Потребность в безопасности

Физиологическая потребность в пище,

питье, кислороде и т.д.

Рис. 1.1. Базовые потребности человека (по Ж. Годфруа, 1992)

Следует заметить, что после удовлетворения физиологических потребностей удовлетворение потребностей более высокого уровня возможно только после обе­спечения безопасности. Более того, многие высшие потребности человека отчасти и вызваны стремлением к повышению уровня своей безопасности. В сообществе человек чувствует себя безопаснее.

Потребность в уважении и признании служит основанием для того, чтобы ин­тересы сообщества стали личными интересами, что в конечном итоге тоже служит повышению безопасности большинства членов сообщества. Механизмом преобра­зования интересов сообщества в личные интересы (через потребность в уважении) служит мнение окружающих, традиции и обычаи, мораль и законы.

Следующей потребностью является развитие, а оно дает в руки человека всё более эффективные средства и методы обеспечения безопасности. Наконец, эсте­тические потребности, духовное развитие личности позволяют формировать в со­знании высшие общественные ценности, в том числе ценность человеческой жизни. Таким образом, все потребности более высокого уровня вырастают и невозможны без удовлетворения потребности в безопасности. Одновременно они и служат ей. Все сферы разумной жизнедеятельности человека в конечном итоге имеют целью обеспечение развития и повышение уровня безопасности человека.

Ни одна социальная, техническая или природная система не может выжить и развиваться без наличия в них элементов и систем безопасности.

Система безопасности включает в себя элементы организации защиты человека, средства защиты, культуру безопасного поведения, знания закономерностей среды и опасных факторов, умение человека предвидеть, выявлять и правильно оценивать эти факторы и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих элементов можно говорить о создании (проектировании) действенной системы комплексной безопасности.

Можно выделить обеспечение индивидуальной безопасности личности, ко­торое включает профилактику попадания данной личности в опасные ситуации, формирование средств индивидуальной защиты и навыков безопасного поведения. И более масштабное — обеспечение коллективной безопасности, предполагаю­щее создание защищенного пространства, средств и условий для спокойной и мак­симально комфортной жизнедеятельности множества людей. Как индивидуальная, так и коллективная безопасность могут быть обеспечены только при безопасности национальной (государства), т.е. его территориальной целостности, независимо­сти, соблюдении конституционных прав и свобод личности.

Обеспечение безопасности в системе образования зависит не только от оснащен­ности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от профессионализма персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образователь­ных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с ад­министрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников об­разовательного учреждения к действиям в чрезвычайных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: