Екатеринбург - 2012

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Менеджмент

Направление подготовки 080100 – Экономика

Профиль подготовки Финансы и кредит

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Екатеринбург - 2012


Составитель: к.э.н., профессор кафедры экономики, управления и права А. В. Шибин

ученая степень, ученое звание, Ф. И. О.

Рецензент: __________________________________________________________________

ученая степень, ученое звание, Ф. И. О

Программа модуля-дисциплины «Менеджмент»составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 21 декабря 2009 г. № 747, зарегистрирован в Минюст России 25 февраля 2010 г. № 16500) к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080100 – Экономика по профилю подготовки «Финансы и кредит», профессиональный цикл (вариативная часть)

В рабочую программу включены вопросы, касающиеся теории и практики управления в организациях, стратегического и операционного менеджмента.. Включает организационно – методический раздел, тематику учебной дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины, диагностический материал итогового контроля качества усвоения дисциплины (экзаменационные вопросы, тесты), перечень рекомендуемых технических и электронных средств обучения и контроля знаний студентов, тематический план изучения дисциплины.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Экономики, управления и права» , протокол № от «» 20 г.

Заведующий кафедрой _____________.

(подпись) (Ф. И. О.)

Одобрено научно – методическим советом УФ РЭУ им. Г. В. Плеханова

протокол № от «_____» ____________ 2012 г.

Председатель

(подпись) (Ф. И. О.)


Оглавление

Оглавление. 3

1. Организационно-методический раздел. 4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.. 6

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 7

4. Содержание программы учебной дисциплины.. 9

5. Образовательные технологии. 14

5.1. Перечень применяемых в модуле - дисциплине педагогических методов обучения и форм организации занятий. 14

5.2. Перечень применяемых в модуле - дисциплине педагогических методов обучения и форм организации занятий с использованием активных, интерактивных и других инновационных образовательных технологий. 14

6. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 14

6.1. Литература. 14

6.2. Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников: 17

6.3. Перечень рекомендуемых обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых при изучении дисциплины: 18

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 18

7. Оценочные средства. 18

7.1. Темы рефератов. 18

7.2. Темы эссе. 19

7.3. Задание для домашней работы.. 19

7.4. Задания для контрольных работ. 21

7.5. Вопросы к итоговой аттестации: 27

8. Тематический план изучения дисциплины.. 30

Протокол междисциплинарного согласования рабочей программы учебной дисциплины с прочими дисциплинами учебного плана. 31


1. Организационно-методический раздел

Цели дисциплины:

Целью дисциплины является усвоение теоретических и практических основ общего, стратегического и операционного менеджмента. Полученные знания дадут возможность студентам иметь общее представление о теоретико-методологических основах управленческих решений, научиться выбирать алгоритмы решений соответствующие срочности и сложности решаемых проблем. Результаты обучения (РО) позволяют:

РО 1 – Управлять организациями, подразделениями, группами сотрудников, проектами и сетями;

РО 2 – Собирать, обрабатывать, анализировать и оценивать информацию о факторах внешней и внутренней среды организации для подготовки и принятия управленческих решений;

РО 3 – Анализировать существующие формы организации управления; разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию;

РО 4 – Выявлять и формулировать актуальные научные проблемы, разрабатывать программы научных исследований и разработок, организовывать их выполнение;

РО 5 – Разрабатывать организационно-управленческие модели процессов, явлений и объектов, оценивать и интерпретировать результаты моделирования;

РО 6 – Выполнять поиск, сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования;

РО 7 – Осуществлять подготовку обзоров, отчетов и научных публикаций;

РО 8 – Преподавать управленческие дисциплины.

Задачи дисциплины.

Для достижения целей дисциплины направлено на приобретение студентами компетенций:

· ОК-1, владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

· ОК-3, способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

· ОК-4, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

· ОК-5, умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

· ОК-6, способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

· ОК-8, способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;

· ОК-9, способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

· ОК-10, способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

· ОК-11, осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

· ОК-12, способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

· ОК-13, владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

· ПК-1, способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

· ПК-4, способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

· ПК-5, способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

· ПК-6, способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты, обосновывать целесообразность финансовых инвестиций;

· ПК-7, способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

· ПК-8, способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

· ПК-11, способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;

· ПК-12, способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;

· ПК-13, способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по совершенствованию работы финансовых и экономических служб, с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий как в экономике в целом, так и в функционировании финансово- кредитной сферы;

· ПК-14, способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы;

· ПК-15, способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.


2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Модуль-дисциплина «Менеджмент» относится к постоянной части профессионального цикла ООП и нацелен на подготовку студентов к осуществлению деятельности, связанной с принятием управленческих решений.

Модуль-дисциплина «Менеджмент» имеет тесные логические связи с другими учебными дисциплинами. В частности, модуль-дисциплина «Менеджмент» должен быть предшествующим для дисциплин по выбору «Управленческие решения».

Модуль-дисциплина «Менеджмент» имеет также содержательно - методические связи с дисциплинами: «Методы моделирования и прогнозирования экономики» (Б2.В.1); «Макроэкономика» (Б3.Б.1); «Микроэкономика» (Б3.Б.2); «Экономика фирмы» (Б3.В.1); «Планирование и прогнозирование в экономике» (Б3.В.2). Содержательно-методические связи обеспечивают более высокий уровень приобретаемых студентами компетенций, но не требуют какого-либо особого порядка расположения учебных дисциплин в ООП.

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения модуля-дисциплины обучающийся должен:

Знать (ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6):

· З-1, основные результаты новейших исследований по проблемам менеджмента;

· З-2, модели поведения экономических агентов и рынков;

· З-3, основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления;

· З-4, современные теории корпоративных финансов;

· З-5, основные элементы процесса стратегического управления и альтернативы стратегий развития современные теории и концепции поведения на различных уровнях организации;

· З-6, основные информационные технологии управления бизнес-процессами.

Уметь (ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14):

· У-1, управлять развитием организации осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений;

· У-2, выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы;

· У-3, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования;

· У-4, обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;

· У-5, проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами;.

Владеть (ПК -1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15):

· В-1, методами самостоятельного приобретения новых знаний и умений;

· В-2, методами разработки и принятия организационно-управленческих решений и оценки их последствий.

Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия в форме:

· контрольных работ;

· подготовки докладов, рефератов, выступлений.

Оценка результатов текущего контроля уровня знаний, умений и навыков студента формируется на основе следующих критериев:

Оценка Описание
Удовлетворительно Выполнено 75% задания, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют
Неудовлетворительно Выполнено менее 75% задания, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

Итоговый контроль знаний по дисциплине осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия в форме письменного экзамена.

Оценка результатов итогового контроля уровня знаний, умений и навыков студента формируется на основе следующих критериев:

Цифровое выражение Словесное выражение Описание
  Отлично Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры. В ходе текущего контроля студентом была получена удовлетворительная оценка
  Хорошо Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено. В ходе текущего контроля студентом была получена удовлетворительная оценка
  Удовлетворительно Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют
  Неудовлетворительно Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

Таблица перевода оценок

Российская система оценок 100% шкала оценок Европейская система оценок (ECTS)
5 – отлично 90-100 A – отлично
81-89 B – очень хорошо
4 – хорошо 65-80 C – хорошо
3 – удовлетворительно 56-64 D – удовлетворительно
50-55 E – посредственно
2 - неудовлетворительно <50 FX- неудовлетворительно (с правом пересдачи)
<50 F – неудовлетворительно (без права пересдачи, необходимо повторить курс)

4. Содержание программы учебной дисциплины

№№ пп Наименование темы Трудо­емкость (часы/ зач.ед.) Содержание Форми­руемые компе­тенции Результаты освоения (знать, уметь, вла­деть) Образо­ватель­ные техно­логии
1. Актуальность и тенденции развития теории управления. Новые задачи менеджмента   Предмет и структура учебного курса. Роль практики и теории в управлении организациями. Основные изменения во взглядах на роль управления и управленцев в России, происходящие в последние годы под влиянием социально-экономических реформ. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики и смежных дисциплин. Исторический обзор становления теории управления. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Развитие цивилизации как побудительный мотив становления науки управления. Современный взгляд на теории Ф. У. Тэйлора и А. Файоля. Современные достижения школы человеческих отношений и поведенческих наук. Современные достижения и тенденции развития школы количественных методов. Особенности российского менеджмента. Отличительные черты современной цивилизации как факторы, меняющие подходы к управлению организациями. Критика традиционных концепций управления. Новые задачи управления. Возможные направления развития современных теорий управления. ОК-1,ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-5, ПК-14, ПК-15 З-1, У-2, В-1, В-2, В-3, В-4 Интерактивные лекции; обсуждение подготовленных студентами эссе
2. Внутренняя и внешняя среда организации   Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Основные факторы окружающей среды организации и их учет в работе управляющего. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Переход к адаптивному управлению как признание факта относительной зависимости организации от окружающей среды. Классификация факторов внешней среды организации. Социальная ответственность и основные подходы к ее интерпретации. Понятие маркетинга и его место в управлении организацией. Отражение состояния внешней среды организации на значениях ее основных внутренних факторов (переменных управления). Цели организации: их необходимость и виды. Основные принципы целеуказания в организациях. ОК-1,ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-5, ПК-14, ПК-15 З-1, У-2, В-1, В-2, В-3, В-4 Интерактивные лекции; компьютерные симуляции; анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе; участие в телеконференциях.
3. Теории управленческого поведения людей   Факторы, влияющие на индивидуальное поведение людей и успешность их деятельности. Главные школы и теории, характеризующие личность. Способности; способы их измерения. Предрасположенность и одаренность. Потребности, ожидания и восприятие. Понятие мотивации. Потребности, целенаправленное поведение, удовлетворение потребностей. Актуальность и возможность применения пирамиды А. Маслоу, двухфакторной теории Фредерика Герцберга, теории мотивации Дэвида Мак Клелланда. Возможности и проблемы применения процессуальных теорий мотивации. Современные проблемы управленческого общения. Условия понимания подчиненными распоряжений. Первый закон управленческого общения. Второй закон управленческого общения. Шкала отношений. Аттракция. Психологические приемы создания аттракции у подчиненных. Техника разговора-наказания и разговора-увольнения. Современные социальные системы и их роль в управлении. Формирование групп и их динамика. Групповые нормы поведения. Производственный психологический климат. Зависимость группового поведения от ориентации функциональных областей. Взаимодействие между группами. ОК-1,ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15 З-1, З-2, З-3, З-4 У-1, У-2 В-1, В-2, В-3 Интерактивные лекции; компьютерные симуляции; анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе; участие в телеконференциях.
  Теории власти, полномочий и делегирования полномочий   Современные представления о влиянии, власти и полномочиях. Природа полномочий и власти. Основные источники власти и способы их применения в условиях современного общества. Делегирование полномочий: понятие; выгоды от осуществления. Причины, затрудняющие делегирование полномочий. Основные правила делегирования полномочий. ОК-1,ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15 З-1, З-2, З-3, З-4 У-1, У-2 В-1, В-2, В-3 Интерактивные лекции; компьютерные симуляции; анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе; участие в телеконференциях.
  Организационные структуры   Современные возможности и проблемы осуществления организационной функции управления. Достоинства и недостатки специализации труда с точки зрения современной организации. Глубина и размах деятельности. Характеристики рабочих заданий как фактор, управляющий специализацией. Централизация и децентрализация в современных системах управления. Критерии оптимальности степени централизации. Факторы, определяющие уровень централизации. Оптимальная ширина интервала управления. Современные бюрократические (механистические) организационные структуры. Проблемно-целевые формы управления. Адаптивные (органические) организационные структуры: понятие; основные принципы построения; оптимальные условия применения. Проектная организационная структура. Структуры конгломератного типа. Матричная организационная структура: понятие; блок-схема; порядок формирования и функционирования; преимущества перед бюрократическими структурами; недостатки и проблемы, требующие решения; роль функциональных отделов и проектных групп ОК-1,ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15 З-1, З-2, З-3, З-4 У-1, У-2 В-1, В-2, В-3 Интерактивные лекции; компьютерные симуляции; анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе; участие в телеконференциях.
  Системы управленческого контроля   Основные характеристики современных систем контроля. Стандарты контроля: понятие; предъявляемые требования; порядок определения. Особенности контроля, определяемые уровнями управления. Поведенческие аспекты контроля. Конфликты, создаваемые контролем, и способы их устранения. Информационные проблемы контроля.. Особенности контроля отдельных видов ресурсов: человеческого; финансовых; информационных; материальных. ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15 З-3, З-4, З-5 У-1, У-2 В-1, В-2, В-3 Интерактивные лекции; анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе; участие в телеконференциях.
  Проблемы формирования системы коммуникаций   Процесс коммуникаций и эффективность управления. Межличностные коммуникации. Коммуникации между уровнями и подразделениями. Коммуникации между организацией и ее внешней средой. Модели коммуникационного процесса. Основные этапы процесса коммуникаций. Формулирование сообщения. Выбор информационного канала. Кодирование значения. Передача сигнала. Нахождение сигнала в канале. Получение сигнала. Шумы в коммуникационных каналах и способы их подавления. Раскодирование (декодирование). Реагирование на сообщение (обратная связь). Основные элементы системы коммуникаций. Сообщения. Отправители и получатели сообщений. Информационные каналы. Канал невербальной коммуникации. Возможности использования канала слухов. Коммуникации внутри организации. Коммуникации между организацией и ее средой. Связь коммуникационной сети и организационной структуры. Преграды на пути коммуникаций в организациях. Межличностные коммуникационные барьеры. Организационные коммуникационные барьеры. Значение сохранения служебной и коммерческой тайны. Порядок защиты информации предприятия от несанкционированного доступа. Определение сведений, оставляющих коммерческую тайну. Разработка системы защитных мер. Обеспечение установленного порядка защиты информации. Применение современных технических средств и организационных мер для совершенствования процесса коммуникаций в организации. Меры, направленные на совершенствование системы коммуникаций. ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15 З-3, З-5 У-1, У-2, У-3 В-1, В-2, В-3, В-4 Интерактивные лекции; компьютерные симуляции; анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе; круглые столы; мастер-классы с участием экспертов; участие в телеконференциях.
  Стратегическое управление коммерческой организации   Понятие и сущность стратегического управления в коммерческой организации. Анализ внешней и внутренней среды организации. Стратегическая сегментация. PEST-анализ. Конкурентный анализ. Внутрифирменная диагностика. SWOT-анализ. Миссия коммерческой организации. Создание сбалансированной системы целей и задач. Уровни планирования стратегии. Общие корпоративные стратегии. Стратегия интенсивного роста. Стратегия интеграционного роста. Стратегия диверсификационного роста. Стратегия отступления. Понятие конкурентного преимущества. Стратегический анализ издержек. Базовые деловые стратегии. Стратегия лидерства по издержкам. Стратегии дифференциации. Стратегия фокусирования. Интеграция конкурентных стратегий. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Стратегия в зависимости от масштабов деятельности. Стратегия на различных этапах жизненного цикла отрасли. Стратегии фирм, занимающих различные рыночные позиции. Портфельные методы и модели выбора стратегии. Организационные изменения. Последовательность внутренних изменений в организации. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией. Современные тенденции структурных изменений. Формирование организационной культуры, соответствующей стратегическим изменениям. ОК-1,ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15 З-1, З-2, З-3, З-4 У-1, У-2 В-1, В-2, В-3 Интерактивные лекции; компьютерные симуляции; анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе; участие в телеконференциях.
  Управление проектами в коммерческих организациях   Роль проектов в реализации стратегии компании. Системный подход к управлению проектами. Отличия проекта от процесса. Роль руководителя проекта. Коммуникации в проекте. Мотивация участников проекта. Учёт рисков проекта. Технологии управления проектами. Планирование и жизненный цикл проекта. Бюджетирование и мониторинг стоимости проекта. Анализ результатов проекта. Интеграция проектов с системой качества. Интеграция проектов с системой показателей. Модель преобразований коммерческой организации в рамках проектного подхода. Особенности управления проектами при использовании аутсорсинга. ОК-1,ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15 З-1, З-2, З-3, З-4 У-1, У-2 В-1, В-2, В-3 Интерактивные лекции; компьютерные симуляции; анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе; участие в телеконференциях.
  Общие принципы операционного управления в коммерческой организации   Сущность операционного управления. Операционный менеджмент и операционно-стоимостный анализ в компаниях мирового уровня. Операционно-стоимостная система. Операционная стратегия компании. Актуальность операционной стратегии. Сервисная стратегия. Отличие сервисных процессов от производственных. Операционная стратегия и трансформация компании. Реализация операционной стратегии на базе ключевых показателей эффективности. Операционное управление компанией на основе концепции balanced scorecard. Основные элементы концепции balanced scorecard. Процесс реализации новой концепции. Мониторинг эффективности корпорации. Разработка/проектирование продуктов и услуг с использованием операционно-стоимостного анализа. Актуальность и особенности процесса разработки и проектирования продуктов и услуг. Процесс проектирования. АВС-инжиниринг. ОК-1,ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15 З-1, З-2, З-3, З-4 У-1, У-2 В-1, В-2, В-3 Интерактивные лекции; компьютерные симуляции; анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе; участие в телеконференциях.
  Управление производственными процессами   Понятие производственного процесса. Основные принципы организации производственных процессов в коммерческих организациях. Сущность управления процессами. Обзор стадий реинжиниринга бизнес-процессов. Описание процессов. Моделирование и разработка положения о корпоративной модели деятельности компании. Корпоративные стандарты моделирования. Использование моделей. Принципы совершенствования процессов и операций. Непрерывное улучшение процессов. Принципы улучшения процессов. Типы производства и их технико-экономические характеристики. Понятие и общие принципы функционирования системы управления качеством продукции. ОК-1,ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15 З-1, З-2, З-3, З-4 У-1, У-2 В-1, В-2, В-3 Интерактивные лекции; компьютерные симуляции; анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе; участие в телеконференциях.
  Управление технологическим развитием коммерческих организаций   Жизненный цикл технологий и продукции. Понятие и цели технологического развития коммерческой организации. Стратегии технологического развития коммерческих организаций. Системы управления технологическим развитием. Управление научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в коммерческих организациях. Роль и место патентной и научно-технической информации в технологическом развитии коммерческой организации. Конкурентная борьба коммерческих организаций с применением правовых методов охраны технологий. Организация конструкторской и технологической подготовки производства. Организационно-экономические пути ускорения технологической подготовки производства. Анализ и обоснование выбора ресурсо­сберегающего технологического процесса. Организация опытного и серийного производства новой продукции. ОК-1,ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14 ПК -1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15 З-1, З-2, З-3, З-4 У-1, У-2 В-1, В-2, В-3 Интерактивные лекции; компьютерные симуляции; анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе; участие в телеконференциях.

5. Образовательные технологии

5.1. Перечень применяемых в модуле - дисциплине педагогических методов обучения и форм организации занятий

· лекции;

· семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

· компьютерные занятия;

· письменные или устные домашние задания;

· расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;

· консультации преподавателей;

· мастер-классы экспертов и специалистов;

· самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

5.2. Перечень применяемых в модуле - дисциплине педагогических методов обучения и форм организации занятий с использованием активных, интерактивных и других инновационных образовательных технологий

· интерактивные лекции;

· компьютерные симуляции;

· анализ деловых ситуаций на основе имитационных моделей;

· круглые столы с участием представителей российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций;

· обсуждение подготовленных студентами эссе;

· участие в телеконференциях.

6. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

6.1. Литература

Базовый учебник:

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Дело, 2006. 720с.

Основная литература по дисциплине:

1. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. М.: Вузовский учебник, НИЦ Инфра-М 2013. 396 с.

2. Менеджмент. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Макаров В.М. Попова Г.В. СПб.: Питер, 2011. 256 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник для вузов. 4-е изд. М.: Юнити-Дана. 2010. 512 с.

4. Касаев Б.С., Тебекин А.В. Менеджмент организации. Учебник для ВУЗов (изд:3) М.: КноРус, 2010. 408 с.

5. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 6-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 797 с.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов Изд. 4-е, перераб., доп М.: Экономистъ 2008, 528 с.

7. Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.: Дашков и Ко. 2010. 478 с.

8. Ильдеменов СВ., Ильдеменов А.С., Лобов СВ. Операционный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 337 с.

9. Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2008. 240 с: ил..

10. Менеджмент. Учебник./ Глухов В.В. СПб: Питер, 2008. 608 с.

11. Организация, планирование и управление производством: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н. И. Новицкого. - М.: Фи­нансы и статистика, 2006. - 576 с: ил.

12. Общий менеджмент: учебное пособие/ Т.Н.Внуковская, Л.В.Пяткина, А.В.Шибин. Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2006. 108 с.

13. Основы менеджмента Практикум. //Семенов А.К.,Набоков В.И., М.: Дашков и К, 2006. 476 с.

14. Производственный менеджмент. Учебник. // Козловский В.А. М.: ИНФРА-М, 2005. 574 с.

15. Технологии корпоративного менеджмента Учебное пособие // Мишурова И.В., Новосельская Н.Ф., М.: МарТ, 2004. 544 с.

16. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / Под ред. А.И.Наумова. М.: Гардарика, 2003. 288 с.

17. Поршнев А.Г., Разу М.Л., Тихомирова А.В. Менеджмент: Теория и практика в России. / Под ред. А.В.Тихомировой, М.: ФБК-ПРЕСС, 2003.

Дополнительная литература:

1. Минцберг Г. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента. СПб.: Питер, 2011. 288 с.

2. Гончаров В.И. Менеджмент. М.: Современная школа. 2010. 640 с.

3. Щенников С.Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов. Экспертное моделирование, управление, планирование и оценка. М.: Ось-89, 2004. 288 с.

4. Штемманн П., Венцель М. Секреты преуспевающего менеджера: Пер. с нем., М.: Интерэксперт, 2003.

5. Кук М. Эффективный тайм-менеджмент: как рационально спланировать своё рабочее и свободное время. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

6. Соломонов О. Искусство управлять людьми. Простые решения сложных проблем. М.: Центрполиграф, 2003.

7. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д.Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой. 2-е изд., М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003

8. Управленческие решения. Учебник. Карпова С. В., Фирсова И. А., Данилова О. В. М.: Юрайт-Издат, 2012, 400 с.

9. Управленческие решения. Учебник Балдин К. В., Воробьев С. Н., Уткин И. Б. М.: Издательский дом Дашков и К, 2012, 496 с.

10. Разработка управленческих решений Учебник для студентов вузов. 3-е изд. перераб. и доп. Учитель Ю.Г.,Терновой А.И., Терновой К.И. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 383 с.

11. Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений 2011. 168 с.

12. Юкаева В.С. Принятие управленческих решений: Учебник/ В.С.Юкаева, Е.В.Зубарева, В.В.Чувикова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Доков и К», 2012. 324с.

13. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров Компьютерно-ориентированный подход: Учебное пособие. 3-е изд., испр. М.: Дело, 2007. 304 с.

14. Баттрик Р. Техника принятия эффективных управленческих решений. СПб.: Питер, 2006. 416 с.

15. Теория систем. Учебник для ВУЗов. В.Н.Волкова, А.А.Денисов, М.: Высшая школа, 2007. 511 с.

16. Эйтингон В.Н. Методы разработки и принятия решений в менеджменте: Учебно-методическое пособие по курсу "Управленческие решения". - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. 47 с.

17. Каймакова М.В. Анализ использования человеческих ресурсов: текст лекций. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. 80 с.

18. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. Учебное пособие. М.: Омега Пресс», 2005. 432 с.

19. Эйтингон В.Н., Кравец М.А., Панкратова Н.П., Давнис В.В. Методы организации экспертизы и обработки экспертных оценок в менеджменте: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. 44 с.

20. Кричевский М.Л. Интеллектуальный анализ данных в менеджменте: Учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 2005. 208 с.

21. Технологии корпоративного менеджмента Учебное пособие // Мишурова И.В., Новосельская Н.Ф., М.: МарТ, 2004. 544 с.

Правовые акты

1. Конституция Российской Федерации //Рос.газета, 1993. 25 декабря

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (с изм. и доп. по состоянию на дату обучения) // Рос. газета. 1994. 8 декабря; 1996. 6 февраля; 2001. 28 ноября Собрание законодательства РФ.2006. N 52. Ч. 1. Ст. 5496.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №25, Ст.2954

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изм. и доп. по состоянию на дату обучения) //Рос.газета, 2001. 31 декабря

5. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. по состоянию на дату обучения) // Рос.газета, 2001. 31 декабря

6. Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп. по состоянию на дату обучения) // Рос.газета, №12, 1996. 20 января

7. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных общест­вах» (с изм. и доп.)// Рос. газета. 1995. 29 декабря; 2002. 6 ноября

8. Федеральный закон Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп.)// Рос.газета, 2002. 26 января

9. Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» (с изм. и доп.) // Рос. газета. 2006. 15 марта

10. Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изм. и доп.) // Рос. газета. 1999. 29 июня

11. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (с изм. и доп.) // Рос. газета. 1999. 11 марта

Экономическая периодика:

1. «БИКИ».

2. «Вестник финансовой академии».

3. «Деньги».

4. «Деньги и кредит».

5. «Индикатор».

6. «Коммерсантъ – уикли»

7. «Мировая экономика и международные отношения».

8. «Управление рисками».

9. «Эксперт».

Иностранная периодика:

1. Die Bank.

2. The Business Week.

3. The Economist.

4. Euromоney.

5. The Financial Times.

6.2. Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:

1. https://www.cfin.ru/ - Интернет – проект «Корпоративный менеджмент»

2. https://www.dataved.ru/search - Свободное общество «ДАТАВЕД»

3. https://www.compass-r.ru/ - Журнал «Компас реструктуризации»

4. https://www.kpilib.ru/ - Библиотека Ключевых Показателей Эффективности (KPI)

5. https://www.zhuk.net/index.php - Журнал «Управление компанией» (ЖУК)

6. https://www.prostoev.net/ - Информационный портал «Простоев нет» - Надежность оборудования

7. https://sibit.sano.ru/ - Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

8. https://www.iteam.ru/ - Портал «Технологии корпоративного управления»

9. https://www.businessstudio.ru/procedures/business/complex_bpm/full/ - Комплексная система поддержки процессного управления Business Studio

10. https://www.finexpert.ru/ - среда общения профессионалов «Бизнес-процессы», «Управление проектами»

11. https://ria-stk.ru/ - РИА Стандарты и качество

12. https://www.ctpm.org.au/ - The Centre for TPM (Australasia)

13. https://www.benchmarkingclub.ru/key9.htm - Бенч-маркинг клуб

14. https://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/ - Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральный институт промышленной собственности;

15. https://www.radvert.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,8/ - Сайт о франчайзинге, консалтинге, маркетинге и рекламе Radvert.ru

16. www.akm.ru

6.3. Перечень рекомендуемых обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых при изучении дисциплины:

№ п/п Название рекомендуемых технических и компьютерных средств обучения Наименование разделов и тем
1. Справочно – информационная система «Гарант» Платформа F1 Темы №3, 7, 8
2. Справочно – информационная система «Консультантплюс» Темы №3, 7, 8
3. Мультимедийная презентация курса лекций MS Power Point (Разработчик курса: Ефименко Е. В.) Все темы УМК

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

1. Мультимедийные средства

2. Набор слайдов (презентаций)

7. Оценочные средства

7.1. Темы рефератов

1. Факторы, определяющие необходимость изменений организационных систем управления в начале XXI века

2. Проекты, нацеленные на демонополизацию крупнейших транспортных и энергетических предприятий России.

3. Современные процедуры реорганизации бизнеса

4. Защита персональных данных и её влияние на систему управления организации

5. Тенденции и проблемы в информационной деятельности современных организаций

6. Новые задачи информатики и направления ее развития

7. Разработка и изменение миссии в современных организациях

8. Стратегии конкурен­тной борьбы с приме­нением современных методов охраны технологий

9. Управленческое поведение людей в условиях широкого применения информационно-аналитических технологий

10. Современные теории власти

11. Измерение и оптимизация уровней спе­циализации труда и децентрализации управления в современных организациях

12. Системы управленческого контроля в современных организациях

13. Современное коммерческое и научно-техническое прогнозирование

14. Компьютерные системы информационного менеджмента

15. Защита информации в организациях от несанкциони­рован­ного уничтожения

16. Планирование человеческих ресурсов и трудового пути личности в условиях нестабильной социально-экономической среды

17. Современные методы экономической оценки программ развития челове­ческих ресурсов

18. Современные методы оптимизации взаимодействия финансовых служб предприятия с другими службами и подраз­делениями.

19. Современные тенденции изменения систем управлении качеством на предприятиях

20. Современные тенденции развития методов управления инновационными проектами

21. Современные методы оценки эффективности систем управления организаций

22. Современные методы ведения конкурентной борьбы на финансовых рынках

23. Методы измерения конкурентоспособности продукции предприятий

24. Современные методы проектирования ин­формационных систем предприятий.

25. Современные рынки образовательных и консультационных услуг


7.2. Темы эссе

1. Цели, формы и методы ведения современных корпоративных войн

2. Условия, способствующие формированию нелегальной экономики в России, и их влияние на управленческие механизмы организаций

3. Проблемы научного прогнозирования и маркетинговых исследований в условиях современной России

4. Возможности и перспективы применения математики в маркетинговой деятельности организаций

5. Новые формы ведения бизнеса

6. Перспективы и экономическая целесообразность применения баз знаний и экспертных системы в современных организациях

7. Ограничительные условия применения функционально-стои­мостного анализа к деятельности современных организаций

8. Перспективы и социально-экономические последствия развития глобальных информационных сетей

9. Условия повышения эффективности информационного обмена в современных организациях

10. Современные цели и задачи образовательной деятельности

7.3. Задание для домашней работы

1. Выберите организацию, деятельность которой Вы хотите (и имеете возможность) усовершенствовать. Это может быть: место работы слушателя; организация, представленная в Интернет, в СМИ и т.п. Важно, чтобы у Вас было достаточно информации для анализа.

2. Дайте краткое описание организации и при этом укажите: наименование; местонахождение; отрасль; основной вид деятельности; число работников; тип организационной структуры и т.п.

3. Определите основные возможности, предоставляемые внешней средой, и заполните таблицу:

Таблица 7.3.1

Возможности, предоставляемые внешней средой

Потре­би­тели Конку­ренты Постав­щики Техно­логии, научно - техни­ческий прог­ресс Состоя­ние эконо­мики Финан­совая сис­тема Действия властей (правовая система и норма­тивно – техни­ческие требо­вания) Социально-культур­ная среда, ценности, обычаи и т.п. Система внеш­них комму­ника­ций Природ­ные ресур­сы и эколо­гия
                   

При заполнении таблицы по каждому пункту привести конкретные измеримые показатели, ориентируясь на которые можно проводить сравнение и определять тенденции.

4. Определите основные угрозы для организации со стороны внешней среды и заполните таблицу:

Таблица 7.3.2

Угрозы со стороны внешней среды

Потре­би­тели Конку­ренты Постав­щики Техно­логии, научно - техни­ческий прог­ресс Состоя­ние эконо­мики Финан­совая сис­тема Действия властей (правовая система и норма­тивно – техни­ческие требо­вания) Социально-культур­ная среда, ценности, обычаи и т.п. Система внеш­них комму­ника­ций Природ­ные ресур­сы и эколо­гия
                   

При заполнении таблицы по каждому пункту привести конкретные измеримые показатели, ориентируясь на которые можно проводить сравнение и определять тенденции.

5. Определите и обоснуйте критерии значимости для организации выделенных Вами факторов внешней среды. Проранжируйте (пронумеруйте в порядке убывания значимости) эти факторы раздельно в списке возможностей и угроз.

6. Сделайте выводы о соотношении возможностей и угроз для организации, а также о наблюдаемых тенденциях.

7. Составьте перечень источников информации, позволяющих регулярно наблюдать за состоянием возможностей и угроз. Заполните таблицу.

Таблица 7.3.3

Основные источники информации о состоянии внешней среды

Фактор внешней среды Показатель, характеризующий состояние фактора Источник информации о величине показателя Параметры надёжности информации Периодичность контроля
         

8. Выделите среди характеристик внутренней среды организации (контролируемых факторов) те, которые могут рассматриваться в качестве сильных сторон организации, и заполните таблицу:

Таблица 7.3.4

Сильные стороны деятельности организации

Распре­деле­ние функ­ций, полно­мочий и ответ­ствен­ности Сис­тема прог­нози­рова­ния и плани­рования Сис­тема моти­вации Сис­тема кон­тро­ля Инфор­мацион­ная сис­тема. Комму­ника­ции Кор­пора­тив­ные нор­мати­вы и стан­дар­ты Марке­тинг (Сбыт) Произ­вод­ство Логис­тика (Снаб­жение) Персо­нал (состоя­ние и управ­ление) Финан­сы (сос­тоя­ние и управ­ление)
                     

При заполнении таблицы по каждому пункту привести конкретные измеримые показатели, ориентируясь на которые можно проводить сравнение и определять тенденции.

9. Выделите среди характеристик внутренней среды организации (контролируемых факторов) те, которые могут рассматриваться в качестве слабых сторон (проблем) организации и заполните таблицу:

Таблица 7.3.5

Слабые стороны деятельности организации (проблемы)

Распре­деле­ние функ­ций, полно­мочий и ответ­ствен­ности Сис­тема прог­нози­рова­ния и плани­рования Сис­тема моти­вации Сис­тема кон­тро­ля Инфор­мацион­ная сис­тема. Комму­ника­ции Кор­пора­тив­ные нор­мати­вы и стан­дар­ты Марке­тинг (Сбыт) Произ­вод­ство Логис­тика (Снаб­жение) Персо­нал (состоя­ние и управ­ление) Финан­сы (сос­тоя­ние и управ­ление)
                     

При заполнении таблицы по каждому пункту привести конкретные измеримые показатели, ориентируясь на которые можно проводить сравнение и определять тенденции.

10. Определите и обоснуйте критерии значимости для организации выделенных Вами факторов внутренней среды проранжируйте (пронумеруйте в порядке убывания значимости) эти факторы раздельно в списке сильных и слабых сторон.

11. Сделайте выводы о соотношении сильных и слабых сторон организации, а также о наблюдаемых тенденциях.

12. Заполните таблицу 7.3.6 и сделайте выводы о приоритетных направлениях изменений, способствующих лучшему использованию сильных сторон организации

Таблица 7.3.6

Применение сильных сторон организации для реализации возможностей и устранения угроз со стороны внешней среды

Сильная сторона органи­зации (ССО) Варианты приме­нения ССО для реали­зации возмож­ностей, предо­ставля­емых внеш­ней сре­дой Варианты приме­нения ССО для устра­нения угроз внеш­ней сре­ды Предложения, способствующие лучшему использованию сильных сторон организации
       

13. Заполните таблицу 7 и сделайте выводы о приоритетных направлениях изменений, способствующих устранению проблем организации

Таблица 7.3.7

Приоритетные направления изменений, устраняющие проблемы организации

Проблема (слабая сторона) органи­зации Факторы внешней среды, усиливаю­щие проблему Факторы внешней среды, ослабляю­щие проблему Факторы внутрен­ней среды, усиливаю­щие проблему Факторы внутрен­ней среды, ослабляющие проблему Предлагаемые изменения, устраняющие проблему
           

14. Подготовьте отчет о выполненной работе.

15. Отчет о проделанной работе подлежит публичной защите, для которой должна быть подготовлена презентация (слайды, плакаты, раздаточный материал). Продолжительность выступления на защите 8-10 мин. После доклада в течение 5-10 минут будут заданы вопросы.

В состав отчета о выполнении проектного задания включают:

· титульный лист;

· содержание (оглавление);

· введение (2-3 стр.);

· основную часть (10-15 стр.);

· заключение (1-2 стр.);

· приложения (если необходимы);

· библиографический список (20-30 наименований).

Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями вуза

Во введении называются причины, по которым была выбрана организация для анализа, и формулируются проблемы этой организации.

Основная часть отчета содержит таблицы с комментариями, составленные в соответствии с настоящим заданием.

В заключении указываются выводы по результатам работы, обосновывается их полезность (ожидаемый социальный или другой эффект).

Список использованных источников информации должен насчитывать 20-30 наименований, из которых не менее 50% составляют публикации в СМИ и Интернет.

Отчет о проделанной работе оформляется с помощью компьютера на стандартных листах формата А4 со стандартными полями. Текст распечатывается шрифтом Times New Roman Cyr 12 с межстрочным интервалом 1,5. Все листы скрепляются с помощью металлических скрепок или прошиваются нитью.

Содержание и оформление проделанной работы должны соответствовать стандартам образовательного учреждения и государственным стандартам Российской Федерации. Обязательно соблюдение авторских прав других лиц, произведения которых использованы для проектной работы.

7.4. Задания для контрольных работ

Письменно ответьте на один из следующих вопросов:

Вопросы к теме 1

1. Почему и как изменились роль и задачи управляющих на предприятиях Россий­ской Федерации за последние годы?

2. Какой вклад в теорию управления внесли Ф.У.Тэйлор и последователи его школы? Имеют ли их результаты какое-либо значение сегодня?

3. Назовите и прокомментируйте принципы администрирования А.Файо­ля. Применяются ли они в наше время?

4. Опишите Хоторнский эксперимент и скажите, что он дал для развития теории управления?

5. Дайте характеристику основных концепций школы человеческих отношений и школы поведенческих наук. Актуальны ли они сейчас?

6. Назовите современные предпосылки развития школы количественных методов и опишите ее достижения.

7. Перечислите новые задачи управления. Как их появление скажется на требованиях, предъявляемых к управляющим?

Вопросы к теме 2

1. Назовите и подробно опишите 5-7 наиболее важных факторов внешней по отношению к организации среды. Каким образом Вы можете получить информацию о состоянии этих факторов?

2. Опишите процесс, посредством которого фактор потребителя может влиять на организационную структуру предприятия.

3. Назовите основные принципы целеуказания в организации. Объясните, откуда эти принципы вытекают.

4. Определите понятие "структура организации". Каким образом, структу­ра связана с целями организации?

5. Определите понятие «задача». Сравните его с понятиями «проблема», «цель», «исполняемая функция».

6. Опишите классификацию технологий по Вудворд и Томпсону. Укажите связи технологий с организационной структурой.

7. Какие преимущества перед конкурентами получает владелец объектов промышленной собственности?

8. Какие преимущества перед владельцем патентуемого объекта промышленной собственности имеет его конкурент?

9. Опишите правовые методы защиты технологий от неправомерного использования конкурентами. Что такое «патентная чистота» товара (услуги)?

Вопросы к теме 3

1. Перечислите главные факторы российской действительности, влияющие на индивидуальное поведение людей.

2. Дайте определение способностей, предрасположенности и одаренности человека. Укажите способы их измерения.

3. Каким образом управляющий может измерить и учесть восприятие, ожидание, точку зрения и личностные ценности подчиненного?

4. Назовите основные условия понимания подчиненными распоряжений руководителя.

5. Сформулируйте первый и второй законы управленческого общения. Определите понятия "шкала отношений" и "аттракция".

6. Опишите технику комплимента. Где его можно применять? Назовите другие приемы создания аттракции и раскройте их психологический механизм.

7. Опишите технику разговора-наказания и порядок ведения разговора - увольнения. Назовите общие и различные элементы этих разговоров.

8. Что такое группы и почему они образуются? Опишите основные характеристики групп и факторы, влияющие на динамику их развития.

9. Как и почему групповые нормы поведения влияют на людей?

10. Что такое "корпоративная культура"? Какие ее элементы в наибольшей степени влияют на поведение сотрудников современных организаций?

11. Приведите примеры того, как групповое поведение работников зависит от ориентации обслуживаемых ими функциональных областей.

12. Опишите наиболее известные теории лидерства.

13. Определите понятия «харизма» и «стиль» руководства. Связаны ли они между собой?

14. Опишите основные правила, которым желательно следовать, при организации рабочего времени современного руководителя.

15. Назовите основные причины современных производственных конфликтов?

16. Опишите несколько процессуальных теорий мотивации. Укажите усло­вия их возможного применения.

17. Назовите основные функции оплаты труда. Раскройте содержание моти­вационной функции заработной платы в современных условиях.

18. На каком этапе разработки стратегического плана организации произ­водится учет и изменение системы оплаты труда?

19. Назовите достоинства и недостатки конфиденциальности оплаты труда.

Вопросы к теме 4

1. Укажите общие черты и отличительные особенности понятий «полномочия», «власть», «влияние» и «лидерство».

2. Опишите основные источники власти. Совпадают ли они с источниками полномочий?

3. Какие характеристики полномочий и каким образом учитываются при проектировании систем управления?

4. Что такое баланс власти и ответственности? Всегда ли он существует?

5. Каким образом изменения в технологии и размере организации повлия­ли на руководство и власть в современных организациях?

6. Опишите систему документов в организации, закрепляющих полно­мочия за определенными должностями.

7. Опишите основные концепции делегирования полномочий и делегирования ответственности.

8. Назовите наиболее распространенные причины отказа от делегирования полномочий.

Вопросы к теме 5

1. Раскройте содержание понятий: организационная структура, структура рабочих функций, структура обмена услугами, информационная структура, ресурсно-технологическая структура.

2. Что такое целесообразность организационной структуры? Как она проверяется?

3. Опишите подходы "сверху вниз" и "снизу вверх" к решению проблемы целесообразности организационной структуры.

4. Опишите достоинства и недостатки специализации труда с точки зрения организации. Что такое глубина и размах деятельности?

5. Опишите метод анализа единиц работы в организации.

6. Определите понятия централизации и децентрализации. Назовите критерии оптимальности централизации.

7. Что такое проблемно-целевое управление и временные целевые группы?

8. Определите понятие «адаптивные (органические) организационные структуры». Опишите оптимальные условия их применения.

9. Опишите проектную и матричную организационные структуры управления. Что представляют собой структуры конгломератного типа?

10. Назовите основные проблемы, возникающие при построении матричных организационных структур.

Вопросы к теме 6

1. Определите понятие контроля и опишите его взаимосвязи с другими функциями управления.

2. Назовите основные функции и виды управленческого контроля.

3. Что такое стандарты контроля? Каким условиям они должны соответ­ствовать и какова процедура их разработки?

4. Опишите положительные и негативные воздействия контроля на людей.

5. Опишите элементы, включаемые в систему контроля организации, и процедуру разработки этой системы.

6. Какие принципы лежат в основе построения информационно-управляю­щих систем в контроле?

7. Назовите наиболее распространенные ошибки, допускаемые при осуществлении контроля.

8. Что такое обратное делегирование полномочий? Как оно учитывается при построении систем управленческого контроля?

9. Опишите основные информационные проблемы контроля.

Вопросы к теме 7

1. Определите понятия «факт», «данные», «информация», «информа­ционные ресурсы» и «информационный поток».

2. Назовите основных потребителей документографической информации в организации. Кто больше ориентируется на фактографическую и концепто­графическую информацию?

3. Определите понятие коммерческой тайны. Опишите систему мероприя­тий, необходимых для защиты коммерческой тайны предприятия.

4. Опишите процесс коммуникации между людьми?

5. Какие особенности человеческой психики применяются в рекламе для повышения эффективности коммуникации между организацией и потребите­лями ее товаров (услуг)?

6. Назовите основные элементы и этапы процесса коммуникаций.

7. Укажите каналы коммуникаций между подразделениями и уровнями управления. Какие характеристики присущи этим каналам?

8. Опишите основные типы коммуникационных сетей.

9. Назовите основные источники информационных шумов в процессе межличностных коммуникаций.

10. Какие преграды в организационных коммуникациях наиболее сильно искажают смысл информационных сообщений?

11. Какие организационные меры могут применяться для снижения уровня шумов в коммуникационных каналах предприятия?

Вопросы к теме 8

1. Дайте определение стратегии. Зачем она необходима?

2. Раскройте содержание понятий «политика» и «тактика». Как они связаны со стратегией?

3. Каким образом функция стратегического планирования связана с другими функциями управления?

4. Опишите наиболее известные стратегии предприятий. При каких условиях они эффективны?

5. Укажите место и роль маркетингового плана в общем стратегическом пл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: