История развития систем безопасности

Вся история развития человека и земной цивилизации — это постоянная, вечная борьба с различными угрозами, непрерывный поиск новых средств и систем обе­спечения безопасности. От пещеры и землянки —щ к современным коттеджам с компьютерными системами контроля; от наблюдателей и сторожей — к элект­ронным средствам наблюдения и сигнализации; от кожаного панциря и щита — к ядерному щиту — таков путь развития систем безопасности.

На начальном этапе развития человеческого общества меры безопасности были связаны со стихийными бедствиями, наводившими ужас на человека. Вспомним картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», И. К. Айвазовского «Девятый вал». Природные катаклизмы запечатлены во множестве дошедших до нас легенд и сказаний. Например, в мифологии ацтеков Земле суждено просуществовать пять эр, и каждая из них заканчивается катастрофой. В первую жили люди-гиганты, она называлась «Солнце воды» и закончилась потопом; во вторую — «Солнце земли» — произошло разрушительное землетрясение; в третью ^ «Солнце ветров» — люди погибли от урагана; в четвертую — «Солнце огня» — планету охватил всеобщий пожар; и, наконец, пятая эра станет последней, ибо закончится гибелью Земли и Солнца.

Несомненно, основой для подобных легенд и прогнозов служили реальные со­бытия, принесшие людям огромные беды, и попытки их прогнозировать. Раскопки Помпеи, Трои, Минойских памятников на Крите выявили многие интересные при­способления и системы обеспечения безопасности. Здесь и Ноев ковчег, и хранение огня, и приручение животных, и строительство секретных хранилищ для продоволь­ствия (лабиринтов), городов-крепостей, создание систем оружия, стен и запоров, средств медицинской помощи и т.д. Самые древнейшие памятники письменности, например, Фестский диск, египетские иероглифы, наскальные изображения, полны описаний опасных факторов и мер защиты от них.

Уже древние понимали, что самая лучшая защита от агрессии — та, которая соз­дается людьми заранее благодаря знаниям о разных видах опасностей и возможно­сти предвидеть их возникновение.

Так, на глиняном диске 5000-летней давности, найденном археологами при рас­копках города Фест (Крит) в 1909 г., по мнению выдающегося лингвиста Геннадия Гриневича, в поэтической форме, как и в средневековом Слове о полку Игореве, из­ложены формулы коллективной безопасности древних этрусков — предков славян и романских народов. Вот она в переводе Г. Гриневича:

«Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горше. На новом ме­сте вы почувствуете их....Распри прошлые не считайте. Место в мире, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью: не ме­сто — волю» (цитируется по кн. Г. С. Гриневич. Праславянская письменность. Ре­зультаты дешифровки. М.: Общественная польза, 1993, с. 116).

Библия также содержит примеры опасных ситуаций. Уже в первом поколении людей Каин, из зависти, обманным путем убивает Авеля. Затем Иаков обманывает ослепшего отца, чтобы получить благословение на наследство вместо своего стар­шего брата. Царь Давид отсылает своего верного воина Урию на битву, заведомо несущую смерть, чтобы овладеть его женой Вирсавией. Тяготы изгнания пережива­ет Соломон. Серьезнейшими испытаниями пришлось искупать свою вину Иакову. Были испепелены «огнем, посланным с неба», города Содом и Гоморра, жители ко­торых погрязли в распутстве. Наконец, был «всемирный потоп».

Многие события в истории неизменно связаны с войнами, грабежами, эпидемия­ми, пожарами. Под влиянием именно этих угроз образовывались города, государ­ства, союзы. Историк В. О. Ключевский объяснял, например, причины зарождения городов (огороженных поселений) набегами завоевателей, особенности архитекту­ры жилищ — необходимостью их защиты от врагов и пожаров, месторасположение поселений — значением для людей ближайших рек, гор, лесов.

То же самое относится к государствам. Они формировались прежде всего как средство организованного противодействия разного рода опасностям, ведь вместе легче преодолевать трудности и лишения. Этот принцип действует и сегодня. Мно­гие страны стремятся к интеграции для создания совместных систем защиты от «старых» и новых угроз, все теснее сотрудничают в области снижения рисков эколо­гических, техногенных, демографических, военных и других опасностей. По этому принципу были созданы военно-политические блоки НАТО, Варшавского договора, формируются современные союзы: СНГ, Евросоюз, БРИКС (Бразилия, Россия, Ин­дия, Китай, Южная Африка) и т.д. Выживали те государства, которые надежнее ре­шали проблемы своей военной, экономической, продовольственной безопасности.

Сочетанием финансовых, психологических, тактических, информационных и силовых мер пользовались древнегреческие правители и полководцы Фемистокл, Лисандр, Александр Македонский, карфагенец Ганнибал Барка, римляне Юлий Це­зарь и Октавиан Август, русские полководцы А. В. Суворов, М. И. Кутузов, лидеры Нового Времени Наполеон Бонапарт, У. Черчилль, И. В. Сталин, Г. К. Жуков, К. К Ро­коссовский.

В мировой литературе немало пословиц, содержащих правила безопасности: «Век живи, век учись», «Не зная броду, не суйся в воду», «Искру туши до пожара, бедуотводи до удара»,«Спички не тронь, в спичках огонь» (русские пословицы );«Лучше быть в безопасности, чем потом сожалеть» (американская пословица); «Протоп­танная тропасамая безопасная» (В. Максим); «Человек находит для оправдания своих действий любую причину\ кроме одной;...для своей безопасностилюбой повод, кроме одного, и этим одним является его трусость» (Дж. Б. Шоу); «Только в крайности можно принимать рискованные решения», «Мы предвидим трудности, связанные с осуществлением нашей затеи, но редко думаем о тех, что коренятся в нас самих» (JI. Вовенарг); «Безопасность человекав сладости его языка» (араб­ская пословица); «Коль хочешь голову сберечь свою, обдумывай получше речь свою» (дагестанская пословица) и т.д.

Аристотель и Гиппократ уже рассматривали проблемы охраны здоровья и труда в своих теориях: «Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжи­тельное физическое бездействие», «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровьенапротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни», «Гимнастика, фи­зические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждо­го, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Немалый вклад в практическое и теоретическое решение ряда проблем безопас­ности внесли М. В. Ломоносов, В. И. Вернадский, A. JI. Чижевский и многие другие русские ученые, промышленники, государственные и военные деятели.

Для обеспечения безопасности во все времена культивировались прогноз и анализ ситуаций с помощью толкования знамений (гаданий), переговоры, подкуп, маскировка, поиск лучших вариантов решений, хитрость, обман. Так, с целью де­стабилизации внутреннего положения в 1601 г. в Речи Посполитой объявляется са­мозванец, обманом провозгласивший себя царевичем Дмитрием, якобы спасшимся от убийц, подосланных Борисом Годуновым. Для обмана населения широко исполь­зовались так называемые «подметные» письма, манифесты, подписанные самозван­цем, выступления наемных провокаторов. Ставка делалась на слепую веру народа в законного царя, а также недовольство действиями бояр и некоторыми реформами Б. Годунова. Успеху агрессии способствовали объективные трудности, связанные с двумя неурожаями подряд и сильнейшим голодом в стране. В итоге Лжедмитрий I оказался на престоле Рюриковичей в Кремле (1605 г.). Позднее, при таком же ин­формационном сопровождении, возник Лжедмитрий II (1608 г.), а затем состоялось воцарение в России польского королевича Владислава (1610 г.). День освобождения от покоривших народ лжецов 4 ноября является сегодня государственным праздни­ком России.

Средством защиты являются и принципы человека и отношение к ним в кри­тический момент. В середине XVII в. патриарх Никон, пытаясь упорядочить культ святых и добиться единообразия в их почитании, начинает реформу богослужения. Однако его новшества, вводимые без должной разъяснительной работы, вызвали больше сомнений, чем доверия. Его прямой оппонент Аввакум сумел внушить зна­чительной части русского народа, что за новшествами Никона неизбежно последует гибель Московского царства и наступит царство антихриста. Возникло движение староверов — людей, которые не хотели принимать реформу и продолжали верить в бога на старый лад. Крестьянство целыми деревнями уходило в леса, прокатилась волна самосожжений. Трудно представить масштаб трагедии, лишившей русский народ единства. В России образовалось две православные церкви, существующие и поныне: официальная РПЦ и старообрядческая.

В 1917 г. в критической для страны ситуации одна из партий сумела уговорить массы, что только победа революции обеспечит выход из кровопролитной мировой войны, передачу земли крестьянам, возможность управления государством со сто­роны рабочих. Слабые меры общенациональной безопасности и защиты от лжецов привели к тому, что после революции война переросла из мировой в еще более кро­вавую — гражданскую, в голод и разруху.

В планы противодействующих сторон все больше включаются комплексные, со­гласованные между собой политические, дипломатические, экономические, воен­ные, технические и психологические меры защиты и нападения.

В ходе операции «Эльдорадо Каньон» в Ливии (1986 г.) для уничтожения за­щищенных объектов использовались новейшие средства космической, воздушной и морской разведки, меры оперативной маскировки: дезинформация, режим радио­молчания, обход зон обзора кораблей, радиомаскировка и ложные команды.

Война во Вьетнаме показала, что и заведомо более слабая сторона, применяющая партизанские методы защиты, может противостоять грубой силе США. Психологи­ческое превосходство вьетнамцев («в родном доме и стены помогают») привело к победе и к так называемому «вьетнамскому синдрому» в самих США и в их армии.

Проблемы национальной безопасности все более зависели от новых технологий и средств защиты и систем безопасности. Агрессии НАТО против Югославии в марте- июне 1999 г. предшествовала пропагандистская кампания, имевшая цель дискреди­тировать руководство Республики Югославия, сформировать «образ врага» и обеспе­чить моральную подцержку агрессии. В интересах обеспечения единого мнения о «благородных» действиях натовских войск все сведения о боевых действиях исходи­ли только из пресс-службы НАТО в Брюсселе. Сотни аккредитованных журналистов за отсутствием другой информации были вынуждены тиражировать тенденциозные натовские версии. Одновременно американская авиация беспощадно уничтожила по­ловину радио- и телевизионных передатчиков, ретрансляторов Югославии. После окончания военных действий согласованное политическое, информационное и эко­номическое давление Запада достигло своих целей: к власти в СФРЮ пришло проза­падное руководство, а Милошевич был выдан Гаагскому трибуналу как военный пре­ступник. Таким образом, новые «несмертельные» информационные средства борьбы нанесли тот решающий удар по безопасности и целостности Югославии, который не удалось осуществить с помощью 30 тысяч боевых самолето-вылетов. Примерно тот же сценарий в 2011 г. используется в Ливии против М. Кадаффи за овладение нефтя­ными ресурсами под прикрытием освобождения народа от диктатора.

В США после взрыва в Центре мировой торговли (февраль 1993 г.) для поимки главного исполнителя этой акции Рамзи Юсефа использовались не только СМИ, но и пакетики со спичками (там печатались объявления о розыске и награде). Именно этот вариант стал сильнейшим соблазном для человека, выдавшего Юсефа за обе­щанную награду. Значит, мини-листовки и обещания награды — это тоже средства безопасности.

Видимо, еще мало чему научила глобальная неудача в так называемой «холод­ной», а по сути, информационной, войне с Западом. Вслед за ней было фактически проиграно информационное противоборство в ходе первой Чеченской кампании (1994 г.), а также в отношениях со странами Прибалтики, с Украиной (в ходе выборов 2004г.), с Грузией и даже с большинством русскоязычного населения стран СНГ.

Чтобы успешно противостоять новым вызовам времени и обеспечивать все виды безопасности, России еще предстоит разработать и практически реализовать новые системы безопасности. Это невозможно без создания и изучения в различных сфе­рах жизнедеятельности соответствующих теорий безопасности, в том числе в об­разовательной сфере.

Особое внимание вопросы безопасности привлекали исследователей в XX в. Однако наибольшее социальное звучание она получила в наше время. Это связано со значительными людскими потерями в сферах производственной деятельности и быта. Число пострадавших и ущерб от воздействий негативных факторов возросли настолько, что на современном этапе общество уже не может ограничиваться только применением средств и методов, характерных для техники безопасности, охраны природы и т.п. Оно вынуждено переходить от констатации фактов негативного воз­действия и ликвидации последствий к превентивному анализу и предупреждению их воздействия на человека и природную среду оптимальными защитными мерами. Анализ чрезвычайных ситуаций за последние 10-15 лет показывает, что происходит накопление потенциальных опасностей природных и техногенных катастроф и все более разрушительными становятся последствия.

Изменилось само содержание проблемы: вместо вопроса, какими средствами обеспечивать безопасность, ключевым становится вопрос о приоритете вопросов безопасности при принятии решений, в том числе и управленческих. В сложившей­ся многолетней практике главенствующую роль играла необходимость (а в послед­ние годы — коммерческие интересы) реализации того или иного проекта или объ­екта, где вопросы безопасности для человека, для окружающей природной среды и техносферы рассматривались в рамках уже принятых административных и технико­технологических решений. Такой подход можно понять, ибо человечеству казалось, что «запас прочности» планеты Земля ничем не ограничен и она выдержит любые виды воздействий любой интенсивности и в любом нужном человеку месте. Поэто­му в качестве основного механизма решения вопросов безопасности широкое раз­витие получил инженерно-технический подход, когда под уже заданные технико­технологические параметры системы или объекта адаптируются известные методы и средства обеспечения безопасности. Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, что сама техносфера, созданная на этих принципах, трансформировалась из природной в природно-техногенную. Среда обитания всего живого на планете и са­мого человека стали приносить не благо, но вред в виде аварий, стихийных бед­ствий, болезней, разрушений и т.п. Последнее событие в Японии в марте,2011 г., когда природное стихийное явление — цунами — привело к техногенной катастро­фе — выбросу радиоактивных веществ на АЭС «Фукусима-1», — еще раз постави­ло на повестку дня вопрос о создании комплексных систем безопасности людей и государств от природных и техногенных опасностей факторов среды; а социальные события в странах Северной Африки (2011), разгул международного терроризма, распространение ВИЧ-инфекции и наркомании и т.д. выдвигают проблему защиты от социальных опасностей в ряд неотложных задач для выживания человечества.

Стремление к безопасности обусловило объединение наших предков в сообще­ства, позднее — формирование силовых структур (армии, полиции, служб охраны), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН и Совета безопасности.

Понятно, что поведение человека в этот критический для человеческой циви­лизации период должно быть точно выверено, и все человечество, а не только от­дельные государства, должно научиться жить в рамках новой культуры, культуры разумных ограничений потребностей, культуры гармонии человека и созданной им техносферы с природой. XXI в., чтобы не стать последним в истории человечества, должен изменить парадигму жизни, поставив во главу безопасность жизнедеятель­ности как обязательное условие выживания.

В контексте современной неустойчивой ситуации очевидна необходимость пе­реосмысления опыта исторического прошлого, выявления творческого потенциала для воссоздания культурных традиций общества и восстановления среды обитания для нынешнего и будущего поколений. В начале третьего тысячелетия остро встал вопрос: как спасти само человечество, цивилизацию и биосферу в целом от само­уничтожения. Новые проблемы не могут решаться на фундаменте старых знаний. Кардинальной перестройки требует не внешний антураж окружающего мира, а сам человек, его мировосприятие, система ценностей, внутренний духовный мир.

Наше государство в силу сложившихся обстоятельств, пережитых потрясений от крупномасштабных ЧС в числе первых осознало опасность указанных тенденций и подняло проблему защиты человека и общества от нарастающей угрозы социаль­ных, природных и техногенных катастроф на уровень государственной политики.

27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственно­го комитета РСФСР».

14 мая 1991 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 253 в государственных общеобразовательных учреждениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

30 июля 1991 г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный ко­митет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем Комитета был назначен Сергей Шойгу.

19 ноября 1991 г. Указом Президента РСФСР № 221 на базе ГКЧС РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР).

1991 г. стал годом образования и становления федерального органа исполни­тельной власти Российской Федерации, уполномоченного решать вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера.

18 апреля 1992 г. принято Постановление Правительства РФ № 261 «О созда­нии. Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС), которым утверждено Положение об РСЧС, а также определены функции органов государственного управления РФ по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О Единой государственной системе предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

10 января 1994 г. Указом Президента РФ № 66 «О структуре федеральных ор­ганов исполнительной власти» ГКЧС России преобразован в Министерство Россий­ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

20 января 1994 г. Указом Президента РФ № 171 министром РФ по чрезвычай­ным ситуациям назначен Сергей Шойгу. Вся деятельность РСЧС организуется и проводится в рамках международного сотрудничества (Международной организа­ции гражданской обороны).

В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

В 1997 г. в целях консолидации усилий всех уровней власти Российской Федера­ции и граждан по обеспечению национальных интересов была утверждена Концеп­ция национальной безопасности (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300; обновлена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Для повседневного управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций (РСЧС) Указом Президента РФ от 23 октября 2008 г. № 1515, распоряжением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 43-р и приказом МЧС РФ от 4 марта 2009 г. № 117 создан Национальный центр управления в кризисных си­туациях.

Однако в условиях глобализации процессов мирового развития, политических и экономических отношений формируются новые угрозы и риски для развития лич­ности, общества и государства. Поэтому Россия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.

12 мая 2009 г. Президент РФ, Председатель Совета Безопасности РФ Д.А. Мед­ведев подписал Указ № 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года». Главная задача Стратегии НБ (как и предыдущей Концепции) — консолидация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов госу­дарственной власти субъектов РФ, организаций и граждан РФ в сфере обеспечения национальной безопасности.

Стратегия национальной безопасности РФ представляет собой систему взгля­дов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внеш­них и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, включая социальную.

Подобно Конституции России и Закону «О безопасности» в ней во главу постав­лены «права и свободы» личности, «демократические основы» общества и консти­туционный строй государства». Ядром новой стратегии Президент России Дмитрий Медведев определил соединение классической внешней политики, полйтики в об­ласти безопасности и военной политики с вопросами внутреннего развития, которое рассматривается наравне с ними в целях обеспечения национальной безопасности.

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: