Система государственной службы Российской Федерации

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» вводит классификацию видов государственной службы.

Если ранее, согласно Федеральному закону от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ»[51], государственная служба подразделялась только по уровням – на федеральную и субъектов РФ, то теперь, единая система государственной службы подразделяется на гражданскую, военную и правоохранительную службы.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Разумеется, каждая их видов служб предполагает необходимость формирования специального консолидированного законодательства в сфере их профессиональной деятельности.

Одним из важнейших вопросов является разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования формирования и осуществления государственной службы.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы федеральной государственной службы относятся к ведению Российской Федерации.

Здесь следует отметить, что правоохранительная и военная службы представляют собой разновидности федеральной службы, то соответственно, их правовая организация относится к исключительному ведению Российской Федерации. Что же касается, гражданской государственной службы, то она, в свою очередь, подразделяется на два основных вида: государственную гражданскую службу РФ и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Соответственно, федеральная гражданская служба предполагает уровень федерального правового регулирования, а регулирование гражданской службы субъектов РФ относится к компетенции самого субъекта. Здесь следует отметить, что законодательство субъектов РФ о государственной гражданской службе должно соответствовать общим принципам государственной службы и государственной гражданской службы, определяемым федеральным законодательством (п.2 ст.4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[52]).

Таким образом, современная система государственной службы с ее видовой классификацией учитывает не только федеративное устройство страны, но и различия в функционально-целевой направленности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников правоохранительной службы, а также их правовом положении.

Понятие и основы правового регулирования государственной гражданской службы. Содержание принципов прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации, их значение и взаимосвязь.

Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Как уже ранее отмечалось, государственная гражданская служба подразделяется на государственную гражданскую службу Российской Федерации и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Исходя их данного определения, можно заключить, что государственной гражданской службе, по сути, присущи все основные признаки государственной службы в целом, как родового понятия. Однако специфика данного вида служебных правоотношений основана на функциональной особенности государственной гражданской службы. Прежде всего, ее деятельность имеет обеспечивающий и исполнительный характер.

Функционально государственная служба развивается в двух направлениях: во-первых, она призвана обеспечить исполнение своих полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ (коллективное обеспечение); и, во-вторых, - обеспечить исполнение своих полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов (индивидуальное обеспечение). Кроме того, говоря о специфике именно гражданской службы, следует отметить, что она не сопряжена с осуществлением правоохранительной функции и функций, соответственно присущих военной службе. Так, например, в одном и том же органе государственной власти, одновременно осуществляющем и гражданскую, и военную функции может быть учреждена и гражданская и военная служба.

Правовые отношения, связанные с гражданской службой, регулируются Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»; Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами; Указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов; международными договорами Российской Федерации. Положения Конституции РФ, касающиеся государственной службы, имеют высшую юридическую силу, действуют и применяются на всей территории России и, соответственно, составляют основу законодательства о государственной службе. Говоря о федеральных законах, регулирующих государственно-служебные отношения, прежде всего, следует выделить Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службе Российской Федерации».

Акты Президента РФ представляют собой важнейший источник служебного законодательства. В частности, со времени вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе» Президентом были изданы Указы «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ», «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы», «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы РФ», «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим» и др. Указы Президента принимаются во исполнение указанных законодательных актов и имеют дополняющее и конкретизирующее значение.

Постановления Правительства РФ выступают в качестве правовой и организационной основы применения законов и указов Президента РФ по вопросам гражданской службы. В соответствии с Указами Президента от 01.02.2005 г. № 110-112 Правительство РФ обеспечивает финансирование расходов, связанных с проведением аттестации гражданских служащих, проведением квалификационных экзаменов и конкурсов на замещение должностей государственной гражданской службы, производит присвоение некоторых классных чинов в органах государственной исполнительной власти и т.д. Постановления Правительства РФ, принятые по вопросам государственной гражданской службы представляют собой нормативный способ внутреннего регулирования данного вида деятельности, то есть, осуществляемого со стороны одного из органов государственной исполнительной власти.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ учреждаются должности государственной гражданской службы субъекта РФ, утверждается реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, исходя из структуры государственных органов власти субъекта, наименований и классификации должностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей федеральной государственной службы (ст.8, ст.10 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ). Также законодательством субъекта РФ определяются порядок единовременной выплаты при присвоении гражданскому служащему ежегодно оплачиваемого отпуска (ст.46 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»); размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных служащих субъекта РФ (ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия гражданской службы; порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ; порядок и условия получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади (ст. 53 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ») и др.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет следующие специальные принципы осуществления государственной гражданской службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Государственная гражданская служба, несмотря на разделение на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ, является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства.

Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ выражается в установлении единого правового статуса государственного гражданского служащего (гл. 3 Закона о гражданской службе); установлении приоритета федерального законодательства, в закреплении правовых основ государственной гражданской службы.

Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе". Это положение в целом соответствует требованиям п. "с" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 г., вступила в силу 23 марта 1976 г.), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе.
Основным отличием данной нормы от указанного выше положения п. "с" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах является указание в российском законе на обязательность владения для гражданина, претендующего на поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации, государственным языком Российской Федерации.

Данное требование является вполне обоснованным, так как вполне очевидно, что лицо, не владеющее в полной мере государственным языком, не может полноценно выполнять обязанности, связанные с обработкой информации или работой с людьми (а именно такова в основном специфика государственной гражданской службы).

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г., 11 декабря 2002 г.) работа в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления осуществляется на русском языке.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 68 Конституции РФ "республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации".

Как правило, статус государственного языка республики получает язык титульной нации, давшей название республике. Так, в Чеченской Республике - это чеченский язык; в Башкортостане - башкирский и т.д. В ряде республик государственными провозглашены несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными, кроме русского, являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл - марийский луговой и марийский горный языки.

Знание государственного языка республики не отменяет необходимости для лица, претендующего на занятие должности государственной гражданской службы, знать государственный язык Российской Федерации. Это вытекает из абз. 2 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О языках народов РФ", который устанавливает, что в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик государственные языки республик употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

В целях реализации принципа равного доступа граждан к государственной службы Законом о гражданской службе установлено общее правило, в соответствии с которым поступление гражданина на гражданскую службу (а равно замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы) осуществляется по результатам конкурса, осуществляемого конкурсной комиссией, образуемой актом соответствующего государственного органа. Ограниченный перечень исключений из этого правила предусмотрен ч. 2-4 ст. 22 Закона о гражданской службе и носит исчерпывающий характер.

Государственная гражданская служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков. В силу этого в Законе о гражданской службе закрепляется принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих. Реализации данного принципа должны способствовать закрепляемые Законом о гражданской службе требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности государственной гражданской службы (ст. 12). На повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащих (ст. 62, 63). Принцип стабильности государственной гражданской службы является необходимым условием функционирования данного института. Только в условиях стабильности и уверенности в своем завтрашнем дне государственный гражданский служащий может эффективно исполнять свои функции. Проявлением данного принципа является установление исчерпывающего перечня случаев заключения срочного служебного контракта (ст. 25); закрепление правил о переводе гражданских служащих (ст. 28) и об изменении существенных условий служебного контракта (ст. 29); определение гарантий для государственного гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы (ст. 31) и др.

Принцип доступности информации о государственной гражданской службе основывается прежде всего на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

Законом о гражданской службе предусмотрен ряд мер, направленных на реализацию принципа открытости государственной гражданской службы. В первую очередь необходимо отметить обязательность включения представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в ряд комиссий, результаты деятельности которых имеют наиболее важное значение для гражданской службы, а именно:

1) в состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов (ст. 19);

2) в состав конкурсной комиссии (ст. 22);

3) в состав аттестационной комиссии (ст. 48).

Государственная гражданская служба не противопоставляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним, что видно уже из ее названия. На это и направлен принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

В то же время следует помнить, что государственные гражданские служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность также является важным условием эффективного осуществления ими своей деятельности.

Данный принцип означает, что государственные гражданские служащие обязаны исполнять поручения лишь соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий.

Государственный гражданский служащий имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Понятие и виды государственной военной службы в России. Прохождение военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. Правовой статус военнослужащих. Прекращение государственной военной службы.

Законом о системе государственной службы установлена новая система государственной службы с видовой классификацией.

Если ранее, согласно Закону об основах государственной службы, государственная служба подразделялась только по уровням – на федеральную и субъектов РФ, то теперь, согласно Закону о системе государственной службы, она подразделяется на три вида – государственную гражданскую, военную и правоохранительную. При этом только государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания[53]. Военная служба осуществляется: в Вооруженных силах РФ, во Внутренних войсках Министерства Внутренних дел РФ, в железнодорожных войсках, в органах ФСБ РФ, пограничных войсках РФ, в воинских формирования МЧС РФ, а также в иных воинских формированиях России.

Интересны подходы и методы к определению особенностей и места военной службы в системе государственной службы Российской Федерации.

Концептуальное значение имеет методологический подход, согласно которому государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Из этого следует ее дифференциация по различным направлениям деятельности государства и соответственно дробление ее на виды. Под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию, которая, в свою очередь, обусловливается целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Ответ на вопрос о месте военной службы в системе государственной службы имеет важное теоретическое значение, поскольку позволяет сформулировать концептуальные положения о структуре института государственной службы, ее разновидностях и как следствие предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и ее видах.

Ряд авторов относят военную службу к военизированной государственной службе. Кроме военной, к военизированной государственной службе они относят также службу безопасности, внутренних дел и пограничную[54]. Недостатком указанной классификации является то обстоятельство, что в ней смешаны виды государственно-значимой деятельности (военная служба) с административными органами, в которых исполняется военная служба. Так, органы ФСБ России комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Причем сотрудниками органов ФСБ являются военнослужащие, за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих. Следовательно, в органах ФСБ России предусмотрена как военная служба, так и иная государственная служба по решению задач в сфере национальной безопасности.

Д.Н. Бахрах называет военную службу разновидностью милитаризованной службы, которая, в свою очередь, является разновидностью федеральной государственной службы. К милитаризованной службе он также относит службы: милицейскую, таможенную, внутреннюю службу в системе МВД России, военизированную охрану МПС, горно-спасательную службу и др[55]. С указанной классификацией вряд ли можно согласиться, поскольку термин «милитаризм» обычно применяется для характеристики военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений, не носящих оборонительного характера. К тому же предложенная классификация страдает таким недостатком, как смешение в одно системное явление разноуровневых понятий.

Правовой основой военной службы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон о воинской обязанности и военной службе), Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – Закон о статусе военнослужащих), иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, а также международные договоры Российской Федерации, такие как «Совместная декларация Президента В.В. Путина и Президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки»[56], «Соглашение между Российской Федерацией и Украиной по Черноморскому Флоту»[57] и др.

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»[58] определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны Российской Федерации.

В соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе (п. 2 ст. 2) прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту), иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Прохождение военной службы по призыву

Основной формой защиты Отечества в мирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву.

На территории России воинская обязанность впервые была введена после Октябрьской революции 1917 г. Декретом ВЦИК "О принудительном наборе в РККА" от 29 мая 1918 г. Воинская обязанность была закреплена в Конституции РСФСР 1918 г. В дальнейшем был принят систематизированный акт - Декрет ВЦИК и СНК "Об обязательной воинской повинности граждан РСФСР мужского пола" от 28 сентября 1922 г. В дальнейшем уточнения в порядок выполнения воинской обязанности были внесены Законом СССР "Об обязательной военной службе" 1925 г., Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1939 г. Последним законодательным актом СССР по воинской обязанности был Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 г., действие которого сохранялось некоторое время и после распада СССР, вплоть до принятия комментируемого Федерального закона. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в пределах своей компетенции издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву. Президент Российской Федерации своим указом утверждает положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы.

Целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.

Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.

Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Основания освобождения граждан от исполнения воинской обязанности установлены Законом о воинской обязанности и военной службе. К ним относятся: прохождение военной и альтернативной гражданской службы и другие основания, исключающие воинский учет граждан.

Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в военных комиссариатах на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.

Отсрочка от призыва не освобождает гражданина от исполнения воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву, а только откладывает ее реализацию на более поздний срок. В то же время гражданин, получивший отсрочку от призыва, продолжает исполнять воинскую обязанность в такой ее форме, как воинский учет.

Повседневная жизнь и деятельность военнослужащего в военной части осуществляется в соответствии с требованиями внутренней службы.

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и военной дисциплины, обеспечивающей постоянную боевую готовность и учебу личного состава, организованное выполнение им задач в повседневной деятельности. Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения – командир подразделения. Непосредственным организатором внутренней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты – старшина роты.

Прохождение военной службы по контракту

Контракт о прохождении военной службы, широко распространенный в вооруженных силах зарубежных государств, является новым институтом для нашей правовой системы. Контрактом о прохождении военной службы опосредуется особый вид человеческой деятельности в сфере обороны и безопасности, с заключением контракта возникают военно-служебные отношения у конкретного лица с федеральным органом исполнительной власти, что не позволяет отождествлять указанный контракт с трудовым или гражданско-правовым договором. На практике это влечет использование особого правового регулирования.

Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Контракт о прохождении военной службы является особым соглашением, имеющим административно-правовую природу. Как разновидность последнего он представляет собой выработанный в результате согласования воли сторон двусторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников. В то же время возникновение военно-служебных отношений связывается не с подписанием контракта о прохождении военной службы, а с изданием административного акта о вступлении его в силу. Следовательно, контракт является одним из юридических фактов, в совокупности образующих фактический состав, влекущий возникновение военно-служебного правоотношения.

Можно выделить следующие признаки контракта:

1. Особый субъектный состав. Одной из сторон административного договора всегда выступает государство в лице своих органов власти. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и Министерством обороны Российской Федерации, другим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

2. Комплексный характер, т.е. он регулируется одновременно нормами нескольких отраслей права. Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными), определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 9).

В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Законом о воинской обязанности и военной службе, Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту:

1. Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

2. Медицинское освидетельствование граждан (иностранных граждан) проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе в соответствии с пунктом 2 статьи 30 настоящего Федерального закона. На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:

- рекомендуется в первую очередь - первая категория;

- рекомендуется - вторая категория;

- рекомендуется условно - третья категория;

- не рекомендуется - четвертая категория.

На военную службу по контракту не может быть принят гражданин (иностранный гражданин), отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать требованиям по уровню:

- образования;

- профессиональной подготовки;

- физической подготовки.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

- граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

- иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих - воинскими частями в порядке, устанавливаемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Определение соответствия граждан (иностранных граждан) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

Для поступивших на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (за исключением обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования), в целях проверки их соответствия требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, устанавливается испытание сроком на три месяца.

В срок испытания не засчитываются периоды, когда военнослужащий фактически отсутствовал в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы, а также время отбывания дисциплинарного ареста. Военнослужащему до окончания срока испытания очередное воинское звание не присваивается.

Если в течение срока испытания командирами (начальниками) будет установлено, что военнослужащий не соответствует требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, он признается командиром (начальником) воинской части не прошедшим испытание и увольняется с военной службы (направляется для прохождения военной службы по призыву). По истечении срока испытания военнослужащий считается выдержавшим испытание и продолжает военную службу.

Альтернативная гражданская служба

С 21 мая 1992 года – дня опубликования поправок еще в прежнюю Конституцию РФ – у каждого гражданина России, подлежащего призыву, есть выбор: идти в армию или отказаться от военной службы по убеждениям совести. В действующей российской Конституции это выражено так: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (статья 59, часть 3).

Россия заложила в своей Конституции по существу неограниченное право доступа на альтернативную гражданскую службу. Не идти в армию вправе не только верующий, но и каждый гражданин, убеждениям которого противоречит несение военной службы. При этом Конституцией РФ предусмотрена подлинная альтернатива – именно гражданская служба, а не служба без оружия.

Альтернативная гражданская служба представляет собой особый вид деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами России взамен военной службы по призыву, как это предусмотрено Конституцией.

Правовой основой альтернативной гражданской службы являются также Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»[59], Указ Президента РФ от 21 июля 2003г. «Вопросы организации альтернативной гражданской службы»[60], постановления Правительства от 11 декабря 2003г. «Об организации альтернативной гражданской службы»[61] и от 28 мая 2004г. «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы»[62], а также иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных законом от 25 июля 2002г.

Приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2004 № 6290 установлен порядок ведения учетных документов и выдачи удостоверения гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу[63].

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию или он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны доказать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию[64].

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение. Не направляются граждане, которые в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе имеют основания для освобождения от призыва на военную службу, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва.

Местом прохождения гражданами альтернативной гражданской службы могут быть организации, подведомственные различным органам: федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации, а также Вооруженным силам РФ, другие воинские формирования и органы.

Срок альтернативной гражданской службы 1.75 раза превышает установленный Законом о воинской обязанности и военной службе, срок военной службы по призыву.

Для указанных граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, срок альтернативной гражданской службы в 1.5 раза превышает срок военной службы по призыву.

Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных сил РФ, но на военные сборы не призываются.

Правовой статус военнослужащих

Закон о статусе военнослужащих является первым в истории военного строительства России единым правовым актом, в котором определено понятие, содержание и особенности правового статуса военнослужащих; установлен круг граждан, имеющих этот статус.

Законодатель определил содержание статуса военнослужащего посредством совокупности трех базовых элементов: прав, обязанности и юридической ответственности. Вместе с тем юридическая конструкция подобного рода фактически в полной мере определяет правовой статус личности независимо от ее социальной функции и роли, играемой ею в обществе. Существующие на данный счет исследования предлагают проводить разграничения относительно общего и специального правового статуса гражданина, за основу которого принимается фактический объем прав и обязанностей, предоставленных последнему в зависимости от выполняемой им трудовой, политической или иной социальной деятельности. При этом во внимание, как правило, не принимаются достигнутые результаты, их качественная составляющая и социальная значимость. Вывод такого рода подкрепляется конституционным положением, гарантирующим равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (см. п. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Таким образом, правовой статус военнослужащего можно определить как совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных комментируемым Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, обусловленных зачислением (поступлением) на военную службу и ее последующим прохождением.

Федеральное законодательство устанавливает также особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Как это предусмотрено ст. 1 Закона о статусе военнослужащих, на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание.

Прекращение государственной военной службы

Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

Закон о воинской обязанности и военной службе(ст. 49) определяет предельный возраст пребывания на военной службе, который составляет для: Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет; Генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет; Полковника, капитана 1 ранга - 50 лет; Военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет. Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе, - в отставку.

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы (п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе:

- по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

- по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

- по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

- по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

- в связи с лишением его воинского звания;

- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

- в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

- в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

- в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

- в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

- в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

Право освобождения военнослужащего от занимаемой должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеющие воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов), не желающие заключать новый контракт, увольняются с военной службы.

Понятие и правовое регулирование правоохранительной службы в России. Должности государственной правоохранительной службы. Правовой статус государственных служащих правоохранительной службы Российской Федерации.

Впервые понятие правоохранительной службы дано в ст. 7 Закона о системе государственной службы. Это вид федеральной государ­ственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в фе­деральных государственных органах, службах и учреждениях, осуществ­ляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопо­рядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Однако в Законе не раскрывается система федеральных государственных органов, в которых учреждаются должности право­охранительной службы.

В юридической литературе нет единства мнений о том, какие именно федеральные государственные органы осуществляют в на­стоящее время правоохранительные функции и, следовательно, в штатном расписании должны иметь должности правоохранительной службы.

Анализ действующего законодательства РФ показывает, что пра­воохранительные функции осуществляют: Министерство внутренних дел РФ и его Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Министерство юстиции РФ и подведомственная ему Фе­деральная служба исполнения наказаний, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий, в состав которого входит федеральная противопожарная служба, Федеральная таможенная служба, прокура­тура РФ.

Правоохранительные функции в пределах своих полномочий в ус­тановленной сфере выполняют: ФСБ России и оперативные подраз­деления (в том числе оперативные подразделения, наделенные полно­мочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности); управления (отделы) ФСБ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Си­лах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их орга­нах управления (органы безопасности в войсках); пограничные орга­ны (оперативные органы и органы морской охраны); следователи и дознаватели.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) и подведомственная ему ФСИН России — важная составная часть федеральных государст­венных органов, осуществляющих правоохранительные функции.

Минюст России, согласно Положению о нем, утвержденному Ука­зом Президента РФ от 13.10.2004[65], является федеральным ор­ганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выра­ботке и реализации государственной политики и нормативно-право­вому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполне­ния судебных актов и актов других органов, регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним, регистрации актов гражданско­го состояния, а также регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных не­коммерческих неправительственных организаций, общественные объ­единения, политические партии и религиозные организации.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Пре­зидент РФ.

Минюст России осуществляет координацию и контроль деятель­ности подведомственных ему федеральных служб. Основными задача­ми Министерства являются:

разработка общей стратегии государственной политики в установ­ленной сфере деятельности;

нормативно-правовое регулирование в установленной сфере дея­тельности;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федера­ции при Европейском суде по правам человека.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

Минюст России обобщает практику деятельности подведомствен­ных ему федеральных служб, принимает меры, направленные на ее совершенствование; осуществляет контроль за соответствием реше­ний подведомственных ему федеральных служб законодательству Российской Федерации; подготавливает ежегодные доклады Прези­денту и Правительству о соблюдении законности федеральными орга­нами исполнительной власти при принятии ими нормативных право­вых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, ис­полняющих наказания, и в следственных изоляторах.

Минюст России и его территориальные органы выполняют и дру­гие важные функции, указанные в Положении о Министерстве, по обеспечению законности и правопорядка в стране, повышению пра­воохранительной деятельности органов исполнительной власти всех уровней, защите доступными им средствами конституционных прав и свобод граждан, по реализации конституционного принципа по­строения в России правового государства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 03.11.2004[66] цен­тральными органами РФ, ответственными за обеспечение реализации положений Конвенции ООН против транснациональной организо­ванной преступности от 15.11.2000, касающихся взаимной пра­вовой помощи, являются: Министерство юстиции РФ — по граждан­ско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уго­ловных дел, и прокуратура РФ — по уголовно-правовым вопросам.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), соглас­но Положению о ней, утвержденному Указом Президента РФ от 13.10.2004[67], является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо об­виняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по кон­тролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым су­дом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИН России подведомственна Минюсту России. К числу ее ос­новных задач относятся:

исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных на­казаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняе­мых в совершении преступлений, и подсудимых;

контроль за поведением условно осужденных и осужденных, кото­рым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужден­ных и лиц, содержащихся под стражей;

обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужден­ных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирова­ние граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на терри­тории Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, усло­вий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и фе­деральных законов;

организация деятельности по оказанию помощи осужденным в со­циальной адаптации.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняю­щие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и уч­реждения, специально созданные для обеспечения деятельности уго­ловно-исполнительной системы.

ФСИН России в своей деятельности руководствуется Конституци­ей РФ, Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[68], Феде­ральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей по­дозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[69], актами Президента и Правительства РФ; международными договорами Рос­сийской Федерации и актами Минюста России.

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2006 № 540 утвержде­на Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнитель­ной системы (2007—2016 годы)»[70], целью которой является приведение условий содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законо­дательством РФ для перехода к международным стандартам содержа­ния подследственных в следственных изоляторах. Реализация Про­граммы позволит к 2017 г. уменьшить количество жалоб на условия содержания, улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Запланирован ввод в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, в которых условия со­держания подследственных будут соответствовать международным стандартам, положит начало практической реализации в России Ев­ропейских пенитенциарных правил.

Приказом Минюста России от 11.07.2006 № 250 утверждена Инст­рукция о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях[71]. Она отражает особенности применения в уголовно-исполнительной системе межведомственного приказа, который под­писали руководители прокуратуры РФ, ФСБ, МВД, МЧС, Минюста, ФСКН России и некоторых других ведомств по вопросу единого учета преступлений. Как сказано в Инструкции, непринятие правомочным или уполномоченным должностным лицом уголовно-исполнитель­ной системы мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы и расцениваются как факт укрытия такого сообщения от регистрации. По уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, произво­дятся неотложные следственные действия.

Несмотря на определенные различия правового регулирования правоохранительной деятельности и правоохранительной службы, осуществляемых различными уполномоченными органами, все их виды объединены целым рядом общих родовых признаков. Во-первых, как уже было указано выше, все органы и учреждения, осуществляющие правоохранительные функции объединены единой целью их осуществления, это обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, должностные лица, состоящие на правоохранительной службе наделяются весьма широким спектром специальных полномочий, сопряженных с реализацией мер принудительного характера и выражающихся в возможности применения физической силы, оружия, использовании специальных систем связи, специальной техники, производством контрольно-надзорных мероприятий, применении мер уголовной, административной и должностной ответственности и т.д.. В-третьих, правоохранительным органам присуще наличие системы специальных знаний, и внешней атрибутики. Кроме того, как правило, для сотрудников правоохранительных служб устанавливается особая персональная ответственность, жесткая дисциплинарная система и особые правила отчетности.

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует единый законодательный акт, осуществляющий общую регламентацию правоотношений, связанных с прохождением правоохранительной службы, единую для всех субъектов ее осуществления. Действующие в данной области нормы рассредоточены на базе различных отраслевых законодательств и подзаконных актов. Среди законодательных актов, определяющих порядок осуществления правоохранительной деятельности и, в частности, прохождения службы в правоохранительных органах Российской Федерации можно назвать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах"[72]; Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране"[73]; Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ "О внешней разведке"[74]; Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"[75]; Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"[76]; Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"[77]; Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-I "О милиции"[78]; Таможенный кодекс Российской; Налоговый кодекс Российской Федерации; Градостроительный кодекс РФ; Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"[79] и др.

Разумеется, подобные нормы содержатся не только в законодательных, но и в подзаконных актах: указах Президента, постановлениях Правительства, нормативных актах федеральных министерств. Соответственно к числу служащих, осуществляющих правоохранительную службу, следует отнести должностных лиц подразделений и территориальных органов МВД, Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы внешней разведки, МПР, МЧС и.т.д..

Должности государственной правоохранительной службы

Понятие правоохранительной службы включает не только виды правоохранительных функций, выполняемых рассмотренными выше федеральными государственными органами, но и должности правоохранительной службы, которые учреждаются в феде­ральных государственных органах для реализации правоохранитель­ных функций, а также соответствующие этим должностям специаль­ные звания или классные чины.

Виды должностей правоохранительной службы в федеральных государственных органах и соответствующих этим должностям специальных званий и классных чинов

Федеральные государственные органы Виды должностей правоохранительной службы Виды специальных званий и классных чинов, соответ­ствующих этим должностям
  МВД России и подведомственная ему ФМС России   Должности рядового и начальст­вующего состава органов внутрен­них дел   Специальные звания мили­ции, внутренней службы, юстиции
  ФСБ России   Воинские должности, связанные с выполнением правоохранитель­ных функций (следователи, до­знаватели и др.).   Воинские звания
  Минюст России и подвед

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: