Государственные органы контроля и надзора безопасного веде-ния работ

Одной из основных служб, является Роструд выполняющий контроль и надзор безопасного ведения работ, входящий в структуру Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Приказ Минтруда

РФ № 354н от 30 октября 2012 г.). Применительно к безопасности труда Роструд выполняет контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, особенностей регулирования труда отдельных категорий работников; осуществляет контроль требований охраны труда и экспертизы условий труда, участвует в расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Контрольные и надзорные функции Роструд реализует в виде плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях (Постановление Правительства Российской Федерации N 875 от 1 сентября 2012 г.).

Непосредственно правительству подчинены государственные служ-бы по контролю и надзору безопасного ведения работ: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Рос-технадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав по-требителей и благополучия человека (Роспотебнадзор).

Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной вла-сти, осуществляющим реализацию государственной политики по нор-мативно-правовому регулированию в области экологического, техноло-гического и атомного надзора. Орган выполняет контроль и надзор безопасного ведения работ, связанных с использованием недр (горные работы), в промышленности (промышленной безопасности), использо-вании атомной энергии, а также при производстве, хранении и примене-нии взрывчатых материалов промышленного назначения, использова-нии энергетических установок и строительных работах. Нормотворче-ские, контрольные и надзорные функции в области экологии Ростехнад-зор делит с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от N 401 30 июля 2004 г.).

Роспотребнадзор является федеральной службой, участвующей в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере защиты прав потребителей. Роспот-ребнадзор принимает участие в разработке и утверждении санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов; кроме того, осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемио-логический надзор и надзор в области защиты прав потребителей (Поста-новление Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 г.).

Департамент условий и охраны труда является структурным подразде-лением Роструда и обеспечивает деятельность министерства по выра-ботке основных направлений государственной политики, нормативно-правовому регулированию безопасности труда.

В ряде министерств созданы структуры, осуществляющие контроль и надзор безопасного ведения работ. Например, в Министерстве про-мышленности и торговли Российской Федерации создано Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), которое наряду с организацией разработки и утверждения технических регламентов реализует контроль выполнения требований этих регламен-тов.

Одна из функций Росстандарта заключается в осуществлении кон-троля и надзора за соблюдением обязательных требований государст-венных стандартов и технических регламентов, а также осуществление государственного метрологического надзора (Постановление Прави-тельства РФ N 294 от 17 июня 2004 г.)

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является структурным подразделением Министерства сельского хозяй-ства Российской Федерации (Россельхознадзор). Наряду с другими обя-занностями Россельхознадзор реализует контроль и надзор безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, выполнения требований безопасности по защите населения от болезней, общих для человека и животных, и др. (Приказ Россельхознадзора № внедрение 357.от 10 ок-тября 2008 г.).

Департамент транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта Российской Федерации обеспечивает внедре-ние мероприятий по соблюдению безопасности на всех видах транспор-та, курируемых министерством, и осуществляет контроль и надзор каче-ства работ по безопасности на транспорте ( Приказ Министерства транс-порта РФ от 23.01.2008 г. )

Перечень обязанностей представителей органов надзора и контроля безопасного ведения работ в основном однотипны и включают оценку выполнения требований по обеспечению безопасности труда, возлагае-мых на работодателя и работников. Плановые проверки состояния рабо-ты по безопасности труда проводятся не чаще 1 раза в 3 года (в соответ-ствии с Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществ-лении государственного контроля (надзора) и муниципального контро-ля»). В период между проверками работодатель в сроки, установленные законодательством, направляет в адрес органов надзора и контроля безопасного ведения работ информацию о состоянии деятельности по обеспечению безопасности труда в виде деклараций. Внеплановые про-верки могут быть проведены по запросу работников или по предписа-нию прокуратуры. С учетом содержания замечаний, отмеченных по ре-зультатам проверки, представители органов контроля выдают предпи-сание с перечнем замечаний, требующих устранения, и определяют сро-ки его исполнения. При серьезных нарушениях или неустранении ука-занных при проверке недостатков инспектор органа контроля и надзора безопасного ведения работ может привлечь работодателя к администра-тивной ответственности. В случае серьезных недостатков в работе по обеспечению безопасности труда может быть поставлен вопрос перед руководством о привлечении работодателя к дисциплинарной ответст-венности или об обращении в прокуратуру с заявлением о возбуждении процедуры прекращения деятельности учреждения (предприятия).

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда.

Основной обязанностью лиц, ответственных за охрану труда, является искоренение травматизма и профессиональной заболеваемости среди работающих путем строгого выполнения требований охраны труда. Для этого руководители производственных участков обязательно разрабатывают годовые и перспективные планы мероприятий по улучшению условий труда и снижению травматизма и их обязательному выполнению.
В первую очередь планы мероприятий составляют руководители производственных участков, затем их обобщают главные специалисты предприятий, а инженер по охране труда обобщает планы главных специалистов для составления сводного плана мероприятий по хозяйству.
Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» утверждена номенклатура мероприятий по охране труда, которая является обязательной для всех предприятий, организаций, учреждений, коллективных сельскохозяйственных предприятий. Она значительно облегчает планирование мероприятий по охране труда и усиливает их целевое назначение, проявляющееся в улучшении условий труда, предупреждении несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также санитарно-бытовом обеспечении условий на производстве. Номенклатура мероприятии, предлагаемых этим законом, является основой для подготовки комплексного плана улучшения охраны труда и санитар-но-оздоровительных мероприятий, предусматривает планирование и проведение разнообразных мероприятий, которые должны быть направлены на дальнейшее улучшение охраны труда. Она предусматривает модернизацию технологического оборудования в соответствии с требованиями стандартов безопасности, внедрение автоматического и диагностического управления оборудованием, устройство систем контроля и сигнализации о наличии и возникновении опасных и вредных производственных факторов, внедрении устройств, обеспечивающих защиту работающих от поражения электрическим током.
К числу номенклатурных мероприятий относятся также перепланировка помещений в соответствии с требованиями охраны труда, совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся вентиляционных систем, переоборудование отопительных систем, создание оптимального микроклимата на рабочих местах, механизация уборки производственных помещений, приведение уровней шума, вибрации, ультразвука, ионизирующих и других вредных излучений, а также естественного и искусственного освещения в соответствие с требованиями стандартов безопасности и санитарных норм, устройство укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков, мест организованного отдыха, оборудование мест и приобретения спортивного инвентаря для производственной гимнастики, организация кабинетов, уголков, лабораторий, выставок по охране труда, приобретение необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т.д., а также издание и приобретение нормативно-технической документации и литературы по охране труда.

Мероприятия, предусмотренные номенклатурой, включают в соглашение по охране труда (соглашение по социальным вопросам и охране труда в хозяйстве) с учетом комплексного плана по охране труда, санитарно-технического паспорта предприятия, анализа причин травматизма и профессиональной заболеваемости (форма соглашения приведена далее). Мероприятия по охране труда должны быть обеспечены проектно-сметной документацией, финансированием и материальными ресурсами.
Финансирование мероприятий осуществляется за счет следующих источников: государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия капитальные; амортизационного фонда, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств; финансирования средств общепроизводственных расходов в случае, когда мероприятия носят некапитальный характер; банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства.
Если по каким-либо причинам средства, выделенные на мероприятия по охране труда, не израсходованы полностью, оставшуюся сумму администрация по согласованию с комитетом профсоюза направляет на выполнение дополнительных мероприятий. Финансовые средства и материальные ресурсы, предназначенные ми осуществления номенклатурных мероприятий, законом запрещается использовать на другие цели.
В номенклатуре отмечено, что мероприятия, связанные с обеспечением работающих спецодеждой, спецобувью и другими сред-i щами индивидуальной защиты, а также лечебно-профилактическим питанием и обучением по охране труда, финансируют и осуществляют в соответствии с законодательством и в порядке, установленном министерствами и ведомствами.

10. Периодический производственный контроль условий труда и составление плана мероприятий по улучшению условий труда.

Производственный контроль - это контроль работодателя (юридического лица или ИП) за тем, чтобы в его организации соблюдались санитарные правила:

  1. контроль за наличием в организации всех санитарных правил и других нормативных документов, которые надо соблюдать данной организации;
  2. контроль за проведением лабораторных испытаний:
    • производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация и т.п.),
    • вредных факторов на границе санитарно - защитной зоны предприятия,
    • выпускаемой продукции,
    • прочие испытания,
  3. контроль за проведением медицинских осмотров,
  4. контроль за наличием сертификатов, медицинских книжек, санитарных паспортов и других документов,
  5. контроль за ведением учета и отчетности, которое требуется законодательством в рамках производственного контроля
  6. информирование органов Роспотребнадзора и местных органов власти об авариях в организации, создающих угрозу жизни и здоровья граждан.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели должны проводить производственный контроль согласно санитарных правил и стандартов, а также должны представить информацию о результатах производственного контроля организаций центрам государственного санитарно-эпидемиологического надзора по их запросам.
Не проведение производственного контроля или неполное его проведение является нарушением статьи 32 ФЗ РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей; на должностных лиц - от 500 до 1000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 6.3 КоАП РФ).
Лабораторный контроль за условиями труда - это проведение лабораторных исследований и испытаний (шума, вибрации, вредных веществ и др.) на рабочих местах с установленной санитарными правилами периодичностью.

Рекомендуется в плане мероприятий иметь следующие разделы:
1. Организационные мероприятия.
2. Технические мероприятия.
3. Совершенствование социального партнерства в области охраны труда.
4. Обучение работников, руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
5. Улучшение условий труда женщин и лиц моложе 18 лет.
6. Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.
7. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
8. Обеспечение работников средствами защиты.
В плане мероприятий может быть пункт «Установить контроль за выполнением плана мероприятий».
Ответственными за выполнение этого пункта являются Служба охраны труда, комитет по охране труда и профсоюзная организация (уполномоченные по охране труда).
Здесь рекомендуется установить ежеквартальную проверку выполнения плана мероприятий с обсуждением результатов на заседании комитета (комиссии) по охране труда. Учет и отчетность по результатам контроля ведутся согласно стандарту предприятия.
План мероприятий по охране труда утверждает руководитель организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: