Проблемы эффективности в социальной работе

Проблема – в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. Эффективность как обобщенный, интегральный показатель качества функционирующей системы можно трактовать следующим образом:

- степень достижения результата,

- последствия («эффекты»), которые вызываются действием результата,

- отношение полученных результатов к затраченным усилиям, ресурсам.

Сложности в определении эффективности социальной работы обусловлены противоречиями, возникающими при определении целей социальной работы: объективной невозможностью их полного преодоления трудностей жизнедеятельности индивидов, групп, общностей на существующем уровне развития науки и техники; неконгруэнтность индивидуальных и социальных эталонов существования при господстве заявительной системы; дилемма предельности помощи и перехода в другие виды социальной практики.

Сложность определения эффективности социальной работы вызывается также несовершенством имеющихся инструментов диагностики (мониторинга). В специальной литературе выделяют следующие методы оценки эффективности социальной работы: параметрический метод, метод факторов оценки эффективности (неэффективности), метод «задачи – результаты – затраты». Параметрический метод предполагает сопоставление двух ключевых параметров: описание состояния клиента в начале процесса оказания ему помощи и после того, как необходимый объем услуг был предоставлен. Для параметрических методик характерно так называемой промежуточной или текущей эффективности, при которой параметры, достигнутые в какой-то момент времени, сопоставляются с параметрами «на входе». Метод факторов эффективности и неэффективности может применяться как своеобразная оценка профессионализма, деловитости, прагматизма, руководителей соответствующей структуры в системе социальной защиты населения. Особенность данного метода – не только его чисто оценочный характер, но и направленность на решение практически значимых проблем, входящих в перечень «факторов неэффективности». Для осуществления метода «задачи – результаты – затраты» требуется ресурсные измерения задач, выполняемых данным учреждением (предполагаемые задачи по затратам), ресурсные измерения фактически достигнутых результатов, ресурсное измерение задач и достигнутых результатов за определенный период времени. Метод «задачи – результаты – затраты» определяет необходимость четко поставленного учета связанного с достижением результатов и производимыми затратами; требует организации и ведения «внутриучережденческой статистики», в том числе и так называемой «нестандартной статистики».

Эффективности социальной работы содействует: точное определение проблемы клиента, анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятному решению проблемы; оценка разрешимости проблемы; планирование социальной работы с клиентом; вовлечение клиента в разрешение проблемы; совместная оценка изменений, достигнутых положений клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: