Политика государства в области социального партнерства

Мировой опыт и российская практика последних лет показывают, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание социального мира в трудовой сфере, основанного на взаимном уважении сторон, учете взаимных интересов, поиске компромиссных решений и взаимоприемлемых вариантов сотрудничества. Наиболее эффективным способом достижения оптимального баланса интересов в сфере трудовых отношений является система социального партнерства.

Социальное партнерство – особый тип отношений в обществе присущий государствам с рыночной экономикой; способ регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов работников и работодателей через заключения коллективных договоров и соглашений. Социальное партнерство выступает как метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов, оно является механизмом достижения социальной стабильности общества, и способствует эффективному развитию государства.

Особое место в социальной защите работников отводится профессиональным союзам, призванных предоставлять и защищать интересы работающих во всех государственных структурах. Профессиональный союз (профсоюз) – добровольное общественное объединение граждан, связанных между собой производственными и профессиональными интересами. Целью создания, которого является защита интересов работающих граждан, отстаивание своих прав и свобод через представительство. В России профсоюзы являются одним из основных субъектов в социальной политике государства.

В целях установления и сохранения социального мира, и регулирования социально-трудовых отношений, защиты прав человека была создана Международная организация труда (МОТ) – единственная организация с трехсторонним представительством. Россия является ее членом.

Система социального партнерства как сложившаяся практика и целостная идеология утвердилась лишь во второй половине двадцатого столетия (поле второй мировой войны) главным образом в развитых капиталистических станах (Германия, Швеция, Италия, Франция и др.).

Система социального партнерства в России основывается на принципах МОТ, по которым строится законодательство о труде и занятости. 15 ноября 1991года за №212 Президентом РФ подписан Указ «О социальном партнерстве и разрешение трудовых споров (конфликтов)». 24 января 1992 года, за №45 вышел Указ Президента «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально- трудовых отношений». В 1992года образована Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители правительства, профсоюзов и предпринимателей. Специальный раздел «О социальном партнерстве в сфере трудовых отношений» включен в Трудовой кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 97-ФЗ.

Современное российское законодательство выделяет следующие принципы социального партнерства:

-равноправие сторон;

-уважение и учет интересов сторон;

-заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

-содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

-соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных актов;

-полномочность представителей сторон;

-свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

-добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

-реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

-обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

-контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

-ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Решением вопросов занятости, социальной защиты работника и членов его семьи, обязано заниматься не только государство, вырабатывающее основные направления социальной политики, но и общество в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: