Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к книге, теме (проблеме), чтению. Правильно подобранные вопросы помогают читателям сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. Поэтому к выбору типа вопросов надо отнестись серьезно и подойти творчески. А чтобы облегчить поиск, мы предлагаем нижеследующие методические рекомендации.
Вопросы по классификации по программе развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова различаются:
по составу:
1) простые,
2) сложные;
по логической структуре:
1) уточняющие (закрытые),
2) восполняющие (открытые);
по ожидаемой форме ответа:
1) общие,
2) риторические,
3) проблемные,
4) остропроблемные;
по уровню учебной деятельности:
1) продуктивные,
2) репродуктивные;
по управлению познавательной деятельностью:
1) отдаленно-ориентирующие,
2) определенно-направляющие,
3) наводящие,
4) подсказывающие;
по организации процесса обучения:
|
|
1) побудительные,
2) направляющие,
3) тормозящие,
4) обобщающие,
5) наводящие,
6) отправные,
7) подготовительные;
по форме:
1) корректные (правильно поставленные),
2) некорректные (неправильно поставленные);
по характеру:
1) нейтральные,
2) благожелательные,
3) неблагожелательные,
4) враждебные,
5) «острые».
Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:
- вызывающие интерес,
- привлекающие внимание,
- переключающие внимание,
- помогающие оценить знания,
- возвращающие к основной теме,
- помогающие вести занятие,
- помогающие углубиться в тему,
- апеллирующие к эмоциям, открывающие (закрывающие) обсуждение,
- позволяющие сделать обобщение, вывод, определение,
- влияющие на ход обсуждения,
- подводящие итог обсуждения.
Методические принципы задавания вопросов
Вопросы должны быть:
– краткими и точными;
– задаваться в логической последовательности с возрастающей сложностью;
– будить мысль, развивать мышление;
– не повторяться;
– идти от общего к частному (или наоборот, но не нарушая одного из этих принципов);
– сопровождаться паузой, чтобы все могли собраться с мыслями;
– требовать распространенных ответов.