Основные положения дисциплины

1.С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действу­ет в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное по­зволяет сформировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

2.Все опасности причиняют вред здоровью человека: нервные потрясения, трав­мы, болезни, летальный исход, а также ущерб окружающей природной среде, ма­териальным и духовным богатствам общества и государства. Следовательно, опас­ности — это то, что угрожает не только человеку, но обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

3.Обеспечение безопасности деятельности — приоритетная задача для лично­сти, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существу­ет некоторый остаточный риск — вероятность реализации опасности. Поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться, т.е. безопасность — это приемлемый риск.

Как достичь безопасности? Первейший и главнейший способ состоит в образо­вании и просвещении людей. Другого пути просто нет. И вот почему.

4. Опасности по своей природе вероятностны (т.е. случайны), потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т.е. всеоб­щи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожа­ют опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают или не задумываются. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни. Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

5. Все опасности действуют в пространстве и во времени. Они есть везде и всегда при использовании любых объектов, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и пр.).

6. Защита от опасностей достигается совершенствованием средств и объ­ектов защиты, применением защитных мер.

Рост техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения и нейтрализации опас­ностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности чело­века — от дошкольного образования до повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Очевидно, что для согласованного решения общих проблем личной, обществен­ной, национальной или глобальной безопасности необходима некая общая теория и методология, которая может и должна опираться на все подходы и методы, интегри­руя их в рамках системного представления проблем безопасности, в их взаимосвя­зях и целостном единстве. Эффективное решение сложных комплексных проблем безопасности современности (например, транспортных и экологических проблем мегаполисов) может быть найдено только на основе методологии общей теории без­опасности. Иначе «нос вытащим, а хвост увязнет», и наоборот.

Такой же системный подход необходим при решении разноплановых и противоре­чивых проблем развития личности, ее образования, культурного и семейного воспи­тания в интересах безопасности общества. Например, чем лучше образован человек, но не воспитан в духе правопослушания, тем сложнее и опаснее его противоправные действия, например, в кредитно-банковской сфере, в информационных сетях.

Теория безопасности — это система знаний о возникновении и видах опасно­стей, о сущности, закономерностях и принципах безопасности, общих задачах и ме­тодах формирования условий и систем обеспечения безопасной жизнедеятельности человека, общества и государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: