Роль бюджетов в формировании расходов на социальную защиту населения

Часть социальной политики, обращенная к нуждающемуся населению, выступает в форме социальной защиты или помощи. Механизм социальной защиты складывается из следующих элементов.

1. Определение критерия бедности в потреблении людей. Для этого рассчитывается минимальный прожиточный уровень в разрезе отдельных категорий населения и территорий страны: детей, взрослых, пожилых, севера, юга и т.д. В основу расчета берется минимальная потребительская корзина, включающая стоимость набора продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг и расходов по обязательным платежам.

2. Определение денежных и натуральных доходов населения на основании различных обследований и персонального учета материального положения граждан в соответствующих структурах. Это непростая задача, так как нет однозначного мнения и четкого механизма расчета заработной платы.

В России применяется несколько методик определения заработной платы: для начисления пенсии, для публичного объявления и международного сравнения. При этом заработная плата устанавливается различными министерствами и ведомствами: Федеральной службы государственной статистики, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Пенсионным фондом РФ и др. Какие из них достоверные — сказать трудно. С 1 октября 2005 г. в стране действуют минимальный размер оплаты труда в 800 руб., что соответственно в 10 и 15 раз меньше средней заработной платы. С каждым месяцем разрыв неуклонно возрастает. Еще сложнее определить натуральные доходы.

3. Выявление категорий бедного и неимущего населения путем сопоставления их реальных доходов (имущества) с минимальным прожиточным уровнем. Граждане с доходами ниже прожиточного уровня считаются необеспеченными, а поэтому выступают объектом социальной помощи.

Особой социальной помощи требует такая категория трудоспособного населения, как безработные (1,2 млн. официально зарегистрированных).

По оценкам экспертов, в стране насчитываются миллионы переселенцев, беженцев, бомжей и детей-беспризорников, которые, как никто другой, нуждаются в государственном социальном обеспечении.

4. Разработка технологии социальной помощи, выбор источником, методов, способов дотирования бюджетов малообеспеченных граждан.

5. Финансирование бедного и неимущего населения.

6. Мониторинг механизма и эффективности социальной помощи гражданам.

Ассигнования на социальную помощь осуществляются из федеральною бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также государственных социальных внебюджетных фондов и прежде всего Фонда социального страхования РФ.

Таблица 12 – Основные расходы федерального бюджета на социальную защиту населения

    2006 г., млрд.руб   2007 г. (проект), млрд. руб. Изменение
Млрд. руб. %
Пенсии военнослужащим и членам их семей 128,9 146,9 18,0 14,0%
Пособия и компенсации военнослужащим 7,8 8,0 0,2 2,6%
Социальное обслуживание населения 3,1 3,6 0,5 16,1%
Межбюджетные трансферты на цели соци­альной защиты населения 955,6 1157,8 202,2 21,2%

Социальная помощь гражданам регулируется положениями законодательных актов различных уровней власти, в том числе федеральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

Столь значительное преобразование структуры ассигнований на социальную политику обусловлено изменением правил бюджетной «игры», состоящем в перераспределении отдельных расходов между федеральным, субъектными и местными бюджетами.

Сдвиги в структуре расходов на социальную политику произошли вследствие изменения порядка движения бюджетных потоков: перевода выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, в вышестоящие бюджеты, а затрат на молодежную политику — в местные бюджеты.

В условиях становления рыночной экономики государство использует новые социальные институты, адекватные формирующимся условиям жизнедеятельности населения. Важнейший из них — система социального обслуживания населения — это деятельность но оказанию различных видов социальных услуг престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям малообеспеченных граждан. Основу государственной деятельности составляет сеть стационарных учреждений защиты населении (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для малолетних инвалидов, центры социальной помощи населению, отделения социальной помощи на дому), а также принципиально новые, нестационарные формы социального обслуживания (территориальные социальные центры, центры социальной помощи семье и детям, службы срочной социальной помощи и др.).

Государство применяет различные методы бюджетного финансирования социальной политики:

1) сметный порядок финансирования учреждений;

2) программно-целевой метод решения наиболее важных и приоритетных задач;

3) адресная социальная помощь путем выплаты пособий тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются.

При сметном методе финансирование учреждений строится на основании индивидуальных смет. Каждое учреждение социального обслуживания составляет смету расходов с обязательными приложениями расчетов по каждой статье затрат, осуществляемых в соответствии со следующими оперативно-сетевыми показателями: количеством мест, количеством обслуживаемых, числом дней функционирования, количеством койко-дней, количеством штатных единиц на начало, конец года и в среднем за год (месяц) и др.

Смета социального учреждения складывается из текущих и капитальных затрат и включает следующие основные расходы:

1) фонд оплаты труда;

2) начисления на фонд оплаты труда;

3) приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

4) командировки и служебные разъезды;

5) оплата транспортных, коммунальных услуг и услуг связи;

6) прочие текущие расходы;

7) трансферты;

8) капитальные вложения.

Рассмотрим порядок составления сметы на примере городского дома-интерната для инвалидов.

Затраты на оплату труда определяются на основе действующих законодательных и нормативных актов по оплате труда. Размеры должностных окладов медицинских работников, хозяйственно-обслуживающего персонала и служащих устанавливаются в соответствии с тарификационными разрядами и тарифным коэффициентом, а также с учетом размеров различных надбавок за особые условия труда. Затем делением месячного фонда заработной платы на количество должностей рассчитывается среднемесячная ставка заработной платы по группам персонала. Годовой фонд оплаты труда исчисляется на основе среднегодового числа штатных единиц. Планируются дополнительные затраты на оплату работы в праздничные дни, ночное время, привлеченных консультантов.

Начисления на оплату труда планируются в виде единого социального налога.

Значительную долю в смете занимают затраты на предметы снабжения и расходные материалы, включающие канцелярские и почтовые расходы, расходы на приобретение литературы, содержание транспорта, текущий ремонт здания, прочие хозяйственные расходы. Расход на коммунальные, транспортные и другие услуги планируются в сумме заключенных договоров с учетом фактических затрат в предыдущие годы.

В связи со спецификой социальных учреждений планируют расходы на питание, медикаменты и медицинский инструментарии. Средства на питание определяются на основании утвержденных норм на одного обслуживаемого в день и количества койко-дней.

Необходимые средства планируются на приобретение одежду, белья, обуви, спецодежды для работников (медработников, поварни подсобных рабочих и др.). Их расчет ведется на основе норм расходов на койку в год, с учетом фактического использования и перечня списываемого мягкого инвентаря.

В командировочные и служебные расходы входит оплата проезда сотрудников по служебным делам. Эти расходы устанавливаются не выше фактических расходов за предыдущий год с учетом инфляции и изменения тарифов на соответствующие услуги.

Средства для текущего ремонта оборудования и инвентаря используются на приобретение мебели, медицинского и кухонного оборудования, хозяйственного инвентаря.

Итог перечисленных расходов составляет сумму текущих расходов организации. Затем планируются возможные трансферты и необходимые капитальные вложения. Общая смета проверяется, корректируется и утверждается соответствующим органом управлении и принимается к исполнению.

Исполнение смет ведомственных учреждений социальной помощи осуществляется весьма напряженно. В полном объеме, хотя и не регулярно, финансируется лишь оплата труда. Другие статьи обеспечиваются ресурсами частично. В этой связи многие социальные учреждения вынуждены заниматься частичным самофинансированием за счет формирования внебюджетных средств.

В современных условиях широкое распространение получил программно-целевой метод финансирования социальной политики Его использование на федеральном и региональном уровнях позволяет рационально решать важнейшие проблемы социальной помп щи населению. Однако на практике о нем сложилось двойственное мнение, особенно в отношении федеральных целевых программ регионального развития. Высказываются мнения, с одной стороны о необходимости их ликвидации, а с другой — о максимальном использовании. В качестве недостатков указываются: расплывчатость целей, слабое финансирование, большое количество программ, дифференцированность распределения ресурсов между субъектами, низкая эффективность бюджетного контроля за средствами и др. В результате при формировании бюджета на 2002 г. по инициативе Правительства РФ были отменены все ранее действующие федеральные целевые программы регионального развития и утверждены шесть новых, в том числе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ на 2002—2010 гг. и до 2015 г.», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 гг.».

Адресный метод состоит в ассигновании средств конкретным категориям лиц в виде пенсий, пособий, компенсаций, например: компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей, выплаты пособий по безработице, стипендий и прочих пособий безработным гражданам; расходы на перевозку несовершеннолетних, самостоятельно ушедших из семей, детских домов, интернатов. Это наиболее эффективный способ решения конкретных социальных проблем.

Реорганизация внебюджетного фонда занятости вызвала значительное изменение структуры расходов федерального бюджета на социальную помощь. В 2002 г. около 40% затрат на социальную помощь планировалось для финансирования мероприятий по занята населения. Основными из них являются:

1) выплаты пособий по безработице, стипендий и прочие выплаты безработным гражданам;

2) мероприятия по содействию трудоустройству населения, в том числе:

- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;

- организация общественных работ;

- организация временного трудоустройства безработных граждан;

- социальная адаптация безработных на рынке труда;

- содействие самозанятости населения;

3) профессиональное обучение безработных граждан;

4) профессиональная ориентация безработных граждан;

5) содержание органов службы занятости.

Наибольшие расходы производятся на выплату пособий по безработице, профессиональное обучение и содержание органов службы занятости.

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца, если граждане в течение года до безработицы имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель. В других случаях пособие выплачивается и размере 20% прожиточного минимума, но не ниже 100 руб. Продолжительность выплаты пособия не должна превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Стипендия в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки устанавливается в размере 75% среднего заработка за последние три месяца работы, но не выше прожиточного минимума субъекта РФ и не ниже 20% минимума.

