В ХХI в

Одним из существенных обстоятельств ХХI века, замедляющих развитие теории социальной работы является проблема научного статуса. Социальная работа не внесена в номенклатуру научных специальностей (не является научной отраслью), поэтому диссертационные исследования, освещающие те или иные проблемы социальной работы, выполняются в таких научных отраслях как экономика, педагогика, социология, философия, медицина, психология. Данное обстоятельство затрудняет становление единого понятийного поля, развитие научных школ социальной работы. Выпускники специальности «социальная работа» имеющие склонность к занятию научно-исследовательской деятельностью вынуждены встраиваться в смежные научные специальности, и работать на развитие именно этих сфер научного знания.

Проблема методологической культуры и качества профессионального образования по специальности «Социальная работа». Последовательное следование методологии является результатом определенной культуры научной и образовательной деятельности. Поэтому для формирования стройных научных концепций, последовательно реализующих тот или иной методологический подход к пониманию социальной работы необходимо время, за которое несколько поколений исследователей, преподавателей теории и истории социальной работы могли бы решить эту задачу.

Проблема производства, хранения и переработки технолого-методического знания. Основная масса работающих ныне специалистов социальной работы, люди, не имеющие специального образования, следовательно, обобщение опыта в рамках более или менее однородного терминологического аппарата затруднено. Кроме того, на данный момент можно констатировать отсутствие центров методической работы, которые могли бы обеспечить накопление и обработку передового опыта практической деятельности.

Анализ ситуации сложившейся в науке о социальной помощи и защите населения позволяет выделить три ориентира развития теории социальной работы.

Институциональный ориентир развития теории социальной работы предполагает формирование пространства общения теоретиков в сфере социальной работы, организация взаимодействия социальных философов с представителями иных междисциплинарных научных специальностей социальных психологов, социальных педагогов, исследователей социальной истории, экономики и социологии. Таким пространством могут быть научные конференции по теории и методологии социальной работы, издание журнала соответствующего профиля. Кадровый ориентир- повышение квалификации работающих в социальных службах специалистов объективно будет происходить за счет смены поколений работников, в случае поддержания высоких требований к профессиональной квалификации. Существенную роль в ускорении процесса развития кадров могли бы сыграть нормы регулярного повышения квалификации работающих специалистов в определенных учебных центрах. Организационный ориентир – формирование групп исследователей, создание методических служб, методических кабинетов на уровне субъектов федерации. Эффективность деятельности в рамках названного ориентира обусловлена наличием заказа со стороны органов управления социальной защитой населения, повышением требований к научной обоснованности методик и технологий, стимулированием инновационной деятельности в учреждениях социального обслуживания населения. Интеграция научного и учебного, теоретического и практического знания. В первое десятилетие существования социальной работы как самостоятельной профессиональной сферы теория социальной работы как отрасль научного знания достаточно сильно отстала от теории социальной работы как учебной дисциплины. Эти парадоксально сложившиеся обстоятельства являются помехой в развитии и учебного, и научного знания. Разрешение данного противоречия зависит от уровня требований, предъявляемых к качеству преподавания в вузах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: