В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).
Силы и средства системы РСЧС подразделяются на:
v силы и средства наблюдения и контроля;
v силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
|
|
Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят их военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций.
Территория Российской Федерации разделена на 9 регионов, в которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС:
v Москва;
v Санкт-Петербург;
v Ростов-на-Дону;
v Самара;
v Екатеринбург;
v Новосибирск;
v Красноярск;
v Чита;
v Хабаровск.
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций гидрологического характера
(дождевые паводки и ветровые нагоны).
Поражающие факторы: механический (утопление, механические травмы при ударе волной и вторичными снарядами – предметами в воде или на воде) и термический (общее и местное переохлаждение).
Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы при наводнении:
ü разведка затопленной территории;
ü розыск и эвакуация людей, спасение сельскохозяйственных животных, материальных ценностей и оборудования;
ü оказание первой медицинской помощи пораженным;
ü патрулирование спасательных команд в зоне затопления;
ü проведение инженерных и других работ по ограничению площади затопления, повышение устойчивости гидротехнических сооружений, устранение заторов.
Штабами МЧС и ГО проводятся прогнозирование и своевременное оповещение населения.
Администрация оповещает население о начале и порядке эвакуации по радиотрансляционным сетям, местному телевидению и через жилищно-коммунальные органы. Население оповещают о местах развертывания сборных эвакуационных пунктов, сроках явки на них, маршрутах эвакуации транспортом или пешком, ожидаемых масштабах и времени ЧС.
|
|
В зонах возможных затоплений прекращают свою работу школы и детские дошкольные учреждения, детей перевозят в школы и детские дошкольные учреждения в безопасных районах. Эвакуацию проводят в ближайшие незатопляемые населенные пункты. Приводят в готовность все плавучие средства.
При внезапном подъеме воды необходимо быстро подняться на верхние этажи, если дом одноэтажный – подняться на чердак или на крышу. При катастрофическом подъеме воды использовать подручные средства: доски, бревна, поплавки, камеры и т.п. Вне населенного пункта при быстром подъеме воды подняться на возвышенное место, дерево или использовать плавающие предметы.
Попав в воду, надо сбросить с себя верхнюю одежду, отыскать вокруг себя плавающие предметы или возвышающиеся участки суши и воспользоваться ими до прибытия помощи.
При выходе на эвакуацию иметь при себе документы и необходимые вещи.
Поиск пострадавших и спасение людей в зоне затопления (снятие с крыш, сооружений и т.д.) осуществляют с помощью плавучих средств и вертолетов. Плавучие средства оборудуют специальными спасательными кругами, поясами, канатами, приспособлениями для посадки и высадки людей. Нельзя переполнять плавучие средства. В первую очередь эвакуируют детей, женщин и престарелых.