Все виды пособий и выплат безработным гражданам подлежат индексации в установленном порядке.

Значительная часть расходов на социальную помощь федерального бюджета и большая доля территориальных бюджетов распределяются через систему адресных выплат пособий особо нуждающимся категориям населения: инвалидам, ветеранам военных конфликтов и детям. Порядок оказания им финансовой помощи определен соответствующими федеральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Из федерального бюджета в установленном порядке для граждан, занятых на контрактной военной службе в федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, финансируются: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ гражданам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях, предоставляются: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет и медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Из бюджетов субъектов РФ выплачивается ежемесячное пособие на ребенка. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере 1500 рублей при рождении первого ребенка и 3000 рублей при рождении второго и последующего ребенка (для работающих женщин 40% от заработка) Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения до 18 лет) выплачивается в размере 70% минимального размера оплаты труда. На детей одиноких матерей пособие увеличивается на 50%.

Пособие по беременности и родам назначается за период в 70 дней до родов и 70 (при осложненных родах — 86, рождении двух или более детей — 110) после родов в размерах:

- среднего заработка женщинам, занятым в государственных структурах;

- минимального размера оплаты труда — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными;

- стипендии — женщинам, обучающимся с отрывом от производства;

- денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, устанавливается в размере 300 руб.

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере десятикратного минимального размера оплаты труда.

К четырем основным национальным проектам, которые реализуются с 2006 года, в 2007 году добавляется пятый, направленный на улучшение демографии. Демография – это мегапроект, который свяжет воедино четыре приоритетных национальных проекта. Итого демографическая политика страны требует бюджетного финансирования в размере более чем 160 млрд. рублей. Это самый дорогой национальный проект.

В первую очередь в рамках нового нацпроекта «Демография» предусмотрена господдержка по следующим направлениям:

- увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет;

- проведение диспансеризации детей, которые находятся в домах ребенка;

- увеличение стоимости родового сертификата;

- компенсация затрат родителей на детское дошкольное воспитание.

Указанный проек должны привести к повышению суммарного показателя рождаемости (число рождений в год на тысячу человек) до целевого уровня 1,65 - 1,7, а также рождению в 2010-2014 годах дополнительно 300-320 тыс. детей по сравнению с соответствующим показателем 2005 года.

Таблица 13 - Финансирование программы повышения рождаемости в 2007 году

  Млрд. руб. Тыс. чел.
     
Дополнительные расходы из федерального бюджета на реализацию мер по повышению рождаемости 32,3  
Социальная политика 3,5  
Межбюджетные трансферты 28,8  
Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на первого ребенка до 1 500,0 рублей, на второ­го и последующих - до 3 000,0 рублей 17,1  
Компенсация затрат родителей на детское дошкольное воспитание для первого ребенка - на сумму, равную 20 процентам, для второго -50 процентам, для третьего - 70 процентам от среднего размера оп­латы, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения 8,0 4 500

Стимулирование передачи детей, лишившихся попечения родителей, на воспитание в семью, в виде единовременного пособия в сумме 8 000,0 рублей 0,7    
Увеличение размеров выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4 000,0 рублей и заработной платы приемному родителю до 2 500,0 рублей ежемесячно 6,2    

Увеличение детских пособий и выплат улучшит материальное положение семей с детьми, позволит матерям в полной мере использовать отпуск по уходу за ребенком. Увеличение вы­плат по уходу за вторым ребенком и пособий для работающих женщин до 40% заработной платы позволит семьям принять решения о рождении двух и более детей, компенсация расхо­дов на дошкольное воспитание позволит работающим женщинам своевременно возвращать­ся к нормальной трудовой деятельности, избавив от выбора между карьерой и рождением ребенка.

Принимаемые меры позволят повысить коэффициент рождаемости с 10,2 на тысячу чело­век в 2005 году до 11,1 – 11,4 на тысячу человек в 2009 году.

Важным фактором повышения уровня жизни детей является также увеличение пособий на содержание ребенка в приемной семье. Такая мера позволит повысить долю детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, с 68% в 2005 году до 72% в 2008 году. Только в 2007 году 80 тысяч детей-сирот найдут свою новую семью.

Помимо комплексной программы по повышению рождаемости за счет федерального бюдже­та реализуется также ряд программ, направленных на снижение смертности. Наиболее частыми причинами смерти в трудоспособном возрасте являются сердечно-сосудистые заболевания, забо­левания социального характера, злоупотребление алкоголем, дорожно-транспортные происшест­вия, самоубийства. На борьбу с этими причинами направлены федеральные целевые программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы» и «Повы­шение безопасности дорожного движения».

Начиная с 2007 года за счет средств федерального бюджета будут реализованы меры по стимулированию миграционного замещения естественной убыли населения. На реали­зацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в 2007 году выделено 4,6 млрд. рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: