Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Административный надзор осуществляется органами внут­ренних дел за отдельными категориями граждан, прибывших из мест лишения свободы. Правовым основанием применения этой административно-предупредительной меры является По­ложение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвер­жденное Указом Президиума Верховного совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI. Административный надзор устанав­ливается в целях наблюдения за поведением лиц, ранее суди­мых, оказания на них необходимого воспитательного воздейст­вия, предупреждения новых преступлений.

Эта мера применяется в отношении некоторых категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В одних случа­ях надзор устанавливается при их освобождении по мотивированному постановлению начальника учреждения уголовно-ис­полнительной системы, в котором указываются основания для установления надзора и срок надзора. Постановление направ­ляется в орган внутренних дел по избранному поднадзорным месту жительства. В других случаях такое постановление выно­сит начальник органа внутренних дел.

Основанием для установления административного надзора в отношении особо опасных рецидивистов является вступивший в законную силу приговор, по которому данное лицо признано особо опасным рецидивистом.

Административный надзор устанавливается на срок от шес­ти месяцев до одного года; он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное пре­ступление. Продление административного надзора осуществ­ляется органами внутренних дел, о чем они уведомляют проку­рора.

Работники милиции обязаны систематически контролиро­вать поведение лиц, в отношении которых установлен админи­стративный надзор, принимать необходимые меры для приоб­щения их к общественно полезному труду, предупреждать и пресекать нарушения ими общественного порядка и правил со­циалистического общежития. При осуществлении администра­тивного надзора работники милиции имеют право:

истребовать сведения о поведении поднадзорного от адми­нистрации предприятий, учреждений и общественных органи­заций по месту его работы и жительства, а также от граждан;

возбуждать ходатайства перед соответствующими государст­венными, общественными и хозяйственными организациями о трудовом и бытовом устройстве поднадзорного;

вызывать поднадзорного на беседы в милицию; проводить при необходимости такие беседы в присутствии представителей администрации предприятий, учреждений, общественных орга­низаций, а также родственников поднадзорного;

требовать от поднадзорного устные и письменные объясне­ний по вопросам, связанным с исполнением правил админист­ративного надзора;

посещать в любое время суток жилище поднадзорного.

Надзор прекращается:

1) по истечении срока, на который он был установлен;

2) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь честной трудовой жизни, положительно характеризуется по работе и в быту;

3) в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного.

О прекращении административного надзора выносится спе­циальное постановление. Надзор может быть отменен прокуро­ром в случае признания его установления необоснованным.

Надзор за ранее судимыми лицами связан с ограничением их общего административного статуса. На поднадзорных нала­гаются обязанности соблюдать следующие правила:

являться по вызову в орган внутренних дел в указанный срок и давать объяснения по вопросам, связанным с исполне­нием правил надзора;

уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы или жительства;

при выезде за пределы района (города) по служебным делам уведомлять орган внутренних дел.

Кроме этих правил (общих ограничений) в постановлении об установлении надзора могут быть закреплены такие персо­нальные ограничения, как:

запрещение ухода из дома в определенное (как правило, ночное) время;

запрещение пребывания в определенных пунктах района, города (например, на рынках, вокзалах);

запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района, города. В таких случаях под­надзорный обязан получать разрешение органа внутренних дел на выезд по личным делам на срок более суток и регистриро­ваться в органах внутренних дел по месту прибытия;

обязанность явки в органы внутренних дел в определенное время дня от одного до четырех раз в месяц.

Персональные ограничения устанавливаются в зависимости от образа жизни, семейного положения и других обстоятельств, характеризующих личность судимого. При осуществлении над­зора начальник органа внутренних дел вправе ослаблять или усиливать ограничения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: