К числу западных соседей Руси относились литовские племена. Основным их занятием являлось земледелие, скотоводство, различные промыслы – охота, бортничество, а у населения, проживавшего на побережье Балтийского моря – рыболовство и добыча янтаря. Имелись и некоторые виды ремесел. По своим верованиям литовцы были язычниками, поклонявшимися силам природы. Верования литовцев находились на этапе политеизма, хотя в их религии отчетливо прослеживались и более ранние религиозные формы – фетишизм, тотемизм. Наиболее почитаемым был бог грома и огня, который, так же как и у восточных славян, носил имя Перуна (Перкунаса).
Литовцы жили племенами, которые возглавлялись князьями, называемыми «рикасами» и «кунигасами». Несмотря на то, что этих близкородственных литовских племен было много, уже в XII в. они делились на две этнические группы – аукштайтов, обитавших в бассейне Среднего Немана (Верхняя Литва, именно эта территория и именовалась собственно Литвой) и жемайтов, обитавших в области Нижнего Немана (Нижняя Литва – Жемайтия или Жмудь, как ее называли в славянских источниках).
|
|
В XII в. у литовцев происходит постепенное разложение родоплеменных отношений, появляются союзы князей, которые совершают набеги на своих соседей – поляков на западе и русских на востоке. В свою очередь русские князья также осуществляли походы на литовские земли. Эти военные столкновения не несли существенной угрозы ни литовцам, ни русским. В первые десятилетия XIII в. литовские племенные союзы укрепляются, выделяются «старшие» князья, власть которых усиливается. Таким образом Литва вступила на путь складывания государственности.
Между тем ситуация для литовских земель в первой половине XIII в. резко изменилась, что было связано с экспансией немецких крестоносцев в Прибалтике. Она грозила самому существованию литовцев, о чем красноречиво свидетельствовала судьба пруссов – родственного литовцам народа, обитавшего между Вислой и Неманом. Рыцари Тевтонского ордена полностью подчинили их, а на прусских землях создали свое государство. Литовцы вступили в ожесточенное противостояние с крестоносцами. Под влиянием этих событий вся жизнь литовских племен перестроилась на военный лад. В итоге экспансия крестоносцев значительно ускорила процесс консолидации Литвы и образования Литовского государства.
Объединение литовских земель сопровождалось, как и во многих других странах, ожесточенной борьбой за власть между различными князьями. Победа досталась Миндовгу. Он и считается основателем Литовского государства. Впервые его имя упоминается в русских летописях в 1219 г. О том, как Миндовг объединял литовские земли, достаточно красноречиво свидетельствует одна из записей волынского летописца, из которой следует, что Миндовг «нача избивати братью свою и сыновце (т.е. племянников) свои, и другие выгна из земли и нача княжити один во всей земле Литовской». В 1236 г. литовцы под предводительством Миндовга нанесли жестокое поражение Ордену меченосцев в битве при Сауле (Шауляе). Эта победа значительно упрочила лидерство князя в борьбе за власть. Миндовг продолжал расправляться со своими противниками, отнимал земли у многих литовских князей и даже у своих родственников.
|
|
Образование Литовского государства обычно датируется 40–50-ми гг. XIII в. По поводу того, что из себя представляло это государство, в литературе существуют различные точки зрения. Так, А.Ю. Дворниченко полагает, что централизация в Великом княжестве Литовском была весьма относительной: оно являлось ни чем иным как «рыхлым» «союзом союзов» литовских племен, а «самодержство» Миндовга, упоминаемое русским летописцем – это всего лишь цветастый риторический оборот. Другой автор, занимающийся данной проблемой, С.В. Думин, считает, что с самого начала Литовское княжество необходимо рассматривать именно как «государство, а не аморфный военный союз племенных княжеств».
В состав Великого княжества Литовского входили не только литовские, но и русские земли, и практически все авторы, занимающиеся историей этой страны, отмечают, что Великое княжество Литовское по сути было литовско-русским государством. В частности, С.В. Думин пишет, что Литовское княжество «с момента своего появления на страницах летописей и хроник в 40-е годы XIII в., являлось балто-славянской державой» и что его возникновение «явилось результатом компромисса, соглашения между литовской знатью и местным восточнославянским боярством» при поддержке горожан.
Ответ на вопрос, почему стал возможным подобный компромисс и почему западнорусские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, следует искать в той общеисторической ситуации, которая сложилась тогда в Литве и на Руси. Дело в том, что литовцам не удавалось справиться с крестоносцами самостоятельно: не хватало ни людских, ни материальных ресурсов. Все это литовцы могли получить в славянских землях, поэтому в середине XIII в. начинается литовская экспансия на юг и юго-восток, т.е. на территорию русских княжеств. В свою очередь, эти княжества, ослабев после татарского нашествия, готовы были искать союза с Литвой, чтобы избежать татарского ига. Уже при Миндовге в Литовское государство вошла Черная Русь – земли в бассейне Немана вокруг Гродно. Так начало складываться «ядро Литовско-Русского государства» (А.Ю. Дворниченко).
С самого начала своего существования новое государство столкнулось с проблемой религиозного плюрализма. Литовцы были язычниками, а славянское население княжества исповедовало православие, что не мешало им мирно сосуществовать под властью Миндовга. Сам литовский князь рассматривал вопрос своего вероисповедания прежде всего в связи с проблемой укрепления княжеской власти. Так, он поддержал крещение в православие своего сына Войшелка, которому передал на княжение Новогрудские земли, полагая, что это укрепит его позиции среди русского населения. Вместе с тем, Миндовг, надеясь остановить наступление крестоносцев, принял в начале 50-х гг. XIII в. католицизм и получил из рук папы римского королевский венец. Но надежды литовского князя на помощь Рима не оправдались. К тому же тевтонские рыцари понесли ряд серьезных поражений от язычников Жмуди. Все это побудило Миндовга в 1261 г. отречься от католической религии, после чего под его власть перешла языческая Жмудь.
|
|
Одним из факторов, негативно влиявших на развитие Литовского государства, являлись усобицы внутри правящей династии. Особенно ожесточенный характер они приняли во второй половине XIII в. В 1263 г. Миндовг вместе с двумя младшими сыновьями был убит в результате заговора, который возглавили жмудский князь Тройнат и один из литовских князей Довмонт. Причиной возникновения заговора была не только борьба за власть, но и личные мотивы, поскольку после смерти своей супруги Миндовг отнял у Довмонта его жену, приходившуюся сестрой покойной королеве Марте и очень на нее похожую.
Вступивший на великокняжеский престол Тройнат расправился с претендовавшим на власть племянником Миндовга Товтилом, но вскоре и сам был убит. При поддержке сторонников своего покойного отца и славянского населения земель, входивших в состав княжества, на престоле утвердился Войшелк. Он жестоко расправился со своими противниками («и поча вороги свои убивати: изби их бесчисленное множество»), однако некоторым удалось бежать, в том числе князю Довмонту. Довмонт был принят в Пскове и княжил там 33 года, прославившись борьбой с крестоносцами, за что впоследствии был причислен к лику святых.
Придя к власти, Войшелк намеревался провести религиозную реформу – крестить Литву по православному обряду. С этой целью он в 1265 г. обратился за помощью к Пскову, прося прислать ему священников. Но с 1266 г. там стал княжить Довмонт, поэтому Войшелк отказался от контактов с псковичами «привечающими преступников», и крещение Литвы не состоялось. В княжестве между тем вновь обострилась борьба за власть, и весной 1267 г. Войшелк был убит. С его смертью была упущена возможность принятия Литвой православия, а, следовательно, упущен и реальный шанс «преодолеть религиозно-национальный дуализм, свойственный этому государству с момента его создания» (С.В. Думин).
Период междоусобиц в Литовском государстве продолжался до конца XIII в., когда при князе Витене (1293–1315) великокняжеская власть заметно окрепла. Расцвет Великого княжества Литовского связан с именем брата Витеня Гедимином (1316–1341). При нем число русских земель в составе княжества увеличивается – были подчинены Минск, Туров, Витебск, Пинск. В Полоцке на княжении тоже оказались литовские правители. Кроме того, влияние Гедимина распространялось на Киевскую, Галицкую и Волынскую земли.
|
|
При сыне Гедимина Ольгерде (1345–1377) Литва присоединила значительные территории и продолжала успешно обороняться от крестоносцев, борьбу с которыми взял на себя брат и соправитель Ольгерда Кейстут. Стремление великого князя литовского расширить территории своего государства на юго-востоке привело к столкновению с Ордой. В 1362 г. в сражении у Синих Вод Ольгерд возглавил ополчение княжеств Юго-Западной Руси. Литовские и русские войска разгромили ордынцев. Это способствовало усилению Великого княжества Литовского. Его владения были расширены до устья Днепра и Днестра. Но долгая борьба за Галицкие земли с Польшей закончилась в пользу поляков.
Не увенчались успехом и попытки Ольгерда повести наступление на Северо-Восточную Русь. Здесь он встретил отпор со стороны Дмитрия Донского. Ольгерд дважды, в 1368 и 1370 гг., подходил к Москве, но взять кремль не смог. В третий раз он предпринял попытку вторгнуться в 1372 г., однако его передовые отряды были разбиты, после чего с Москвой был заключен мир. В своем стремлении завладеть северо-восточными русскими землями Ольгерд опирался на союз с Тверью. Он был женат на Ульяне Александровне – дочери тверского князя.
В период правления Ольгерда сформировалась основная территория Литовско-Русского государства. Оно сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества Литовского на правах автономии. Положение русских в княжестве не было дискриминационным. Как уже отмечалось выше, Литва, на которую давили крестоносцы, для борьбы с ними нуждалась в людских и материальных ресурсах, а русские земли, ослабленные татарским нашествием, шли на союз с Литвой, чтобы избежать ордынского ига. Поэтому, хотя в присоединении русских земель к Великому княжеству Литовскому и были элементы насилия, но преобладали не они, а добровольное подчинение. Проникновение литовцев в русские земли шло зачастую за счет утверждения на столах в русских княжествах литовских правителей. При этом князья-литовцы нередко принимали православие и «обрусевали».
Русская культура поначалу доминировала в Литовско-Русском государстве, поскольку восточные славяне стояли на более высоком культурном уровне, чем литовцы. Русский язык был государственным, многие черты экономической и политической жизни Киевской Руси перешли в Великое княжество Литовское, древнерусский свод законов Русская Правда в значительной степени стал основой его законодательства. Даже столица княжества некоторое время находилась на русской территории – в Новгороде (Новогрудке) Литовском, и лишь при Гедимине она была перенесена в Вильно (Вильнюс).
После смерти Ольгерда в 1377 г. в княжестве опять начались распри. Кейстут в 1381 г. отобрал престол у Ягайло, сына Ольгерда. Но вскоре Ягайло вернул себе власть, заманил Кейстута на переговоры и убил его. Борьбу с Ягайло продолжил сын Кейстута – Витовт.
Междоусобицы ослабляли княжество, а между тем усиливалась опасность со стороны Тевтонского ордена, который угрожал также и Польше. Эта опасность вкупе со стремлением польских магнатов утвердиться на украинских землях привела к заключению польско-литовской унии 1385 г. (так называемая Кревская уния). Согласно этой унии, наследница польского престола Ядвига, дочь венгерского короля Людовика, правившего 12 лет в Польше, выходила замуж за Ягайло, который принял католичество с именем Владислав и стал польским королем, оставшись одновременно великим князем литовским. Тогда же христианство в католическом варианте было объявлено государственной религией Великого княжества Литовского.
Однако Витовт не подчинился унии и возглавил борьбу за независимость Литвы. Он заключил союз с крестоносцами и вместе с ними осуществил ряд успешных походов, захватив значительные территории княжества. В 1390 г., стремясь заручиться поддержкой Москвы, Витовт выдал свою дочь Софью за московского князя Василия I. В 1392 г. Ягайло вынужден был подписать с Витовтом договор, по которому последний признавался пожизненным правителем Великого княжества Литовского в качестве вассала Польского королевства. По сути это означало, что Ягайло сохранял номинальную власть над польско-литовской федерацией, а Витовт практически становился великим князем литовским.
Укрепив свою власть и стремясь к расширению территории княжества на юге, Витовт решил вмешаться в ордынские дела. Он заключил союз с ханом Тохтамышем, изгнанным из Орды, надеясь вновь посадить его на престол и таким образом усилить свои позиции. Планам великого князя литовского не суждено было сбыться. В конце лета 1399 г. в битве на реке Ворскле его рать потерпела сокрушительное поражение от ордынских войск Тимур-Кутлуга. Сам Витовт сумел спастись бегством «в малой дружине… коней переменяючи».
Поражение на некоторое время укротило амбиции литовского правителя, но вскоре он опять принялся расширять территории княжества, начав наступление на востоке. В 1404 г. Витовт присоединил Смоленск, пытался распространить свое влияние на Псков и Новгород. Воевал Витовт и против своего зятя – московского князя Василия I, результатом чего стало установление границы между Литовским княжеством и Москвой по реке Угре.
Все это время Великое княжество Литовское вело борьбу с тевтонскими рыцарями, которые захватили часть литовских и польских земель. В 1409 г. началась так называемая Великая война Польши и Литвы против Тевтонского ордена. Решающая битва произошла 15 июля 1410 г. у Грюнвальда. В сражении участвовало несколько десятков тысяч человек – поляки, литовцы, русские, чехи, татары союзного войска Ягайло и Витовта сражались с армией Тевтонского ордена и наемниками из разных стран Европы. В результате орденское войско было разгромлено. Победа усилила позиции Великого княжества Литовского и привела к новой, Городельской, унии 1413 г. Уния закрепляла независимость Великого княжества Литовского, но в то же время объявляла католичество его государственной религией. Феодалы-католики получали значительные привилегии. Именно эта уния создала условия для наступления Польши на земли княжества. Началась его полонизация. Попытки Витовта добиться полной независимости и принять королевский титул не увенчались успехом.
Тем не менее, в правление Витовта (1392–1430) территория Великого княжества Литовского достигла наибольших размеров. На юге его границы доходили до Черного моря (от устья Днепра до устья Днестра), на востоке – до районов верхней Оки. При этом сама этническая Литва составляла лишь 1/10 часть земель княжества.
После смерти Витовта территория государства стала сокращаться. В XV в. Великое княжество Литовское потеряло значительную часть своих владений. Уже в 30-е гг. западные районы Подолии вошли в состав Польши. На юге Крымское ханство завладело причерноморскими землями Литвы и вытеснило ее из степной части Украины. Большие территории в конце XV – начале XVI вв. перешли под власть московских государей.
Усиливалась и полонизация Великого княжества Литовского. Православное население подвергалось дискриминации. Это приводило к недовольству в русских землях. Ярким его проявлением стало восстание Свидригайло, когда в литовских владениях княжества правителем был Сигизмунд Кейстутович, а на русских землях – Свидригайло Ольгердович. Однако восстание потерпело поражение, и с 1439 г. «княжити на великом княжении на Литовском и на Руском» стал Сигизмунд. Впрочем, его правление продолжалось недолго – уже в следующем году он пал жертвой заговора. После его убийства сын Ягайло, польский король Владислав III, прислал в Литву своего младшего брата Казимира в качестве наместника. Но литовские магнаты без ведома поляков провозгласили 11-летнего Казимира великим князем и короновали. Уния с Польшей оказалась расторгнута. Однако после гибели польского короля Владислава III в битве с турками под Варной литовский князь Казимир были избран на польский престол под именем Казимира IV (1447–1492). Тем самым польско-литовская династическая уния была восстановлена. Казимир IV продолжил курс на сближение Литвы с Польшей, вместе с тем отказываясь от политики «собирателя русских земель», которую проводили литовские князья до смерти Витовта.
При преемниках Казимира IV процесс полонизации и объединения ускорился. Логическим его завершением стала Люблинская уния 1569 г., по которой было образовано новое государство – Речь Посполитая. Великое княжество Литовское сохранило определенную самостоятельность в рамках Речи Посполитой, но его территория включала теперь лишь Литву и земли Белоруссии, а Украина отошла Польше.
Постепенно менялся и политический строй великого княжества. Вначале он напоминал политический строй Киевской Руси, и литовские монархи не проводили политику централизации. Многие земли со славянским населением, признавшие власть великого князя литовского, жили «по старине», сохраняя прежний порядок управления. Они только платили дань великому князю и привлекались к участию в общеземском ополчении. Литовские правители действовали по принципу «мы старины не рухаем, а новин не вводим». Однако постепенно власть великих князей литовских крепла, и своего пика этот процесс достиг при Витовте. Сложилась так называемая служебная система, при которой значительная часть населения должна была нести службу в пользу великокняжеской власти, т.е. формировалась военно-служилая государственность.
Развитие феодальных отношений в княжестве, ускоренное униями с Польшей, существенно повлияло на дальнейший характер власти и социальный строй. В XV – первой половине XVI вв. в Великом княжестве Литовском развивается крупное феодальное землевладение и формируются сословия. Помимо наследственного («вечистого») землевладения широко распространяется условное, которое с течением времени также превращается в наследственное. Землевладельцы обязаны были нести военную службу «конно, збройно и оружно». Государственный же земельный фонд, находившийся в руках великого князя, постепенно сокращался. Все это привело к тому, что в Великом княжестве Литовском сложилось мощное сословие феодалов-землевладельцев, которое вначале именовалось «боярством», а затем, на польский манер, «панами» и «шляхтой». Боярами же стали называть зажиточных крестьян, обязанных нести военную службу.
Постепенно права феодалов расширяются, возникает иммунизированное землевладение. В 1529 г. в Литовском статуте (своде законов) происходит законодательное закрепление всех шляхетских прав, важнейшими из которых были: неприкосновенность личности; индивидуальная ответственность за преступление; ненарушимое владение недвижимым имуществом; свобода от денежного налога («серебщины») и натуральных повинностей за исключением военной службы; вотчинный суд; право выезда за границу. Расширение свобод и привилегий панов и шляхты позволяет говорить о появлении новой формы литовской государственности – сословно-аристократической.
Развитие феодальных отношений вело к закрепощению крестьян, составлявших основную массу населения Великого княжества Литовского. Крестьяне, именуемые «людьми» и «мужами», делились на «тяглых» (барщинных) и «данных» (оброчных) и долгое время сохраняли личную свободу, а в хозяйствах феодалов трудилась в основном челядь – «люди невольные» или «паробки» (аналогичные московским холопам). С середины XV в. ситуация меняется – появляются «отчичи» и «непохожие люди» (от глагола «ходить»), оказавшиеся в зависимости от феодалов. В 1447 г. вышел привилей (специальный документ, издаваемый великим князем), по которому феодалам в их владениях предоставлялось право вотчинного суда над своими подданными. Упомянутый привилей большинство историков считает началом юридического закрепощения крестьян в Великом княжестве Литовском. А завершился этот процесс с выходом Литовского статута 1588 г. Впрочем, бессрочный сыск беглых так и не был установлен, он ограничивался 10 годами.
В Великом княжестве Литовском было немало городов («мест»), поэтому довольно многочисленной и влиятельной группой населения, со временем сложившейся в особое сословие, стали горожане – «местичи» (мещане). Они имели целый ряд прав и привилегий, гарантированных великокняжескими привилеями. Консолидации городского сословия способствовало утверждение в городах «магдебургского права» – свода законов, юридически закреплявших свободы горожан и их право на самоуправление. Впервые этот свод законов появился в XIII в. в северогерманском городе Магдебурге, откуда и пошло его название. В Великом княжестве Литовском «магдебургское право» вначале было введено в столице – Вильно (1387 г.), а в XV–XVI вв. оно распространяется и в других городах.
Складывание украинской и белорусской народностей. Бурные события середины XIII в., связанные с вторжением монголо-татар, привели к обособлению западных и юго-западных русских земель от Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Вскоре эти земли превратились в объект борьбы между Польшей, Венгрией и Литвой, результатом чего стал их внутренний раздел. Однако, несмотря на политическое подчинение, население данных территорий не подверглось ассимиляции, и продолжалось его дальнейшее этническое развитие уже в новых исторических условиях. В XV – начале XVII вв. идет процесс складывания новых этнических общностей – украинской и белорусской народности.
Определенные различия в языке и материальной культуре наблюдались у восточных славян и до XIII в., а затем в силу сложившихся обстоятельств они стали усиливаться. В языке юго-западных русских земель закрепляются устоявшиеся фонетические и морфологические особенности. Так, в закрытых слогах вместо принятых в древнерусском языке звуков «О» и «Е» (конь, он, ночь) стал употребляться звук «И» (кiнь, вiн, нiч), а прежний звук «И» стал заменяться звуком «Ы». Для обозначения бывшей Юго-Западной Руси в XIV в. появляется название «Малая Русь», но оно не получило распространения и в дальнейшем было заменено на «Украину». Этот топоним можно встретить в летописях еще в XII в., но тогда он применялся лишь к территориям, граничащим со степью – в значении «край», «окраинная земля». Постепенно название «Украина» приобретает более широкий смысл – «земля», «страна», что закреплялось в сознании народа и затем переходило в официальные документы и литературу.
Подобные процессы происходили и на западе восточнославянского мира. Здесь также складываются свои языковые особенности, как, например, дзеканье (вместо дед, дети – дзед, дзеци), твердое «Р» (вместо грязь, береза – гразь, бяроза) и т.д. В XIV в. для обозначения западнорусских земель появляется новое название – «Белая Русь», которое и утвердилось.
Процесс формирования новых народностей сопровождался становлением общности экономической жизни. Это способствовало возникновению украинской и белорусской культур с присущими им национальными особенностями и отличиями.
Литература
Александров, Д.Н. Южная, Юго-Западная и Центральная Русь в XIII–ХIV вв. и образование Литовского государства / Д.Н. Александров. – М.: Гармония, 1994.
Бычкова, М.Е. Русское государство и Великое княжество Литовское с конца XV в. до 1569 г. / М.Е. Бычкова. – М.: ИРИ РАН, 1996.
Греков, И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды / И.Б. Греков. – М.: Наука, 1975.
Греков, И.Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV–XVI вв. / И.Б. Греков. – М.: Восточная литература, 1963.
Гудавичюс, Э. История Литвы. Т.1: С древнейших времен до 1569 года / Э. Гудавичюс. – М.: Фонд им. И.Д. Сытина; Baltrus, 2005.
Дворниченко, А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского: Очерки из истории общины, сословий и государственности / А.Ю. Дворниченко. – СПб.: СПбГУ, 1993.
Кром, М.М. Меж Русью и Литвой: Западнорусские земли в системе русско-литовских отношений конца XV – первой половины XVI в. / М.М. Кром. – М.: Археографический центр, 1995.
Левицкий, Г. Великое княжество Литовское / Г. Левицкий. – М.: Ломоносовъ, 2014.
Любавский, М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно / М.К. Любавский. – СПб.: Наука, 2004.
Мартинович, М.В. Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское: от предпосылок к созданию до Люблинской унии 1569 года / М.В. Мартинович. – Минск: А.Н. Вараксин, 2014.
Пашуто, В.Т. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства / В.Т. Пашуто, Б.Н. Флоря, А.Л. Хорошкевич. – М.: Наука, 1982.
Пашуто, В.Т. Образование Литовского государства / В.Т. Пашуто. – М.: АН СССР, 1959.
Шабульдо, Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского / Ф.М. Шабульдо. – К.: Наукова думка, 1987.
Широкорад, А.Б. Русь и Литва / А.Б. Широкорад. – М.: Вече, 2008.
Яковенко, Н. Очерк истории Украины в Средние века и раннее Новое время / Н. Яковенко. – М.: Новое литературное обозрение, 2012.