Профессиональная педагогическая задача. Для учителя детский коллектив является одной из целей его деятельности, выступает как объектом заботы, так и субъектом саморазвития и самовоспитания учащихся. Для того чтобы продуктивно использовать воспитательный потенциал коллектива, учителю необходимо иметь представление о его сущности, свойствах, условиях эффективного функционирования. В классном коллективе происходит становление социальной позиции школьника, проявление его личностных и учебных достижений. Для оказания поддержки каждому ученику, создания ситуации успеха и атмосферы сотворчества и сотрудничества актуальным для учителя является выявление особенностей ученического коллектива, его лидеров и детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Одной из групп задач профессиональной деятельности учителя является задача, связанная с изучением психолого-педагогических особенностей учащихся в ученическом коллективе («уметь видеть ребенка в образовательном процессе»). Как учитель может выявить особенности ученического коллектива, его лидеров и социальный статус детей в коллективе, для того, чтобы оказать поддержку каждому ученику, создавать ситуацию успеха и атмосферу сотворчества и сотрудничества?
|
|
Методы педагогического исследования:
– Наблюдение.
– Опросные методы (анкетирование, беседа, интервью).
– Изучение источников (школьной документации).
Задание: 1) на основе беседы с классным руководителем выясните, какие методики он использует для изучения ученического коллектива;
2) проанализируйте возможности данных методик для комплексного изучения ученического коллектива;
4) используя предложенные методики, проведите исследование ученического коллектива по определенным параметрам;
5) составьте характеристику ученического коллектива наблюдаемого Вами класса.
Ожидаемый результат. В результате выполнения задания Вы овладеваете следующими компетенциями:
Общепрофессиональными (ОПК):
ОПК-3 – владение основами речевой профессиональной культуры;
ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
Профессиональными (ПК):
ПК-3 – способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.
ПК-5 – готовность включаться во взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.