Сущность и виды мер административного пресечения

Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры, так же как и административ­но-предупредительные, достаточно многообразны и осуществ­ляются различными субъектами системы исполнительной вла­сти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны с:

требованием прекратить противоправное деяние;

административным задержанием лица, совершившего адми­нистративное правонарушение;

принудительным лечением лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

временным отстранением от работы инфекционных больных;

запрещением эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требова­ниям;

запрещением или ограничением ремонтно-строительных и других работ, если не соблюдаются необходимые требования по обеспечению общественной безопасности;

непосредственным физическим воздействием;

применением специальных средств (резиновых палок, сле­зоточивого газа, наручников, водометов и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих ра­боту транспорта, связи, предприятий и учреждений;

применением и использованием оружия и др.

Если целью предупредительных мер, как уже отмечалось, являет­ся предупреждение возможных правонарушений, то целью мер обеспе­чения производства — пресечение административного правонаруше­ния, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонаруше­нии и исполнения принятого по делу постановления.

Например, в соответствии с Законом РФ «О милиции» ей предоставлено право применять следующие меры администра­тивного пресечения:

требовать от граждан и должностных лиц прекращения про­тивоправных действий;

производить оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учрежде­ний и организаций;

запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения;

отстранять от управления транспортными средствами лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;

ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строи­тельных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюда­ются требования по обеспечению общественной безопасности;

давать обязательные для исполнения предписания гражда­нам и должностным лицам об устранении нарушений установ­ленных правил содержания мест хранения и использования ог­нестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых мате­риалов;

запрещать деятельность объектов обращения огнестрельного оружия в случаях нарушений там установленных правил содер­жания, хранения и использования оружия, а также боеприпа­сов к нему и взрывчатых материалов;

аннулировать разрешения на создание негосударственных детективных служб при выявлении нарушений установленных правил их деятельности и др.

Из рассмотренных полномочий государственных са­нитарных врачей при осуществлении государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора многие обусловлены необ­ходимостью применения в тех или иных случаях мер админист­ративного пресечения. Их осуществление допустимо в соответствии с положениями Федерального закона «О санитар­но-эпидемиологическом благополучии населения»[91]. Должност­ные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа предусмотренных этим законом мер в качестве мер административного пре­сечения могут:

давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных наруше­ний санитарных правил;

запрещать реализацию не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического за­ключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

приостанавливать впредь до проведения необходимых меро­приятий и устранения имеющихся нарушений санитарных пра­вил, а в случае невозможности соблюдения этих правил — пре­кращать работы по строительству и введению в эксплуатацию различных объектов;

приостанавливать или запрещать в случаях нарушений сани­тарных правил работу предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков; эксплуатацию помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;

запрещать в случаях нарушений санитарных правил произ­водство, хранение, транспортировку и реализацию продоволь­ственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, пить­евой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

запрещать ввоз на территорию РФ продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам;

запрещать ввоз на территорию РФ не зарегистрированных в установленном порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдель­ных видов продукции, товаров и грузов и др.

В условиях чрезвычайного положения в соответствии с Фе­деральным конституционным законом «О чрезвычайном поло­жении» уполномоченные на то органы исполнительной власти могут осуществлять следующие меры административного пре­сечения:

приостанавливать деятельность политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют уст­ранению обстоятельств, послуживших основанием для введе­ния чрезвычайного положения;

выдворять в установленном порядке лиц, нарушающих ре­жим чрезвычайного положения и не проживающих на терри­тории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пре­делы;

вводить карантин, проводить санитарно-противоэпидемиче-ские, ветеринарные и другие мероприятия;

отстранять от работы на период действия чрезвычайного по­ложения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей;

отстранять от работы на период действия чрезвычайного по­ложения руководителей негосударственных организаций в свя­зи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими не­которых мер, предусмотренных Федеральным конституцион­ным законом «О чрезвычайном положении».

Можно привести еще множество примеров применения должными лицами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркоти­ков, надзорных органов, других органов исполнительной вла­сти различных мер административного пресечения в случаях совершения предприятиями, учреждениями, другими организа­циям, гражданами правонарушений в сфере государственного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: