления в их взаимосвязи. В зависимости от соотношения уровней управления и структурных подразделений все виды организационных структур можно разделить на две группы:
1. Бюрократический тип.
а) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;
б) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
в) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
г) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;
д) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями по данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные отличительные черты бюрократического типа – рациональность, ответственность и иерархичность.
Различают виды бюрократических структур управления:
- линейная организационная структура – руководители подразделений низших ступеней управления непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня и связаны с вышестоящей системой только через него;
- функциональная структура управления – каждый руководитель имеет право давать указания только по вопросам, входящим в его компетенцию, т.е. в рамках своей четко определенной функции;
- линейно-функциональная структура управления – линейные руководители имеют право отдавать распоряжения и принимать решения при участии функциональных служб.
2. Органический тип.
С начала 60-х годов прошлого века многие организации стали разрабатывать и внедрять новые гибкие типы организационных структур. Такие структуры называются органические, или адаптивные, поскольку их можно быстро приспособить к изменяющимся условиям внешней среды и потребностям самой организации. Признаки типа:
а) постоянная смена лидеров в зависимости от решаемых проблем;
б) система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований;
в) процессный подход к решению проблем;
г) возможность саморазвития, самовыражения;
д) временное закрепление работы и функций за интегрированными проектными группами.
Различают виды адаптивного типа управления:
- программно-целевая структура управления - широко применяется в научно-исследовательских и экспериментальных организациях, создаваемых на временной основе для решения какой-либо конкретной задачи или выполнения программы;
- матричная организационная структура – близка по своим свойствам к программно-целевой, проектная группа формируется исключительно из работников организации, которые во время работы над заданием подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно.