Законодательство России в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Основополагающими нормативными документами в области защиты населения и территорий от ЧС являются Федеральные Законы:

- «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ;

- «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ;

- «Об обороне» от 31.05. 1996 г. № 61-ФЗ.

Их дополняют Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Постановление № 924 от 3.08.1996г. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Федеральный Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для страны организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижения размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

В законе определяются полномочия и обязанности органов федеральной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.

В соответствии с законом Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий; вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией РФ чрезвычайное положение.

Федеральное собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

Правительство РФ устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.

Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.

Законом также определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий ЧС (ст.18).

Граждане России имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте;

- при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в ЧС;

- получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;

- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

- участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;

- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

- на государственное социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации ЧС;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Без четкого выполнения обязанностей гражданами России, трудно говорить о каком-то устойчивом и эффективном функционировании системы предупреждения и ликвидации ЧС.

А посему каждый россиянин обязан (ст.19):

- активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;

- соблюдать законы и иные нормативные акты в области защиты населения и территорий от ЧС;

- выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;

- изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;

- знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;

- четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

- при первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Ст.28 данного правового акта определяет ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

12 февраля 1998 года был принят Федеральный закон №28-ФЗ «О гражданской обороне», который определяет задачи в области гражданской обороны (далее ГО) и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также силы и средства ГО.

В соответствии с законом принципами организации и ведения ГО являются:

- организация ГО – важнейшая функция государства, составная часть оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. На территории России ГО организуется по территориально-производственному принципу;

- заблаговременная в мирное время подготовка государства к ведению ГО с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- ведение ГО с начала объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Руководит организацией и ведением ГО Правительство РФ, которое:

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО;

- издает нормативные правовые акты в области ГО и организует разработку проектов федеральных законов;

- определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения;

- определяет порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии со ст.9 закона организации в пределах своих полномочий, установленных нормативно-правовыми актами РФ:

- планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

- осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

- создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных и иных средств.

Руководство ГО в федеральных, местных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов и организаций. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО.

В Федеральном Законе от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» отмечается, что организация обороны наряду с подготовкой к военным действиям Вооруженных Сил включает в себя и проведение таких мероприятий, как:

- планирование перевода органов государственной власти и экономики страны на работу в условиях военного времени;

- мобилизационную подготовку органов государственной власти всех уровней и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов

- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне.

ГО организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В функции организаций независимо от форм собственности в соответствии с законодательством РФ входит:

- выполнение мобилизационных заданий по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

- обеспечение и выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

- осуществление мероприятий, предусмотренных планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени.

Кроме названных нормативно-правовых актов за последние годы Правительством РФ принято целый ряд постановлений, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: