Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы

Технология социальной работы – последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов клиента и достижение выхода из трудной жизненной ситуации. Профессиональное мастерство – сочетание личностно-деловых качеств и свойств личности специалиста по социальной работе, а также его знаний и опыта. Индивидуальная техника – совокупность умений и навыков специалиста по социальной работе, которая необходима для эффективного сопровождения клиента в целях преодоления его трудной жизненной ситуации. В соответствии с подходом Е.И. Холостовой, признаками технологии социальной работы являются:

1. Разделение процесса оказания помощи клиенту на этапы, включающие конкретные формы и процедуры;

2. Поэтапная координация действий специалистов, направленных на достижение результата;

3. Однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.

Технология социальной работы реализуется на основании следующих принципов:

1. Профилактической направленности;

2. Предоставления государственных гарантий в сфере реализации технологий социальной работы;

3. Обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех категорий клиентов;

4. Последовательности всех видов технологий социальной работы;

5. Преемственности всех видов технологий социальной работы;

6. Ориентации технологии социальной работы на индивидуальные потребности клиентов;

7. Ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за результативность внедрения технологий социальной работы.

Основными понятиями технологии социальной работы являются: методика (общая, конкретная, частная); формы социальной работы; методы.

Технология социальной работы представляет собой алгоритм действий специалиста, реализуемый с помощью методики (программ деятельности, правил осуществления процесса помощи, требований) в условиях социальной службы, учреждения социального обслуживания населения. Она всегда имеет методическое обеспечение. В социальной работе методика подразделяется на общую, конкретную и частную. Общая методика – это программа, включающая в себя цель работы, задачи, этапы, общее содержание, средства. К общей методике можно отнести: методику социально-реабилитационной работы в стационарном учреждении социального обслуживания населения, методику предоставления государственной помощи в нестационарном учреждении социального обслуживания населения и др. Конкретная методика – последовательность действий и способов взаимодействия с клиентом при реализации конкретной формы социальной работы: методика первичного приема, методика социального патронажа и т.д. Частная методика – это система правил, требований, предъявляемых к организации процесса оказания помощи конкретному клиенту, предполагающая эффективное решение частных задач, которые определяются специалистом по социальной работе для выхода из конкретной трудной жизненной ситуации. Примерами частных методик могут быть: методика развития навыков самообслуживания воспитанника социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, методика развития (или компенсации) умений и навыков социально-средовой ориентации инвалида и т. д.

Организационные формы содержания технологий социальной работы подразделяются на индивидуальные и групповые. К индивидуальным формам можно отнести: первичный прием, беседу, консультирование. Технологии социальной работы воплощаются в практику с помощью групповых форм: социального патронажа, семейного консультирования, фронтальной беседы, социального тренинга, занятий – практикумов, коллективно-творческих дел.

Технологии социальной работы применяются на практике с помощью следующих групп методов: организационно-распорядительных, психолого-педагогических, социально-экономических. Группа организационно-распорядительных методов – совокупность способов и приемов, с помощью которых устанавливаются правила внутреннего трудового распорядка в социальной службе, определяются рамки поведения руководителей (директора, заведующего отделением) и подчиненных (специалиста по социальной работе, социального работника), устраняются недостатки в профессиональной деятельности специалистов. К данной группе методов относятся: регламентирующие, распорядительные, дисциплинарные и другие методы.

Психолого-педагогические методы – совокупность способов и приемов, направленных на развитие личности клиента, формирование его активности и ориентированные на повышение его социально-психологической компетентности. Среди психологических методов различаются психопрофилактические и психокоррекционные.

Социально-экономические методы – совокупность способов и приемов, с помощью которых специалист по социальной работе содействует обеспечению клиента минимальным набором продуктов питания, непродовольственными товарами и услугами, необходимыми для сохранения его здоровья и жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: