Описание результатов моей деятельности

Бланк ответов для социометрии

ФИО_________________________________________________________

1. Кого из учащихся своего класса ты бы взял в интеллектуальную викторину?____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кого из своего класса ты пригласил бы на день рождения? _____

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Находясь в походе, с кем из учащихся из своего класса ты хотел бы жить в одной палатке?________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

4.С кем из учащихся своего класса ты не хотел бы оказаться на необитаемом острове?_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 9.

Обработка результатов исследования

п/п Фамилия, имя учащегося 1-ый вопрос 2-ой вопрос 3-ий вопрос 4-ый вопрос Всего
1-й выбор 2-й выбор 3-й выбор 1-й выбор 2-й выбор 3-й выбор 1-й выбор 2-й выбор 3-й выбор 1-й выбор 2-й выбор 3-й выбор
                             
                             
                             
                             

С помощью таблицы проводим количественную обработку полученных данных. Для этого подсчитайте количество выборов, полученных каждым учеником. Отметьте учеников, получивших наибольшее, наименьшее число выборов.

Интеллектуальный лидер в классе (успешен в освоении многих предметов, хорошо эрудирован, ориентируется во всех сферах знания…)

Эмоциональный лидер (веселый, умеёт организовать деятельность команды, энергичный, обладает высоким чувством юмора, «душа компании»…).

Надежный (ответственный, способный брать ответственность за других, дисциплинированный, сопереживающий, умеющий поддержать в трудную минуту…).

Нуждающийся в поддержке (плохо идет на контакт, необщительный, безразличный к делам класса, конфликтный…).

Сделайте вывод по исследованию:_______________________

Качественный анализ проведите с помощью социоматрицы. Заполните таблицу (матрица предпочтений).

Социоматрица

Для обработки полученных данных следует использовать социоматрицу. Её заполняют следующим образом. В алфавитном порядке в соответствующие графы матрицы (по вертикали) заносят фамилии учащихся (кто выбирает). По горизонтали проставляют порядковые номера тех же школьников (для отметки тех, кого выбирают). Сведения из таблицы переносят в матрицу, причем цифрами I, II, III обозначается порядок предпочтения при выборе, знаком «-» - пренебрегаемые ученики.

После переноса всех данных из таблицы подсчитывают количество выборов и взаимных выборов у каждого школьника (подсчет производится по вертикали). Количество выборов и является показателем популярности ученика в классе.

На основании этих показателей можно вычислить социометрический статус каждого ученика, который равен отношению суммы полученных им голосов к максимально возможному их числу:

где СА – статус ученика А; - сумма полученных голосов, R - число членов группы, участвующих в выборах.

Социограмма

Социограмма представляет собой концентрические окружности (Приложение 4), на которых условными знаками отмечаются односторонние и взаимные выборы в соответствии с принятой шкалой статусов:

в первом круге помещаются те, кто получил (в нашем случае) 6 и болеё выборов;

во втором – 3-5 выборов;

в третьем – 0 выборов.

Например, 8→21, т.е. 8-я выбирает 2-го, он не выбирает 8-ю (односторонний выбор), а если, например, 10↔4, 10-й выбирает 4-гои 4-й – 10-го, и это отмечается как взаимный выбор.

На социограмме можно увидеть, как дифференцируется класс по социометрическим выборам, как в нем выделяются лидеры, можно также отметить наличие группировок.

На основе социограммы оценивается состояние взаимных выборов. Устанавливают, например, уровень взаимности межличностных отношений (УВМ). С этой целью рассчитывают коэффициент удовлетворенности межличностными отношениями (КУ):

где N – общеё число выборов, полученных в опросе; N1 – число взаимных выборов.

Пример заполнения матрицы предпочтений

№ п/п Фамилия, имя                
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. … 32. Антипов Е. Александров Т. Белкин А. Бородин М. Весник Ю. Герасимрва Т. Евтушенко Н. …………………….. Чистяков О.   II I III … III I I II I III II II … III III … - …   II II I I I … I   - - - - - II … II … … … … … … … … …   III II III - …
  Всего выборов I II III                 … … …  
  Аутсайдеры                
  Взаимных выборов                

По значению КУ ученики могут быть ранжированы по четырем группам:

1-я: КУ=75% - 100%

2-я: КУ=50% - 75%

3-я: КУ=25% - 50%

4-я: КУ=0% - 25%

Если в классе преобладает 1-я и 2-я группы, то УВМ благополучный, а если 3-я и 4-я – то неблагополучный.

Вывод: _______________________________________________

Схема характеристики класса

Класс ___________________________________________________

1. Состав класса по возрасту ____________________________________

2. Состав класса по полу: _________ девочки, ____________ мальчики.

3. Неполные семьи ___________, многодетные семьи _______________

4. Материально не обеспеченные семьи ___________________________

5. Учащиеся с ослабленным здоровьем: ___________________ человек.

6. Отношение класса к учебной деятельности (мотивы обучения):

o количество неуспевающих учащихся ________________________;

o причины школьной неуспеваемости:_________________________

- меры педагогического влияния, принимаемые для повышения уровня учебной работы, их результативность:_________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Социально-психологический климат в классе.

  • стиль межличностных отношений в классе:___________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

  • степень сплоченности, взаимопомощи в детском коллективе: ___

________________________________________________________________________________________

  • неформальное лидерство в классе (классный актив): ___________

_____________________________________________________________________________________________________________________

  • учащиеся, отверженные в детском коллективе: ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • причины дезадаптации:___________________________________
  • круг коллективных интересов: ____________________________
  • система основных общественных поручений учащихся (постоянных и периодических):___________
  • отношение к общешкольным делам и общественным поручениям: ___________________________________________

9. Какие традиции существуют в классе: ___________________________

10. Характеристика детей «группы риска», требующих педагогической поддержки:_________________________________________________

  • учащиеся с низкой дисциплиной, посещаемостью; причины: ___
  • учащиеся с трудностями в общении (замкнутость, агрессивность, гиперподвижность, повышенная тревожность, конфликтность в отношениях со сверстниками и др.); причины дезадаптации: ____
  1. Меры, принимаемые классным руководителем по работе с детьми «группы риска», их результативность.__________________________

12. Стиль отношений классного руководителя с детским коллективом:___________________________

Требования к выполнению задания. Задание будет считаться выполненным, если Вы:

– из беседы с классным руководителем выяснили, какие методики он использует для изучения ученического коллектива;

– используя предложенные или самостоятельно найденные методики, провели исследование ученического коллектива;

– составили характеристику наблюдаемого ученического коллектива;

– полученные результаты сопоставили с имеющейся информацией классного руководителя;

– информировали классного руководителя о полученных результатах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: