Сущность и виды административно-принудительных мер

Административно-предупредительные меры — это меры при­нудительного характера, которые применяются, как это следу­ет из их названия, в целях предупреждения возможных право­нарушений в сфере государственного управления, которые мо­гут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, напри­мер, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитар­но-эпидемиологического благополучия населения, безопасно­сти пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический харак­тер, подобные меры осуществляются в принудительном по­рядке в процессе односторонней реализации юридически вла­стных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограниче­ний и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредитель­ные меры не связаны с совершением правонарушений, а на­правлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных право­нарушений.

Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами сис­темы исполнительной власти во многих сферах государственно­го управления. Наиболее типичные из них связаны с:

осуществлением надзорных проверок;

дачей обязательных для исполнения предписаний о проведе­нии профилактических мероприятий;

досмотром вещей и личным досмотром граждан;

проверкой документов, удостоверяющих личность;

введением карантина;

прекращением движения транспорта и пешеходов (при воз­никновении угрозы общественной безопасности);

освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

Так, в соответствии с Законом РФ «О милиции» ей предос­тавляется право применять следующие административно-пре­дупредительные меры:

проверять у граждан и должностных лиц документы, удосто­веряющие личность (при наличии к тому достаточных основа­ний);

осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;

при возникновении угрозы общественной безопасности вре­менно ограничивать или запрещать движение транспорта и пе­шеходов на улицах и дорогах;

в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обя­зывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;

осматривать места хранения и использования огнестрельно­го оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;

останавливать транспортные средства и проверять докумен­ты на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;

производить досмотр транспортных средств (при подозре­нии, что они используются в противоправных целях) и др.

Отдель­ные полномочия в рамках санитарно-эпиде­миологического надзора обусловлены необходимостью приме­нения в ряде случаев административно-предупредительных мер. Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения» должностные лица, осу­ществляющие государственный санитарно-эпидемиологиче­ский надзор, при исполнении своих служебных обязанностей могут применять следующие административно-предупредитель­ные меры:

беспрепятственно посещать территории и помещения объ­ектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиоло­гическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуаль­ными предпринимателями, лицами, осуществляющими управ­ленческие функции в коммерческих или иных организациях, санитарного законодательства и выполнения на всех этих объ­ектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

давать соответствующим организациям обязательные для исполнения предписания о проведении лабораторного обследо­вания граждан, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражда­нами;

давать обязательные для исполнения предписания о выпол­нении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и помещениях, где имеются и сохраняются условия для возник­новения или распространения инфекционных заболеваний;

госпитализировать или иным образом изолировать больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

временно отстранять от работы лиц, которые являются но­сителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут яв­ляться источниками распространения инфекционных заболева­ний в связи с особенностями выполняемых ими работ или про­изводства;

проводить профилактические прививки гражданам или от­дельным группам граждан;

вводить карантин в организациях и на других объектах.

Рассматривая в предыдущей главе режим чрезвычайного по­ложения, мы уже говорили о возможности осуществления в ус­ловиях этого режима различных принудительных мероприятий. Здесь еще раз подробнее остановимся на тех из них, которые являются административно-предупредительными мерами. Так, Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном по­ложении» должностным лицам уполномоченных на то органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения предоставлено право применять следующие административно-предупредительные меры:

устанавливать ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;

вводить особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на данную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

устанавливать ограничения на осуществление отдельных ви­дов финансово-экономической деятельности, включая переме­щение товаров, услуг и финансовых средств;

устанавливать особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходи­мости;

запрещать или ограничивать проведение собраний, митин­гов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

запрещать забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций;

ограничивать движение транспортных средств;

осуществлять досмотр транспортных средств;

приостанавливать деятельность опасных производств и орга­низаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологические опасные вещества;

вводить комендантский час (т. е. запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных мес­тах без специально выдаваемых пропусков и документов, удо­стоверяющих личность граждан);

ограничивать свободу печати и других средств массовой ин­формации путем введения предварительной цензуры с указани­ем условий и порядка ее осуществления;

временно изымать или арестовывать печатную продукцию, радиопередающие, звукоусиливающие технические средства, множительную технику;

устанавливать особый порядок аккредитации журналистов;

проверять документы, удостоверяющие личность граждан;

осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств;

ограничивать или запрещать продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ;

устанавливать особый режим оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотроп­ные вещества, сильнодействующие вещества;

устанавливать особый режим оборота этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции;

в исключительных случаях временно изымать у граждан и у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оружие, боеприпасы и ядовитые веще­ства;

в исключительных случаях временно изымать у организа­ций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, боевую и учебную военную технику, взрывча­тые и радиоактивные вещества;

временно отселять жителей в безопасные районы с обяза­тельным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизовать трудоспособное население и привлекать транспортные средства граждан для проведения этих работ (при обязательном соблюдении требований охраны труда).

Можно привести еще множество примеров применения должностными лицами Министерства РФ по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед­ствий стихийных бедствий, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы РФ по контролю заоборотом наркотиков, надзорных органов, других органов исполнитель­ной власти различных административно-предупредительных мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфе­ре государственного управления.

Некоторые из административно-предупредительных мер одинаковы и даже по названию с мерами обеспечения про­изводства по делу об административном правонарушении. Например, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О милиции» в целях выполнения возложенных на милицию обязанностей со­трудникам милиции, как уже отмечалось выше, предоставляет­ся право производить личный досмотр граждан, досмотр их ве­щей, ручной клади и багажа[90], а также производить личный дос­мотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте и др. Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в предупредительных целях могут проводить досмотр транс­портных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продо­вольственного сырья и пищевых продуктов. Федеральным кон­ституционным законом «О чрезвычайном положении» также предусмотрено, что уполномоченные на то органы исполни­тельной власти могут осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств и др. При этом в соответствии с КоАП РФ личный досмотр, досмотр ве­щей, досмотр транспортных средств являются мерами обеспе­чения производства по делу об административном правонару­шении.

Однако, несмотря на схожесть не только в названиях этих мер, но и в фактической процедуре их исполнения, админист­ративно-предупредительные меры и меры обеспечения произ­водства по делу об административном правонарушении отлич­ны как по назначению1 и основаниям применения, так и, глав­ным образом, по процессуальной регламентации их осуществления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: